АИЖК намерено смягчить правила выкупа у банков ипотечных кредитов
Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) решило принять меры по оживлению рынка ипотеки. С этой целью АИЖК планирует, в частности, смягчить правила выкупа у банков ипотечных кредитов. Агентство уже направило на эти цели 100 млрд. рублей. Либерализовать подход к банкам, выдающим ипотеку, АИЖК согласилось после того, как правительство пообещало агентству дополнительные 60 млрд. рублей, пишет газета «Коммерсант».
Наблюдательный совет АИЖК определил меры поддержки банков, занимающихся ипотечным кредитованием. Как рассказала руководитель департамента коммуникаций АИЖК Анна Ярцева, агентство рассматривает возможность смягчения правил выкупа у банков закладных по кредитам, установленных самим же АИЖК меньше 2 месяцев назад.
Банки начиная с октября стали повышать ставки по ипотечным кредитам и ужесточать условия их выдачи. О повышении ставок объявляли ВТБ 24, Альфа-банк, Абсолют-банк, «Дельтакредит», Юникредит банк, МДМ-банк, Городской ипотечный банк. Некоторые (ХКФ банк, МБРР, ДжиИ Мани банк) и вовсе приостановили ипотечные программы. По прогнозам АИЖК, по итогам
Пойти на эти меры банки заставило отсутствие длинных денег. Банки финансируют ипотечное кредитование в основном за счет продажи закладных по выданным кредитам АИЖК или другим банкам. При этом в период, предшествующий кризису, банки недостаточно строго оценивали заемщиков, что привело к ухудшению качества кредитного портфеля и росту просроченной задолженности по ипотеке в некоторых регионах до 6-9% при нормальном уровне 1%.
Для исправления ситуации АИЖК пошло на такие меры, как выселение неплательщиков, а также на ужесточение правил выкупа закладных у партнеров. Правила, введенные АИЖК с 15 сентября, предусматривают выкуп закладных, выданных с отклонениями от стандартной кредитной ставки АИЖК, с дисконтом (ранее АИЖК выкупало закладные по номиналу).
«Из-за сокращения объемов ипотечного кредитования под угрозой оказался нацпроект «Доступное жилье», именно поэтому правительство решило внести в уставный капитал 60 млрд. рублей для рефинансирования ипотечных кредитов»,- считает руководитель департамента ипотечного кредитования Юниаструм банка Сергей Бессонов.
По словам А.Ярцевой, агентство рассматривает возможность отсрочки дисконта при выкупе закладных от одного года до двух лет. Банки, которые выдали кредиты не по стандартам АИЖК, также смогут воспользоваться госпомощью. По словам А.Ярцевой, наблюдательный совет одобрил выкуп ипотечных ценных бумаг, выпущенных по таким кредитам. «При этом сторонним инвесторам АИЖК будет предоставлять свои гарантии качества этих бумаг, что должно стимулировать спрос на них»,- добавляет она.
Для этого агентство инициирует включение бумаг со своими гарантиями в ломбардный список Банка России, а также обсуждает с регулятором возможность предоставления ЦБ банкам кредитов для компенсации затрат на выпуск ипотечных ценных бумаг на срок до четырех месяцев (столько занимает процедура выпуска).
Банкиры неоднозначно относятся к предложенным АИЖК мерам. «Агентство будет выполнять роль системного оператора на рынке, выступая посредником между государством и коммерческими банками»,- считает руководитель блока «Ипотечное кредитование» Альфа-банка Илья Зибарев. Однако, по словам председателя правления Ипотек банка Вадима Юрьева, ликвидность банкам нужна сегодня, а предложения АИЖК рассчитаны на развитый рынок секьюритизации ипотеки, которого в России пока нет. «Процесс выпуска ипотечных облигаций займет не меньше полугода, а доходность по ним не превысит 11-13%»,- считает С.Бессонов.
Вводя послабления для банков, АИЖК принимает на себя дополнительные риски, отмечают опрошенные изданием эксперты. «Предложением агентства воспользуется максимальное число банков, которые попытаются выпустить по нестандартным кредитам ценные бумаги и продать их АИЖК. А увеличение числа плохих активов, принимаемых АИЖК на баланс, непременно скажется на качестве бумаг самого агентства»,- считает председатель комитета по секьюритизации Национальной ассоциации участников ипотечного рынка Александр Казаков.
Внесение изменений в высотный регламент застройки Санкт-Петербурга стало основным камнем преткновения в работе городской Комиссии по землепользованию и застройке (КЗЗ). Фактически, ликвидация противоречий в трех проектах изменений – модификации постановления №1731 и предложениях группы НИПЦ Генплана в двух вариантах – не удалась, а попытка согласования привела к тому, что исполнители «расставили по всей периферии города одинаковые пределы высотности», что не удовлетворило председателя КЗЗ, вице-губернатора города Александра Вахмистрова. Об этом рассказал на заседании Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗакСа депутат Сергей Малков.
По его словам, дополнительные трудности возникли в связи с тем, что представители КГИОП в КЗЗ, «почему-то отказались» распространить действие своего законопроекта о режимах застройки в зонах охраны объектов культурного наследия на зону регулирования застройки ЗРЗ-2, а также зону охраняемого ландшафта (ЗОЛ). Как подтверждает главный специалист КГХ Николай Журавский, на заседании КЗЗ 2 ноября стало известно о намерении КГИОП распространить режимы застройки исключительно на объединенную охранную зону и непосредственно примыкающую к ней зону ЗРЗ-1.
Как ранее сообщало АСН-инфо, на смягчении высотного регулирования в зонах ЗРЗ-2 или на переводе части этих зон в территории, регулируемые регламентами Правил землепользования и застройки, настаивали на слушаниях проекта ПЗЗ как застройщики, так и собственники земельных участков, в частности, в Пушкине, Павловске и Осиновой Роще. С.Малкову представляется существенным то обстоятельство, что режимы, в отличие от регламентов, не предусматривают возможности получения разрешений на превышение предельного параметра высотности, установленного на территории проектирования.
В результате, в настоящее время, по его словам, КЗЗ удалось выработать лишь «общие принципы» уточненного высотного регулирования без их картографического отображения. Они предполагают формирование 8 зон на всей территории города. Зоны 1 и 2 соответствуют территориям объединенной охранной зоны и зоны ЗРЗ-1 в центре и исторических пригородах. Зона 3 предусмотрена специально для «регулирования силуэта» застройки северо-западной части Василеостровского района для обеспечения охраны исторических панорам и визуальных коридоров со стороны Финского залива. Зона 4 применяется к территориям, в Генплане отображенным как зона ЗРЗ-2 с установлением кода ограничений в виде двух параметров – предельной высоты здания по карнизу и по коньку, причем последняя совпадает с предельной высотой внутриквартальной застройки. Зона 5, границы которой предполагается расширить, также учитывает сохранение согласованных предметов охраны – исторических видов, панорам, визуальных коридоров исторического центра и пространственных секторов восприятия основных исторических доминант. Здесь предполагается установление лишь одного предельного параметра. Для исторических центров пригородов и ЗОЛ на их территориях предусмотрена зона 6, также с одним предельным параметром. Зона 7 охватывает территории, не примыкающие к историческому центру или визуальным коридорам. Наконец, зона 8 предусмотрена для пригородов с сохранившейся архитектурной средой и прилегающих ландшафтов, влияющих на силуэты исторических городов-спутников и их восприятие с дальних точек обзора, в особенности со стороны Финского залива.
Как можно заключить из вышеприведенной систематики, предполагающей полную переработку картографической части высотного регулирования, намерение КГИОП «перепоручить» КГА установление пределов высотности в части «режимных» зон уравновесилось более строгим регламентированием этих параметров со стороны КГА. Впрочем, как подчеркивает С.Малков, рассмотрение общих принципов высотного регулирования, не говоря о частных поправках в этой части, еще далеко от завершения.