Освобождение «долевки» от НДС оптимизирует применение закона №214-ФЗ


13.03.2009 14:25

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях защиты прав участников долевого строительства» рекомендован к одобрению Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Как считает председатель Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельных вопросам (КГХ) ЗакС Сергей Никешин, предложенные группой депутатов Госдумы поправки в федеральное законодательство существенно повысят заинтересованность строительных компаний в соблюдении закона №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».

По данным, оглашенным на депутатских слушаниях по проблемам долевого строительства, петербургские застройщики заключают с клиентами договоры долевого участия, предусмотренные законом 214-ФЗ, лишь в 10% случаев. В целом по РФ этот показатель не превышает 16%. Значительно чаще применяются предварительные договоры и обходные схемы, в частности, с использованием векселей. Это связано, в частности, с тем, что заключение договора долевого участия предусматривает уплату застройщиком НДС по этим договорам.

По мнению авторов законопроекта, взимание НДС со сделок по приобретению жилья на стадии строительства создает неравные экономические условия для дольщиков и лиц, приобретающих квартиры на вторичном рынке. Кроме того, уплата НДС приводит как к удорожанию возводимых объектов, так и к нерациональному отвлечению средств от строительства. На практике применение двойной налоговой нагрузки приводит к использованию схем искусственной минимизации вознаграждения за услуги, что влечет за собой другие схемы ухода от налогов.

Обосновывая целесообразность освобождения застройщика в рамках договора долевого участия от НДС, авторы отмечают, что эта мера позволит создать условия для более цивилизованного развития первичного рынка жилья и создаст мотивацию для соблюдения закона 214-ФЗ.

Другие поправки к действующему законодательству, предусмотренные законопроектом, распространяют понятие «застройщик» также на юрлиц, пользующихся земельными участками на условиях субаренды, а также позволяют регистрировать договоры долевого участия юрлицам, пользующимся земельными участками на праве бессрочного пользования или по договору аренды или субаренды на срок менее 1 года.

Проект также предусматривает корректировки в действующий закон «Об ипотеке», сокращающий перечень документов и срок регистрации договоров, заключенных не с первым участником долевого строительства, а также отменяющий зависимость срока погашения регистрационной записи об ипотеке от срока регистрации прав собственности последним дольщиком.

Наконец, корректировки в закон «О несостоятельности (банкротстве)» вводят положение о переходе обязательств по жилищному строительству, предполагающему возникновение права собственности граждан на жилые помещения, на нового собственника при выкупе обнакротившегося предприятия, в составе которого имеются земельные участки с завершенными и не завершенными объектами жилищного строительства.

Законодательная инициатива группы депутатов Госдумы, вносящая изменения также в Налоговый кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, снабжена подробным финансовым обоснованием, из которого следует, что выпадающие доходы госбюджета в связи с предлагаемыми изменениями налогообложения частично (более 60%) компенсируются увеличением налога на прибыль и уплатой госпошлин при выходе долевого строительства из теневых схем. Как отметил С.Никешин, законопроект с рядом оговорок поддержан правительством России (соответствующее заключение подписано вице-премьером РФ Сергеем Собяниным).




13.03.2009 14:15

Планы по финансированию развития транспортной системы России принципиальной корректировке не подвергнутся, заявил вице- премьер правительства Сергей Иванов на коллегии Министерства транспорта, посвященной итогам 2008 г. «Приоритетными должны стать проекты общегосударственного значения, в том числе реализуемые на условиях государственно-частного партнерства. Одновременно считаю необходимым подчеркнуть, что, несмотря на некоторое снижение бюджетных ассигнований, наши планы принципиальной корректировке не подвергаются», - отметил он.

С.Иванов подчеркнул, что важнейшими проектами в ближайшее время останутся строительство платных дорог на основе государственно-частного партнерства ГЧП), проекты по созданию инфраструктуры для подготовки проведения Олимпиады в Сочи, а также строительство объектов при подготовке к форуму АТЭС.

Он подчеркнул, что инвесторы не отказываются от финансирования строительства участков платных дорог (Москва – Санкт-Петербург и Москва – Одинцово). По словам вице-премьера, для полной реализации транспортных проектов правительств должно подключить все имеющиеся в его арсенале средства, «способные позитивно воздействовать на процесс модернизации и расширения существующей инфраструктуры».

С.Иванов отметил, что государственное финансирование транспортного комплекса страны в 2008 г. было увеличено на 42%, до 421 млрд. рублей. Объем инвестиций в основной капитал достиг почти 1 трлн. рублей. «Столь значительные денежные вливания позволили не только гарантированно обеспечить потребности экономики, но и дали возможность успешно реализовать целый ряд важных инфраструктурных проектов», - отметил он.

В свою очередь министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что с учетом правительственных решений министерство подготовило предложения по оптимизации бюджетных расходов на основе установленных приоритетов развития транспорта.

И.Левитин считает необходимым сохранение финансирования инфраструктуры для реализация проектов на условиях ГЧП, в том числе организации высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ.

Он отметил, что приоритетными также являются проекты, имеющие социальное значение, такие как автодорога Чита – Хабаровск, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс Усть-Луга – Балтийск, а также морской пассажирский терминал на Васильевском острове (Санкт-Петербург).

Кроме того, финансирование должно быть сохранено для согласованного развития транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, для внедрения инновационных технологий на транспорте.

И.Левитин сообщил, что расходование средств ФЦП «Модернизация транспортной системы России в 2002-2010 гг.» в 2008 г. составила 795 млрд. рублей за счет всех источников финансирования. В том числе, на финансирование подпрограммы «Автомобильные дороги» использовано 52% всех объемов бюджетных ассигнований. Значительной составляющей расходов федерального бюджета стали субсидии субъектам РФ на дорожное хозяйство, размер которых в 2008 г. составил 100 млрд. рублей.

На воздушном транспорте основным направлением финансирования является развитие объектов наземной инфраструктуры в аэропортах. Объем финансирования в 2008 г. составил 23 млрд. рублей, что на 18% больше показателей 2007 г., передает ИА Интерфакс