«Живой город» считает, что новое законодательство хуже защищает памятники, чем прежнее
Сегодня движение «Живой город» организовало экскурсионный пресс-тур по ряду территорий Санкт-Петербурга, где, по оценке активистов, проект закона «О границах зон охраны объектов культурного наследия» допускает возникновение новых диссонирующих объектов и нарушение сложившейся архитектурной среды. Для сопоставления прессе были представлены картографические материалы постановлений Ленгорисполкома от 1969 и 1988 гг. и схема, отображающая охранное зонирование центральных районов города в соответствии с текстом законопроекта КГИОП.
Как напомнил представитель движения Сергей Истомин, новый законопроект формирует на территории, составлявшей утвержденную постановлением ЛГИК 1988 г. объединенную охранную зону исторического центра, три подзоны в составе зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности N1 (ЗРЗ-1).
В соответствии законопроектом КГИОП, на территории подзоны ЗРЗ1-А допускается регенерация историко-градостроительной среды на участках утраченной застройки уличного фронта и взамен демонтируемых аварийных и диссонирующих объектов в соответствии с заключением КГИОП при условии сохранности примыкающих объектов культурного наследия и исторической застройки и сохранения особо оговоренных характеристик исторической среды (исторических доминант, направлений визуального восприятия и др.).
На территории подзоны ЗРЗ1-Б исторического центра допускается частичное изменение объемно-пространственной структуры кварталов и организация внутриквартальных пешеходных зон. На территории подзоны ЗРЗ1-В допускается также разделение кварталов улицами и проездами при условии соблюдения модуля лицевых фасадов, соответствующего исторической схеме межевания и сохранения протяженности уличного фронта участка не менее 25 м.
Активисты «Живого города» обратили внимание на то, что в подзону ЗРЗ1-В включен, в частности, квартал, ограниченный Кронверкской ул., Кронверкским пр., Каменноостровским пр. и ул. Мира. «И где же здесь пробивать новые улицы?» - спрашивает С.Истомин. По его мнению, к данному кварталу неприменим критерий подзоны ЗРЗ1-В, определяемый законопроектом как «территория кварталов, типологически неоднородных с неупорядоченной структурой межевания, наличием фрагментов несформированной среды, где наряду с объектами культурного наследия и исторической застройкой имеются диссонирующие объекты, современная застройка». Аналогичное недоумение вызывает у участников «Живого города» отнесение к подзоне ЗРЗ1-В кварталов между Суворовским пр., Невским пр., пр. Бакунина и 2-й Советской ул., где, по их оценке, полностью сохранено историческое межевание.
Активисты движения, устроившие пресс-тур в канун рассмотрения названного закона в первом чтении в ЗакСе, считают необходимым распространить режима, установленного для подзоны ЗРЗ1-А, на всю территорию, ранее отнесенную к объединенной охранной зоне. Более того, как считает С.Истомин, территориальные строительные нормы, действовавшие в отношении центра города в границах, выходящих за пределы ООЗ (включая часть «Измайловской перспективы»), с 2002 г. до вступления в силу Градкодекса РФ, устанавливали там более жесткие ограничения, чем режимы подзон ЗРЗ1-А и ЗРЗ1-Б законопроекта КГИОП.
Единый порядок определения платы за подключение к системам электро-, тепло- и водоснабжения и водоотведения – в соответствии с ФЗ-210 и постановлением правительства РФ от 14.07.08 – начнет действовать в 2009 г. Об этом на круглом столе в редакции газеты «Строительный еженедельник», посвященном проблеме взаимодействия строителей и монополистов из числа ресурсоснабжающих организаций (РСО), напомнил президент ЗАО «Мегалит» Александр Брега.
Уже сегодня известно, что тариф на подключение к системе холодного водоснабжения строящихся и реконструирующихся объектов в Петербурге в 2009 г может составить порядка 29,6 тысяч рублей за 1 куб. м в сутки. А тариф на подключение к системе водоотведения – 30,6 тысяч рублей за 1 куб. м в сутки. Такие данные, как сообщил А.Брега, были озвучены межотраслевом совещании, посвященном тарифам и плате за подключение, прошедшем недавно в Смольном под руководством вице-губернатора Александра Вахмистрова. Чтобы точнее оценить величину платы за подключение к сетям «Водоканала», следует учесть тот факт, что ее доля в расчете на 1 возводимый кв. м площади составляет 698,5 (холодное водоснабжение) и 1083 рубля (водоотведение).
При тарифе в 6,3 млн. рублей за 1 Гкал/ч прогнозируемая доля платы за подключение к системе теплоснабжения в стоимости 1 кв.м жилья составит порядка 892 рублей – в том случае, если объект подключается к сетям ОАО «ТГК-1». Чуть дороже обойдется подключение к сетям ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» - примерно в 894 рублей на 1 кв. м, и чуть дешевле – к сетям ООО «Петербург-Теплоэнерго» - примерно в 730 рублей за 1 кв.м.
Дороже всего в 2009 г. будет стоить подключение к сетям электроснабжения. Доля затрат на подключение в расчете на 1 кв. м при тарифе в 41,8 тысяч руб/кВт/час составит 2466 рублей.
В среднем же доля платы за подключение 1 кв.м жилья с учетом НДС может составить в 2009 г. порядка 5,14 тысяч рублей.
Несмотря на разницу в тарифах, как выяснилось в ходе круглого стола, застройщикам хлопотнее всего иметь дело с теми РСО, которые уделяют меньше внимания информированию потенциальных клиентов о принимаемых ими решениях. «До сих пор у нас не было никаких проблем во взаимоотношениях с «Водоканалом Санкт-Петербурга», поскольку это предприятие выстроило очень доступное информационное поле. Все решения, которые нас интересуют, своевременно публикуются. А вот информационное поле ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» и ОАО «Ленэнерго» гораздо слабее и этот факт затрудняет взаимодействие, особенно в те моменты, когда принимаются новые решения, вносятся существенные изменения», - считает директор по управлению инженерным обеспечением ЗАО «Северный город» Владимир Кабанов.
Установление единых правила игры на рынке поставки ресурсов способно оказать существенное стабилизирующее влияние. «Работать будет гораздо проще. Это станет существенным прогрессом в отношениях застройщиков и энергетиков», - считает А.Брега. По его словам, единые правила и тарифы предупредят ситуацию от попыток монополистов получить с застройщиков плату за подключение дважды – в качестве платы, определяемой в рамках единого тарифа, а также в рамках платы за «ликвидацию технических ограничений».
Вместе с тем, далеко не все застройщики настроены столь оптимистично. «Сейчас все рассуждают об упрощении процедур в процессе подключения к инженерным сетям, а на деле это движение развивается в обратном направлении, и все только усложняется. По крайне мере такова ситуация сегодня», - считает технический директор компании «Инжстрой СПб» Виталий Антонюк. По его словам, разделение тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения не упростит процесс. «Уже сейчас к плате за подключение водомерного узла добавилась за подключение так называемого «тройника»», - сообщил он, пояснив, что «тройник» позволяет провести воду по раздельной схеме – для владельцев квартир и для владельцев и арендаторов коммерческих объектов, которые занимают встроенные помещения многоквартирных жилых домов. Однако этот вопрос может решиться только в том случае, если будет введен единый тариф как для физических и юридических лиц.