Приморский рынок, особняк Кайгородова, дом-мастерская Аникушина и Железнодорожный вокзал платформы Горская признаны выявленными памятниками


22.01.2024 16:30

Распоряжениями председателя КГИОП Сергея Макарова «Приморский рынок» (Малый пр. П.С., 54-56), «Особняк Н.Н. Кайгородова» (пр. Тореза, 29), «Дом-мастерская М.К. Аникушина» (Вяземский пер., 8) и «Железнодорожный вокзал платформы Горская» (пос. Лисий Нос, участок ж.д. «Авиационная ул. – Горский ручей», лит. Б) включены в перечень выявленных объектов культурного наследия.


Приморский рынок

В существующих границах участок известен с 1830-х годов. В атласе Н. Цылова 1849 года на нём обозначены небольшие деревянные строения. В 1860-е годы, согласно архивным данным, на участке существовал одноэтажный деревянный дом с мансардой и бельведером.

Часть рыночной территории в 1890-е годы арендовал известный антрепренёр Абрам Петрович Лейферт для склада декораций. В 1911 году Городская управа разрешила строительство железобетонных торговых помещений.

Дореволюционные торговые павильоны были разобраны после Великой Отечественной войны. В 1953-1956 годах было возведено новое здание рынка по проекту архитекторов Лазаря Марковича Хидекеля и Олега Борисовича Голынкина, включавшее в себя гостиницу, столовую и чайную.

Комплекс выполнен в торжественном и монументальном стиле послевоенной сталинской неоклассики. Здание состоит из трёх павильонов, связанных между собой колоннадой из двадцати двух рустованных колонн. Каждый из павильонов увенчан треугольным фронтоном с модульонами, под ним – полуциркульная входная ниша с кессонированной аркой.

Рустованные фасады рынка декорированы лепными композициями из бычьих голов, увитых гирляндами. Заполнения входных проёмов сохранили первоначальные литые ажурные решетки с изображениями животных, рыб и звёзд. Интерьеры павильонов также решены в неоклассической стилистике.

Особняк Н.Н. Кайгородова

В доме на проспекте Тореза, 29 (старый адрес: Старо-Парголовский пр., 37) с 1905 по 1917 год жил со своей семьей Нестор Никифорович Кайгородов, родной брат более известного жителя Лесного Дмитрия Никифоровича Кайгородова («Дом профессора Д.Н. Кайгородова со службами и зелеными насаждениями, XIX – нач. XX вв.» по адресу: Институтский пр., 21, лит. Б – памятник регионального значения).

Нестор Никифорович Кайгородов недолго командовал Выборгской крепостью: в 1903 году он занял пост коменданта Свеаборгской крепости (ныне – Суоменлинна в Хельсинки).

В ноябре 1905 года он был разжалован и отправлен в отставку, лишился казенной квартиры, денщиков и слуг. Именно тогда он и нанял скромное жильё в Лесном рядом с домом своего брата. Здесь, на Старо-Парголовском, он прожил десять лет, до смерти в 1916 году на 73-м году жизни.

Несмотря на реконструкцию района в 1960-х годах, это здание, сооруженное в конце XIX века, уцелело до наших дней, сохранив свой дореволюционный облик. С 1990-х годов в здании находится отделение ГАИ (сегодня – специализированный батальон ГИБДД).

Дом-мастерская М.К. Аникушина

В XIX веке начинается застройка Аптекарского острова.

Впервые Вяземский сад отмечен на плане 1938 года. В 1942 году он, согласно документам «Управления садово-паркового хозяйства и зелёного строительства», как и остальные скверы, сады и парки города был приспособлен под огород.

В 1968 скульптор Михаил Константинович Аникушин и архитектор Валентин Александрович Каменский победили в конкурсе на проект памятника Ленину, который должен был появиться в Ленинграде к 100-летию вождя пролетариата. Для создания восьмиметровой скульптуры не нашлось подходящего помещения. Предложенное одноэтажное здание старой оранжереи и Вяземском саду было решено полностью перестроить.

Проектирование велось мастерской ЛенНИИпроекта под руководством архитектора Филиппа Ароновича Гепнера.

Главной задачей при проектировании здания было создание мастерской для крупноформатных моделей памятников. Проект создавался с учётом профессиональных пожеланий скульптора.

Здесь были созданы сотни произведений разных масштабов и жанров – памятник В.И. Ленину на Московском проспекте, монумент «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы, памятник А.П. Чехову в Москве и др.

В мастерской сохраняется ряд авторских эскизов и моделей известных произведений М.К. Аникушина, станковая скульптура. В доме находилась и мастерская жены Аникушина, скульптора Марии Тимофеевны Литовченко.

В 2005 году здание мастерской стало филиалом Государственного музея городской скульптуры. В апреле 2013 года бывшая мастерская открылась для посетителей в качестве объекта музейного показа.

Железнодорожный вокзал платформы Горская

В 1892 году был утверждён проект новой железной дороги, получившей название «Приморская». Первой в июле 1893 года была открыта Озерковская ветка Приморской железной дороги (от Новой Деревни до Озерков). В ноябре 1894 года начала функционировать Сестрорецкая ветка, которая соединила Санкт‑Петербург с курортной местностью Сестрорецка и дала импульс к активному развитию дачного строительства на берегу Финского залива.

В 1894 году появился остановочный пункт «Горская».  

Изначально станция носила название «Лисий Нос», по названию деревни, при которой была построена, но всего год спустя была переименована в Горскую.  Внутри деревянного одноэтажного здания находился зал ожидания и кассы. Позднее со стороны платформы был пристроен тамбур. Тепло в здании поддерживалось двумя печами.

В 1910 году Сестрорецкая-Приморская железная дорога перешла в казенное управление. В 1919 году она вошла в состав Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги.

В 1941-1943 годах Сестрорецкая линия использовалась для перегона бронепоезда, который совершал ночные рейды в сторону Белоострова для обстрела позиций противника.

В 1952 году железную дорогу электрифицировали и через Горскую пошли первые электрички. Деревянное здание вокзала в полной мере действовало до 1952 года. Затем железнодорожная линия была электрифицирована, была произведена реконструкция и строительство современной платформы Горская. Тем не менее вокзал продолжал свою работу. В его южном крыле до 1990-х годов работала билетная касса.

В 2000-е годы вокзал использовался в качестве продуктового магазина. Позднее он был законсервирован, обшит вагонкой, но сохранил подлинные стены и оформление.

В настоящее время здание вокзала не используется. Наряду с дачей Ф.Ю. Кана, которая так же является выявленным объектом культурного наследия, здание вокзала является одним из последних сохранившихся исторических построек Горской.

АВТОР: Пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга
ИСТОЧНИК: Пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга
ИСТОЧНИК ФОТО: Администрация Санкт-Петербурга



22.01.2024 16:10

Администрация Зеленоградского округа выдала разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного значения «Здание администрации курорта» по ул. Пугачева, 1.


Об этом сообщается на сайте муниципалитета.

Разрешение выдано «в целях проведения противоаварийных работ и ремонта крыши».

Как отмечает местная газета «Волна», двухэтажное здание администрации курорта Кранца (довоенное название Зеленоградска — прим. редакции) с мансардным этажом под высокой сложной крышей построено из красного кирпича в начале XX века. Крыша была покрыта цветной глазурованной черепицей, от которой остались некоторые фрагменты.

«Неповторимый облик зданию придают декоративные башенки и треугольный фронтон. На центральном фронтоне здания бывшей администрации курорта идут настоящие часы, которые сделал местный житель Анатолий Дроздов. Автор мозаичных панно в Зеленоградске Павел Савельев изготовил новые деревянные окошки на башенках, восстановил бетонную перемычку-колонну под часами, подобрал и обновил цвет башенок, облагородил прилегающую пристройку», — пишет газета.

Здание располагается на Аллее дружбы недалеко от выхода к морю, в настоящее время в нем располагается компания «Евроводы».

АВТОР: Портал Новый Калининград
ИСТОЧНИК: Портал Новый Калининград
ИСТОЧНИК ФОТО: Фотос с сайта zelenogradsk.com