Лондон-Петербург. Губернатор отдает себе отчет


12.04.2005 14:37

Вчера в Лондоне губернатор Валентина Матвиенко заявила, что «теперь выделение земельных участков под строительство, продажа городской недвижимости проводится только на конкурсной основе, прозрачно и честно».



Текст выступления Валентины Матвиенко на экономическом форуме в Лондоне

Уважаемые дамы и господа!
Дорогие друзья!
 
Важной особенностью российского экономического форума, который уже в 8 раз собирает в Лондоне политическую и деловую элиту России и Великобритании – является рассмотрение региональных аспектов экономического развития России. Я благодарю организаторов форума за то, что в этом году впервые «региональная сессия» посвящена целиком Санкт-Петербургу. Я уверена, что это абсолютно правильный выбор.

С первых лет существования Санкт-Петербург аккумулировал передовой европейский и мировой опыт, был естественным мостом, связывающим Россию с Европой. В современных условиях, когда Россия демонстрирует значительные успехи экономического роста, открывая новой «Большой Европе» огромный потенциал своих рынков, мы склонны говорить о Петербурге как о европейских воротах в Россию.

Сегодня перед Россией стоит задача кроме сырьевого сектора – развитие производств с большой добавленной стоимостью. И если инновационный прорыв и модернизация страны названы Президентом России «одним из наших самых приоритетных национальных проектов», то историческая миссия Петербурга как раз и состоит в том, чтобы стать лидером российской модернизации, центром передовых инновационных идей.  

Мы отдаем себе отчет, что столь амбициозные цели будут достигаться в жесткой конкурентной борьбе между странами и регионами с так называемыми растущими экономиками. Санкт-Петербург готов к этой борьбе, и для этого у него есть все основания. Мы – европейская столица России и четвертый по численности населения мегаполис Европы. Наши геополитические, интеллектуальные, экономические, культурно-исторические преимущества по истине уникальны. 

Мы делаем все возможное для создания благоприятной деловой среды, максимального использования огромного экономического и инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга, вовлечения бизнеса в реализацию стратегически важных для города проектов и программ через систему частно-государственного партнерства.
 
В Петербурге для бизнеса созданы внятные, прозрачные, предсказуемые нормативно-правовые правила, равные как для отечественных, так и зарубежных партнеров. Мы упростили процедуры и исключили бюрократическую волокиту при принятии решений. Обеспечили равный доступ к земельным, топливно-энергетическим и иным ресурсам. Теперь выделение земельных участков под строительство, продажа городской недвижимости проводится только на конкурсной основе, прозрачно и честно.
 
Многолетний опыт сотрудничества с международными финансовыми институтами (Европейский и международный банки развития) научил нас проводить открытые аукционы, конкурсы, тендеры по продаже земли и недвижимости по международным нормам и правилам. Это самый эффективный способ борьбы с коррупцией. Самое пристальное внимание мы уделяем привлечению инвестиций в нашу экономику. У нас введены налоговые льготы для инвесторов, определены условия предоставления государственных гарантий Санкт-Петербурга, созданы цивилизованные условия для вовлечения недвижимости в рыночный оборот.
 
При этом мы отдаем себе отчет, что такие стимулы для развития бизнеса как налоговые льготы и преференции, безусловно, важны, но они отнюдь не основные факторы, влияющие на принятие решений об инвестировании. Гораздо важнее – экономическая и социальная стабильность, гарантии сохранения условий инвестиционной деятельности, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, надежное транспортное сообщение. И все это вам может предложить Санкт-Петербург.
 
Уже сегодня мы добились устойчивых высоких темпов роста экономики, которые по итогам 2004 года превышают общероссийские показатели более чем в 2 раза (14,1%). Как известно в Санкт-Петербурге нет нефти и газа, поэтому очень важно, что экономический рост достигнут за счет базовых отраслей нашей промышленности, – машиностроения, металлообработки, пищевой промышленности. Хороших результатов добились высокотехнологичные, успешно продвигающие свою продукцию на мировые рынки предприятия энергомашиностроения и судостроения. 
Динамично развивается транспортный комплекс. Наш порт стал крупнейшим портом Балтики, а по сухим грузам – и Российской Федерации.
 
В конце 2004 года уровень регистрируемой безработицы был в Петербурге одним из самых низких в стране и составил 0,8% экономически активного населения. 

За 2004 год объем иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга вырос на 40 процентов Дело тут не просто в цифрах, хотя они и рекордные для последних лет. Решительно изменился сам инвестиционный пейзаж. В круг наших инвесторов одна за другой включаются ведущие европейские, мировые и отечественные компании. Иностранные компании вкладывают свои средства в строительство новых заводов, строят дороги, открывают гостиницы и супермаркеты, управляют жилищным фондом.  Например, только Шанхайская Инвестиционная компания планирует вложить до полутора миллиардов долларов в строительство современного города-спутника на территории Санкт-Петербурга.

2004 год стал годом перелома в отношении большого российского бизнеса к Санкт-Петербургу. Ряд крупнейших компаний приняли решение либо о переезде в Петербург, либо о создании у нас своих дочерних фирм. Решен вопрос о перерегистрации в Петербурге «Внешторгбанка», «Совкомфлота», «Транснефтепродукта» и других компаний. В Петербурге открыли свои дочерние предприятия ведущие российские нефтяные компании – «Лукойл», «Роснефть», «Транснефть», а также «Газпром». 
 
Рост экономики положительно сказывается и на росте городских доходов. Беспрецедентным стало увеличение доходов в бюджете нынешнего года – на 38% (более чем на 1 миллиард долларов). При этом рост достигнут без увеличения фискальной нагрузки на экономику.
 
Эффективная бюджетная политика и низкий уровень долга Санкт-Петербурга обеспечивают неуклонный рост рейтингов города по международной шкале. Дважды за прошлый год международные агентства повышали рейтинг Санкт-Петербурга. Впервые рейтинги Петербурга получили статус инвестиционных. Это значит, что переход Санкт-Петербурга в зону инвестиционной привлекательности на международных рынках закреплен официально.
 
Мне как Губернатору очень приятно говорить о достигнутых в очень короткие сроки результатах, но хочу вернуться  к началу своего выступления и сказать следующее. Сегодня в условиях конкуренции за инвестиции мы остро ощущаем необходимость не только в принятии верных тактических решений в работе с инвесторами, с чем мы успешно справляемся. Мы все больше нуждаемся в долгосрочной государственной инвестиционной стратегии как в масштабах региона, так и, что очень важно, в масштабах страны. У нас должна быть ясная политика в отношении формирования зон промышленного развития  (научных и технологических парков) и применения различных схем частно-государственного партнерства. Мы должны работать над созданием специальных институтов по привлечению инвестиций и сформировать необходимое  правовое поле для их эффективной деятельности. 
 
Если до последнего времени мы исповедовали принцип – наши двери открыты для всех, то сегодня необходимо действовать избирательно и адресно. Мы должны максимально эффективно использовать имеющиеся у нас конкурентные преимущества для привлечения инвестиций, прежде всего, в те отрасли, которые могут стать «точками роста» экономики в целом.
 
Мы должны создавать особые зоны развития, которые будут мультиплицировать эффект инвестиций, формировать промышленные кластеры и, в конечном итоге, способствовать решению социальных и экономических проблем. Санкт-Петербург в этом контексте претендует на размещение у себя научных парков и парков высоких технологий, формирование конкурентоспособных промышленных кластеров машиностроения и судостроения.
 
Мы уже сделали серьезную заявку на формирование в регионе кластера автомобилестроения. Но это не может быть вопросом только одного региона и требует серьезной политической поддержки, эффективной долгосрочной инвестиционной стратегии на федеральном уровне.
 
В эпоху глобализации мировой экономики власть и бизнес должны постоянно «держать руку на пульсе», обмениваться мнениями и совместно вырабатывать эффективные решения. 
 
В этой связи значение Российского экономического форума в Лондоне трудно переоценить. Англия на протяжении веков была источником новых экономических идей, средоточием экономической мысли, а со времен Великого Посольства Петра Первого – во многом и примером того, как следует вести бизнес. Недаром первая и существующая поныне набережная Санкт-Петербурга носит имя Английской.

Проведение форума в Лондоне способствует не только интеграции России в европейскую и мировую экономику, но и придает дополнительный импульс новым инициативам и проектам внутри России. 

Для Санкт-Петербурга Великобритания – один из ведущих внешнеэкономических партнеров. Нас не может не радовать увеличивающийся из года в год товарооборот, рост британских инвестиций в нашу экономику, причем инвестиций преимущественно прямых.

Все больше британских компаний приходят на наш рынок и способствуют значительному ускорению развития многих отраслей, таких как телекоммуникации, парфюмерная и пищевая промышленность. Вместе с тем потенциал нашего экономического сотрудничества и возможности для инвестиций в экономику города далеко не исчерпаны.

Сегодня на специальной сессии, посвященной Санкт-Петербургу, мы представим наши крупные стратегические инфраструктурные проекты.

Я приглашаю вас к продуктивной дискуссии в рамках форума и  долгосрочному сотрудничеству на практике. Приезжайте в Санкт-Петербург, начните работать в нашем городе, узнайте его красоту и величие, и я уверена, вы обязательно его полюбите так же, как его люблю я. Вы обязательно захотите остаться и совершить что-нибудь значительное, войти в сообщество людей разных национальностей, которые со времен Петра Первого созидали и продолжают созидать один из самых прекрасных городов Европы.

От всей души желаю успеха всем участникам форума и добро пожаловать в Санкт-Петербург!
АСН-Инфо




12.04.2005 14:26

Ленинградская область строит новые полигоны для мусора.

Регион возводит крупные хранилища и перерабатывающие мощности в Кингисеппском, Гатчинском, Кировском районах. Одновременно ведется проработка вариантов строительства мусороперерабатывающих заводов в пригороде, чтобы снять нагрузку на перегруженные полигоны, обслуживающие Петербург. По статистике, 70% мусора, складируемого в области, является отходами города, свозимыми на полигоны Всеволожского, Ломоносовского и других районов.
 
«Наш регион выражает беспокойство перегруженностью резервуаров городских свалок в черте области. Между тем, у Ленинградской области есть концепция переработки и складирования отходов, видение перспективы развития этого направления», – отметил председатель областного комитета по природопользованию и экологической безопасности Михаил Дедов. По его словам, областные власти поддержат все начинания в сфере переработки и складирования бытовых отходов.

АСН-Инфо




12.04.2005 14:13

Как считает Михаил Зурабов, надо повременить с продолжением реформы по монетизации льгот и, в частности, с монетизацией льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.



«Пока мы не научимся управлять тарифами естественных монополий, все разговоры про ускоренную монетизацию опасны обнищанием населения», – заявил министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов, сказав также, что выплаты придется индексировать вслед за ростом тарифов на газ, воду, электричество и тепло.

С Зурабовым согласны представители других министерств, непосредственно причастных к реформе. Так, сотрудник Минэкономразвития заявил журналистам, что двух монетизаций правительство может и не пережить. «Политически и финансово монетизация оказалась провальной, поэтому лучшее решение – отложить вторую часть», – заявил сотрудник Минэкономразвития, указав, что правительство до сих пор не оценивало ни стоимость реформы, ни ее возможные последствия.

Между тем, источник в Минфине заявил, что кабинет «принципиально» не обсуждал возможность переноса реформы. Напомним, что монетизация льгот на транспорт, санаторное лечение и лекарства, прошедшая в начале 2005 года, вызвала массовые протесты по всей России и, в конечном итоге, обошлась государственной казне в два раза дороже, чем было запланировано (расходы на нее составили около 300 млрд рублей).

Следующим этапом реформы должна стать монетизация льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, намеченная на 2006 год.
По материалам Lenta.ru