Саморегулирование проектно-строительных организаций может привести к монополизму


18.11.2009 21:27

Замена системы гослицензирования механизмом саморегулирования проектной и строительной деятельности сообщества предпринимателей может привести к созданию монополии нескольких крупных государственных и частных компаний. Такое мнение ИА Интерфакс высказал генеральный директор «ГлобалЭлектроСервиса» (ведет проектно-изыскательские работы, строительство энергообъектов, управляется компанией «Сумма Капитал») Эльдар Нагаплов.

Он отметил, что закон «О саморегулируемых организациях» и отмена с 1 января 2010 г. действия гослицензий были направлены на ликвидацию двух основных проблем: монополии государства в регулировании рынка и неоперативное реагирование органов лицензирования на изменения рынка. При этом предполагается решить ряд задач, среди которых защита интересов частного капитала, разработка и внедрение силами общественных объединений комплекса правил в области проектирования и строительства, контроль за их соблюдением всеми членами СРО.

«Идея, безусловно, правильная, своевременная и необходимая», - считает эксперт. В то же время возникнет ряд новых проблем, уверен он. В частности, крупные заказчики, чтобы оградить себя от недобросовестных подрядчиков, закономерно будут стремиться к созданию подконтрольных СРО, пояснил Э.Нагаплов. При этом потенциальные подрядчики, возможно, будут вынуждены входить в состав сразу нескольких СРО для участия в проектах разных заказчиков, не исключил он. «Это может привести к постепенному переходу к монополистическому распределению рынка работ. Вероятность монополизации рынка проектных услуг достаточно высока. Избежать этого явления поможет, на наш взгляд, вмешательство независимого арбитра – государства. Форма такого вмешательства – вопрос будущего», - отметил Э.Нагаплов.

Кроме того, по его словам, в достаточной степени не определены суть и порядок взаимодействия игроков рынка. «Создается парадоксальная ситуация, когда требования к исполнителю формирует сам исполнитель», - подчеркнул эксперт.

В соответствие с принятой идеологией СРО, прием новых членов, установление степени соответствия уровня той или иной организации требованиям регламентов, качества выполненных работ будет нести черты отношений потенциальных конкурентов, и в этой связи сложно избежать предвзятости, добавил он.

С другой стороны, образование нескольких СРО, неизбежно приведет к различиям в уровне требований к участникам организаций, считает Э.Нагаплов. Кроме того, он полагает, что из-за отсутствия особых новых требований при вступлении в СРО все компании, ранее имевшие лицензии, получат допуск к работам до 1 января 2010 г.

ИСТОЧНИК: АСН-инфо



18.11.2009 21:26

В число 30 федеральных памятников, которые планируется выставить на продажу в Фонде имущества Санкт-Петербурга в 2010 г., входят Большой Гостиный двор (арендатор - ОАО «Большой Гостиный Двор» до 2049 г.); гостиница «Астория» (арендатор ЗАО «Гостиничный комплекс «Астория» до 2048 г.); дома на Адмиралтейской наб., д.8, лит. А и в Черноморском пер., 4, лит. Б (арендатор ООО «Северо-Западная финансовая группа» до 2049 г.); дом на М. Морской ул., 23 (арендуемый ЗАО «Гоголя 23» до 2044 г.); дом на наб. канала Грибоедова, 13 (арендуемый ООО «Торговый дом «Дружба-Универсал» до 2043 г.); бывшее здание Круглого рынка на наб. реки Мойки, 3 (арендумое ОАО «Совкомфлот» до 2055 г.) и дом Конногвардейском бульваре, 7 лит. А (арендуемый ЗАО «Икар» до 2040 г.). Такие сведения привел в депутатском запросе к губернатору Санкт-Петербурга Алексей Ковалев.

Он отмечает, что доход, который планируется получить город в 2010 г. от продажи имущества, находящегося в госсобственности, запланирован проектом бюджета на уровне 5 млрд. рублей. В то же время доходы от арендной платы предусмотрены в размере более 10,5 млрд. рублей.

Перечисленные памятники находятся в удовлетворительном состоянии, считает А.Ковалев. Так, в частности, на реставрационные цели арендатором Гостиного двора ежегодно направляется порядка 55% годового дохода компании. Не вызовет ли продажа возмещения из средств бюджета эти затраты, - интересуется он.

Кроме того, очевидно, что в случае продажи город будет обязан возвратить уже полученные им авансовые платежи по арендной плате, в том числе по объектам: Малая Морская ул., 23 (арендная плата до 07.02.44 в размере более 2,64 млн. долларов внесена в полном объеме), Андреевский рынок (ЗАО «Торговый центр «Андреевский»; внесена авансированная арендная плата до 01.07.50). А то, что эти объекты обременены договорами аренды и, соответственно, претендовать на их приобретение будут только их нынешние арендаторы, не позволит городу как продавцу получить наиболее высокую цену при их продаже, говорится в запросе. В результате продажи этих памятников, по подсчетам А.Ковалева, доходы бюджета не возрастут, а в перспективе уменьшатся примерно на треть.

ИСТОЧНИК: АСН-инфо