А.Ольховский: Год назад банки соревновались за нас, теперь мы стоим к ним в очереди
Еще год назад, рассказал на форуме PROEstate 2008 глава Гильдии управляющих и девелоперов Александр Ольховский, российские банки серьезно конкурировали за заемщика-девелопера, устраивали тендеры на понижение ставок по кредитам. Теперь же сложилась обратная ситуация – банки ищут проекты с минимальными рисками и максимальной доходностью, а потенциальные заемщики «толпятся в очереди». Причем, если кредит менее 50 млн долларов девелопер с именем может получить во многих банках, то на большее можно рассчитывать без уверенности – такую сумму, возможно, рассмотрят в Сбербанке, в ВТБ, в Альфа-банке, Газпромбанке – на этом список Ольховского заканчивается. При этом сроки возврата колеблются от года до 3-х, что для строительного бизнеса нереально без возможности рефинансировать свои кредиты.
Между тем, по данным Colliers International, себестоимость строительства выросла за последние 12 месяцев в 2 раза, и без банковского ресурса девелоперы вынуждены получать средства лишь от продажи собственных уже завершенных проектов, чтобы было чем питать новые.
«Самый больной вопрос сегодня – наступит или не наступит кризис на рынке недвижимости. На рынке финансов он уже наступил», - заявил сегодня на пресс-конференции, состоявшейся в рамках форума PROEstate, генеральный директор ЗАО «Желдорипотека» Виталий Вотолевский.
С одной стороны, размышляет Вотолевский, дефицит кредитов, в том числе ипотечных, в конце концов, должен сказаться падением объема продаж, коррекцией и стабилизации роста цен на недвижимость. Однако, нельзя исключить, что компании примут меры для того, чтобы удержать цены. «Грамотные компании заморозят новые крупные проекты, и будут заниматься незавершенными. В результате объем предложений уменьшится. Проектов станет меньше», - считает Вотолевский.
«Что это – кризис или коррекция? Такая ситуация возникает и повторяется на Западе каждые семь лет», - сказал Вотолевский. По мнению эксперта, если сегодня и следует ожидать кризиса, то это «кризис без истерики», продолжительность которого может составить 1,5 – 2 года. Сославшись на события 1998 г, В.Вотелевский напомнил, что период адаптации после кризиса составил тогда не более 2,5 лет.
К числу государственных мер, которые могли бы способствовать предотвращению резкого спада объема строительства, Вотолевский причислил предупредительную внешнюю политику, поддержку банковской системы и использование резервных средств фондов развития на поддержание ипотечного кредитования.
«Правила игры на рынке вовсе не обязательно должны поменяться, - сказал Вотолевский. – Может быть, как раз именно сейчас следует ожидать правильных шагов государства в направлении рыночного развития. Франция и Великобритания по нескольку раз продавали и вновь национализировали государственные активы».