На модернизацию российской инфраструктуре необходимо 1,5-2 трлн. долларов


27.08.2009 13:27

Информационная группа инвестиционного холдинга «Финам» провела конференцию «Проблемы российской инфраструктуры: старение, износ и недофинансирование». Ее участники обращают внимание на плохое состояние многих построенных еще в советские времена объектов. Для модернизации инфраструктуры могут потребоваться 1,5-2 трлн. долларов, но получить их от частных инвесторов сложно – мешают низкие тарифы и коррупция.

Состояние российской инфраструктуры можно назвать тяжелым. «На мой взгляд, самая критичная ситуация – в дорожной инфраструктуре. Там только бюджетные деньги и отсутствие бизнеса. А лучшее – в водоснабжении. Там более-менее понятно с деньгами, муниципальная ответственность (что очень хорошо, потому что задачи сомасштабны) и бизнес развивается», - рассказал руководитель направления городского хозяйства Института экономики города Сергей Сиваев.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов отметил: «Степень износа основных фондов по такому виду экономической деятельности, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды составляла по состоянию на 2007 г. около 50%. Причем показатель удельного веса полностью изношенных фондов здесь был равен около 15% ».

Модернизация российской инфраструктуры, по оценкам экспертов, потребует 1,5-2 трлн. долларов. Причем во многих отраслях ресурсы может выделить только государство. «Куда, к примеру, ЖКХ деть? Западные инвесторы – не благотворительная организация. Если будет прибыль – они придут, если прибыли не будет – они из своих денег просто так ничего делать не будут. Кстати, что на Западе услуги ЖКХ стоят намного больше, чем у нас», - отметил А.Перов. По мнению С. Сиваева, ключевой вопрос инфраструктурного развития – нахождение баланса государственного и частного. «Главная идея ГЧП - привлечение частного бизнеса к управлению государственными (или муниципальными) активами. И это в цивилизованном мире рассматривается как реальная альтернатива приватизации (или созданию госкорпораций)», - заявил он.

Однако, здесь возникает еще одна известная российская проблема. «Без продвижения в вопросах борьбы с коррупцией масштабное инвестирование в инфраструктурные проекты может оказаться неэффективным. Ждать полной победы над коррупцией – никаких сроков не хватит», - говорит директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин.

ИСТОЧНИК: АСН-инфо



27.08.2009 13:10

Доходы от реализации инвестиционных контрактов в Москве резко упали. При годовом плане в 8,338 млрд. рублей (и так сниженном по сравнению с предыдущими годами) за I полугодие 2009 г., по данным экономической политики и развития, было собрано всего 2,116 млрд. «Конечно, город стал меньше получать – стройки стоят, инвесторы достраивают то, что есть, а новые проекты практически не начинают», - комментирует руководитель департамента Марина Оглоблина, пишет газета «Ведомости».

С начала года правительство Москвы снизило свою долю в инвестконтрактах. Ранее город рассчитывал свою долю, исходя из рыночной стоимости проекта, и забирал до 50% квадратными метрами или деньгами. Заместитель гендиректора ДСК-1 (жилье эконом-класса) Андрей Паньковский рассказывает, что у его компании доля города увеличивает себестоимость в 1,5 раза, а если при этом застройщику необходимо за свой счет подводить инженерные сети и строить социальные объекты (школы, детские сады), то в 2-2,5 раза. Коммерческий директор «Капитал груп» (недвижимость бизнес-класса) Алексей Белоусов приводит расчет: «Построить голую коробку дома под ключ стоит около 1000 долларов за 1 кв. м, подвести сети – 500 долларов, при коэффициенте потерь около 20% (нежилые площади) себестоимость строительства составляет порядка 1900 долларов. Доля города в зависимости от выхода площадей, месторасположения и типа недвижимости до кризиса составляла 30-50%. В итоге 1 кв. м без учета коммуникаций застройщику обходился примерно в 3000 долларов».

Теперь формально и доли-то никакой больше нет: инвестор платит за право аренды земельного участка 60%от его кадастровой стоимости. Для собственников зданий, например, экономия составляет 30-40%, утверждает М.Оглоблина.

Снижение доли города, а значит, и себестоимости в итоге обязательно приведет к снижению цены, уверен А.Паньковский. Но за I полугодие открыто всего 2 новых жилищных инвестиционных проекта, говорит руководитель стройкомплекса Владимир Ресин. Департамент экономической политики и развития города анализирует каждый инвестиционный проект в Москве. По результатам будет подготовлен пакет дополнительных мер поддержки инвесторов, обещает М.Оглоблина. Восполнить потери бюджета от снижения инвестиционной активности, по ее словам, «пока не представляется возможным».

ИСТОЧНИК: АСН-инфо