Москва. Приватизацию - разрешить


15.06.2006 22:06

Конституционный суд признал противоречащей Конституции РФ норму жилищного законодательства, запрещающую приватизацию социального жилья, полученного после вступления в силу Жилищного кодекса 1 марта 2005 года.

Оглашение постановления КС по делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 2 статьи 2 и статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ) состоялось в четверг. КС признал не соответствующими Конституции статьи, в соответствии с которыми бесплатной приватизации не подлежат жилые помещения, полученные по договору социального найма после 1 марта 2005 года.


В то же время суд счел не противоречащим основному Закону положение жилищного законодательства, в соответствии с которым бесплатная приватизация жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда запрещается с 1 января 2007 года.


Поводом к рассмотрению вопроса послужил запрос Верховного суда РФ и жалоба группы граждан. Заявителю Хайдару Орлову - инвалиду Великой Отечественной войны к 60-летию Победы была предоставлена квартира взамен той, в которой он проживал со своей семьей - женой и внуком. Однако в приватизации квартиры ему было отказано, несмотря на то, что свое право на однократную приватизацию жилья ни он, ни члены его семьи так и не реализовали.


Заявители указывают на то, что в соответствии со статьей 55 Конституции РФ в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. Они отмечают также, что названные нормы противоречат конституционным требованиям справедливости и ставят граждан, получивших жилье после 1 марта 2005 года, в неравное положение по сравнению с теми, кто получил жилье ранее по тем же основаниям. То есть, по их мнению, налицо нарушение конституционного принципа равенства граждан перед законом.


Кроме того, считают заявители, запрет на приватизацию государственного и муниципального жилья неизбежно нарушит права несовершеннолетних, которые в силу возраста не смогут воспользоваться своим правом на однократную бесплатную приватизацию жилья.


Представитель Верховного суда (ВС) РФ Валентин Ершов, выступая 20 апреля на заседании КС, также заявлял, что ограничение на приватизацию социального жилья, полученного после 1 марта 2005 года, не соответствует Конституции, поскольку нарушает предусмотренное законом равноправие граждан. Противоречит Конституции, по мнению В.Ершова, и положение, запрещающее бесплатную приватизацию жилья после 1 января 2007 года.


Представители других ветвей власти неоднозначно относятся к вердикту Конституционного суда. Член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Галина Хованская, которая в парламенте курирует жилищные вопросы, назвала это решение «правильным, справедливым и гуманным».
«Жилищный кодекс сделал неравными права граждан, проживающих по социальному найму: те, кто получили квартиру до 1 марта 2005 года, имели право ее приватизировать, а те, кто после - нет, - констатирует депутат. - Что это означает? К примеру, по новому Жилищному кодексу в аварийном доме приватизировать квартиру нельзя. То есть при переселении обитатели, которые не являются собственниками квартиры, получат новое жилье не в собственность, а только по договору социального найма, и по действующим нормам ЖК не могут эту квартиру приватизировать».


Г.Хованская не считает, что решение КС станет существенным стимулом вставать в очередь. «Сейчас очередники ждут квартиру больше 20 лет, в будущем - даже по самым оптимистичным оценкам - этот срок составит не менее 5-7 лет. Тех, кто в состоянии обойтись без помощи государства, не станут тратить время и силы», - убеждена депутат.Представители исполнительной власти Москвы решением КС недовольны. «С точки зрения социальной политики, это абсолютно неправильное решение», - говорит заместитель руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда Николай Федосеев. По его словам, в прошлом году в Москве на условиях социального найма было предоставлено 4,7 тыс. квартир, в этом году планируется выделить около 5 тыс.
«После решения КС значительная доля этих квартир перейдет в собственность граждан. Но город-то их построил на свои средства для того, чтобы предоставлять малообеспеченным семьям», - напоминает замруководителя департамента.


Кроме того, отмечает Н.Федосеев, «существенная часть социального жилья достанется не тем, на кого оно рассчитано». «Много квартир мы предоставляем престарелым гражданам. В итоге через 5-10 лет в них будут жить внуки, племянники или даже опекуны, заключившие с пожилыми людьми договоры ренты. То есть не те, кто действительно нуждается в квартирах, а те, кто окажется проворнее».

Источник: Интерфакс




15.06.2006 21:17

В июле 2006 года будет завершено обоснование инвестиций проекта строительства скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, строительство начнется в следующем году.

Об этом сегодня в рамках X Петербургского экономического форума заявил руководитель Федерального Дорожного агентства Олег Белозеров. Он отметил, что в настоящее время готова техническая документация на наиболее загруженный участок новой дороги – участок «15 км – 58». Эта дорога соединит КАД и аэропорт Шереметьево. Магистраль протяженностью 43 км включает в себя 6 мостов, 12 путепроводов и 9 развязок. По словам О.Белозерова, общая стоимость строительства этого участка составит 55 млрд руб.


Как предполагает Росавтодор, 53% средств составят частные инвестиции (29 млрд руб.), 47% - средства Инвестиционного фонда (26 млрд руб.). Белозеров сообщил, что в настоящее время предварительные заявки на участие в концессионном конкурсе подали 11 инвесторов, в основном это иностранные компании, специализирующиеся на строительстве дорог. Планируется, что во второй половине 2006г. пройдет концессионный конкурс, где будет выбран один инвестор. В 2007г. начнется строительство. Интенсивность движения на участке дороги Москва - Санкт-Петербург к 2010г. по расчетам составит 65-70 тыс. автомобилей в сутки, потенциальная интенсивность - 140 автомобилей в сутки. Белозеров отметил, что этот участок автомагистрали по планам будет веден в эксплуатацию в конце 2010г. Предполагаемая стоимость проезда по данному участку не будет превышать 1,5 руб. за 1 км.


Общий объем инвестиций в проект строительства автомагистрали Москва - Санкт-Петербург сейчас составляет 200-240 млрд руб. Срок окупаемости – 17 лет. Планируется, что магистраль будет построена к 2011г. В настоящее время ведется подготовка территорий, в частности выкуп земельных участков, перенос коммуникаций. Общая протяженность трассы составит 670 км.

Источник: РБК