Обсуждение судьбы дворцово-паркового комплекса «Михайловка» потребовало поименного голосования
Длительная дискуссия на заседании ЗакС 17 сентября возникла в при рассмотрении законопроекта, внесенного депутатом Андреем Ловягиным (фракция «Единая Россия»). Закон «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» (ЗНОП) относится к территориям, обозначенном в адресном перечне Закона о ЗНОП в Петродворцовом районе под пунктами 14.31, 14.32, 14.42. Самый крупный из названных участков, согласно версии А.Ловягина, занимает территорию 118,6 га и Санкт-Петербургским пр., ул.Крылова, безымянным ручьем и берегом Финского залива. Здесь расположен дворцово-парковый комплекс «Михайловская дача».
Как напомнил депутат, на названной территории в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 25.04.2006 N 576-р и от 10.05.2007 N 586-р, предусмотрено в 2007-2010 годах проектирование, реконструкция (приспособление) комплекса дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» и строительство объектов для размещения бизнес-школы - Высшей школы менеджмента СПбГУ.
Председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов и представитель губератора в ЗакС Михаил Бродский разъяснили, что в настоящее время проект Высшей школы менеджмента представлен на государственную экспертизу. По словам Бродского, в этом году территория будущего учебного заведения передана в федеральную собственность, в связи с чем возникло несоответствие между федеральным и местным законодательством, которое и требуется устранить. Представители городского правительства также уточнили, что фактически речь идет о территории площадью 104 га.
Глава постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам (КГХ) Сергей Никешин высказал удивление в связи с тем, что законопроект, поступивший в ЗакС еще в августе, не был представлен на рассмотрение КГХ, которая занималась разработкой Закона о ЗНОП. Поступило разъяснение о том, что поскольку территория относится к федеральной собственности, вопрос не относится к компетенции комиссии.
Это объяснение не удовлетворило комиссию по той причине, что свидетельство о собственности не было представлено ЗакС. Депутат Алексей Ковалев высказал недоумение в связи с тем, что на заседание ЗакС не пришли ни представители руководства СПбГУ, ни директор Высшей школы менеджмента Валерий Катькало. Он также возмутился расхождением в цифрах, представленных депутатом Ловягиным и правительством: «А куда потерялись 14 гектаров?» А.Ковалев подозревает, что исключение проекта из ЗНОП связано с предполагаемым изменением функционального назначения участка между Нижней дорогой и берегом Финского залива, относящейся в Генплане к зоне Р4 (остальная часть с зданиями, планируемыми к реконструкции, отнесена к зоне Д).
В свою очередь, Владимир Гольман напомнил о том, что СПбГУ располагает значительными площадями в Петродворце, в том числе не используемыми общежитиями. По его мнению, новые площади университету для научной и преподавательской деятельности не нужны. «Скорее всего, эта территория будет отдана под индивидуальную жилую застройку для заинтересованных лиц», предположил В.Гольман в беседе с корреспондентом АСН-Инфо. Глава фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов предложил рассмотреть вопрос «без спешки», после предъявления всех необходимых документов и при участии представителей заказчика. «Странно, что такие вопросы город решает каким-то странным образом, через третьих лиц», - отметил депутат. Как напомнили оппонирующие депутаты, правительство Санкт-Петербурга могло внести проект в рамках законодательной инициативы.
Член КГХ Анатолий Костерев напомнил о том, что в настоящее время рабочая группа по переработке ЗНОП рассматривает перечень участков зеленых насаждений общего пользовния, которые КГА и Комитет по строительству предлагают исключить из адресного перечня закона. По его мнению, данный участок следовало рассматривать в рамках этого перечня.
Несмотря на возражения депутатов из фракций «Справедливая Россия» и КПРФ, а также КГХ, закон был представлен на голосование и принят незначительным большинством в 27 голосов. По предложению О.Нилова было проведено повторное поименное голосование, где против принятия высказалось 19 депутатов. Таким образом, закон были принят за основу. М.Бродский пообещал, то ко второму чтению будут представлены документы о собственности СПбГУ на территорию.
В пояснении к проекту закона А.Ловягин ссылался на одобрение проекта Общественным градостроительным советом в марте этого года. Как ранее сообщал АСН-Инфо, эскизный проект реконструкции и нового строительства зданий для Высшей школы менеджмента в Михайловке, представленный на Градсовете, предусматривал развитии нового учебного комплекса на трех участках территории, обозначенных как три очереди проекта. Первая очередь включала непосредственно исторический дворцово-парковый ансамбль, расположенный вдоль Санкт-Петербургского пр., вторая - участок территории к западу, не входящий в состав памятника и предназначнный для нового строительства (он и составляет 14 га), а третий - территорию между Нижней дорогой и берегом Финского залива, занятый необустроенной частью парка. Эскизный проект, представленный Градсовету, отображал только перспективное развитие первой и второй территорий.
Значение проекта в КИСП объясняют задачами развития науки и образования. Впрочем, при обсуждении перспектив развития наукограда в Петергофе в ходе общественных слушаний по проекту землепользования и застройки в Петродворцовом районе заместитель главы администрации Евгений Моторин не связал проект Высшей школы менеджмента с наукоградом. В то же время он высказывал надежду на то, что в состав наукограда в Старом Петергофе войдет более удаленная от университетского комплекса технико-внедренческая ОЭЗ «Нойдорф-Стрельна».
17 сентября Законодательное собрание в седьмой раз внесло изменения в закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящейся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции». Статья 8, которая повторно подвергается модификации, содержит перечень облигатных (пункт 1) и факультативных (пункт 2) условий, вменяемых инвесторам при заключении инвестиционных договоров.
В прежнем тексте закона в числе факультативных условий упоминались подпунктом 3 «иные права и обязанности инвестора и Санкт-Петербурга, установленные Правительством Санкт-Петербурга на основании положений федеральных законов и законов Санкт-Петербурга». В редакции, принятой 17 сентября, подпункт 3 гласит: «иные права и обязанности инвестора и Санкт-Петербурга, установленные Правительством Санкт-Петербурга, за исключением случаев, установленных действующим законодательством». Согласно интерпретации, представленной в пояснении к законопроекту, это незначительное изменение в тексте дает возможность исполнительным органам власти относить к инвестиционным условиям любые иные дополнительные права и обязанности инвесторов, помимо тех, которые предусмотрены федеральным законодательством и законами города.
В частности, в соответствии с текстом пояснительной записки, новая редакция закона «позволит увеличить количество участков, реализуемых путем проведения торгов за счет установления в качестве инвестиционных условий обязательств инвестора по решению имущественно-правовых вопросов с владельцами гаражей и КАСов, по передаче в собственность Санкт-Петербурга машиномест для предоставления льготным категориям граждан, передаче нежилых помещений для размещения объектов социальной инфраструктуры». При этом разъясняется, что прежняя редакция закона позволяла применять соответствующие обременения лишь в случае целевого предоставления участка, на что ни в прежнем, ни в новом тексте нет никаких указаний.
В то же время из текста новой версии подпункта 3 пункта 5 статьи 8 многострадального закона следует, что городское правительство отныне вправе накладывать на инвестора практически любые обременения, если они не оговорены законодательством. Такая трактовка может быть оспорена правовыми инстанциями, что с другими положениями данного закона уже происходило.
Следует отметить, что новая редакция закона была предложена Законодательному собранию в период пересмотра адресного перечня Закона о зеленых насаждениях общего пользования, необходимость которого в Стройкомитете объясняют недостаточным количеством свободных земельных участков для размещения социальных объектов. С учетом одновременной ликвидации КАС акценты в использовании территорий общего пользования смещаются в сторону созданий паркингов.
В ходе слушаний по проекту Правил землепользования и застройки во многих районах города - в частности, в Московском, где слушания достигли наибольшего накала - жители высказывали недовольство устройством паркингов на внутриквартальных территориях, ранее предусмотренных для зеленых насаждений.