Риэлторы надеются на дальнейшую коррекцию программы расселения коммуналок в Петербурге
«Мое личное мнение по поводу реализации программы расселения коммунального жилья – она выполняется на троечку с минусом», - заявил на круглом столе, организованном Ассоциацией риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области вице-президент Ассоциации, генеральный директор АН «Невский простор» Александр Гиновкер. По его словам, активность участия инвесторов в программе, которая и изначально не была высокой, сегодня стала и вовсе низкой.
Причиной тому, по мнению эксперта, является некорректная расстановка приоритетов при разработке программы. «Процесс расселения коммунальных квартир интенсивно проходил на протяжении 15 лет. Те «коммуналки», которые остались, являются в большинстве случаев проблемными. Часто это крупногабаритные, дворовые квартиры или такие, жильцы которых в силу сложившегося менталитета не хотят расселяться. Поэтому с самого начала нужно было определиться – кому нужна эта программа – жителям или городу? Если это нужно городу, для которого зазорно считаться столицей коммуналок, тогда для реализации программы нужны более эффективные и, возможно, более радикальные меры», - считает А.Гиновкер.
По его словам, в числе таких мер должно быть увеличение субсидий гражданам с 30% до 50%, или по крайне мере введения гибкой системы их расчета – так, чтобы величина субсидии делала цену объекта не ниже рыночной. Кроме того, город может выкупать у жильцов-собственников коммунальные квартиры по аналогу с выкупом аварийного жилья. Крупногабаритные коммуналки зачастую нуждаются в перепланировке, добиться которой инвестору без содействия властей невозможно. И, наконец, коммунальные квартиры, расположенные на первых этажах, стали бы более привлекательными с инвестиционной точки зрения, если бы они получили шанс на перевод в нежилой фонд, считает эксперт.
«Я бы не стал драматизировать ситуацию. Механизм участия в программе расселения коммунального жилья понятен гражданам. Гораздо большие проблемы возникают при расселении с получением ипотечного кредита», - заметил, в свою очередь, директор ЗАО «Магазин квартир» Эдуард Гоголев. И тем не менее, в копилку предложений радикальных мер по коррекции программы, он добавил замечание, что программа была бы более действенной, если бы город предоставлял субсидии на расселение не жильцам «коммуналок», а инвесторам. «Это предложение не лишено смысла, если конечно, предоставление субсидии будет сопряжено с обязательствами инвестора,- считает исполнительный директор АН «Дарко» Наталья Лаврова. – Самые большие трудности в ходе расселения коммунальных квартир мы испытываем от того, что не можем в процессе проведения сделки перевести деньги, полученные в виде кредитов и субсидий в то или иное звено цепочки. Эта цепочка в обычных случаях включает в себя 8-10 субъектов, а в процессе участия в городских жилищных программах она может состоять из 15-20 субъектов». В целом, по данным участников круглого стола, с учетом всех субсидий и кредитов, для реализации сделки по расселению коммуналки, как правило, не хватает от 500 до 800 тысяч рублей.
«Мы пытались активно участвовать в процессе разработки этой программы, оказать консультационную помощь чиновникам, которые зачастую не имеют достаточных знаний о рынке, о том, что такое сделка по расселению коммунальной квартиры. Однако пока программа продвигается сложнее всех прочих. Наверное, к ее разработке стоило подойти с особой позиции, учитывающей ее специфику. Она была построена по аналогии с другими, успешно реализующимися городскими жилищными программами, и является продолжением в цепи получения различных видов субсидий. Между тем спрос на крупногабаритное жилье сегодня довольно узкий. Несколько лет назад, когда коммуналки активно расселялись, в центре ничего не строилось. Теперь же можно купить большую квартиру, например, в Парадном квартале», - говорит Э.Гоголев.
Почти все сделки по расселению коммунального жилья осуществляются сегодня при помощи только одного из возможных механизмов – выкупа комнат соседей. Такое мнение в ходе дискуссии высказала руководитель проекта расселения коммунальных квартир корпорации «Петербургская недвижимость» Ирина Романова. Той же точки зрения придерживается и глава комитета Ассоциации по городским жилищным программам Павел Созинов.
Столичные власти приняли решение заморозить программу развития региональных аэропортов, сконцентрировавшись на создании нового национального авиаперевозчика – компании «Росавиа». «В условиях кризиса мы посчитали неразумным инвестировать сразу в две программы, связанные с авиаперевозками, тем более что многие регионы хотят самостоятельно заниматься развитием своих аэропортов и ведут на эту тему переговоры с инвесторами», - отметил руководитель департамента имущества Владимир Силкин, сообщает пресс-служба ведомства.
По его словам, город больше не рассматривает возможность своего участия в хозяйственных обществах, управляющих аэропортами Нижнего Новгорода, Липецка, Воронежа, Калуги, Брянска и Тамбова и др. Единственным действующим проектом, реализуемым при участии столичного правительства, остается аэропорт Иванова, в реконструкцию и переоснащение которого из московского бюджета уже вложено 2 млрд. рублей при общем объеме запланированных инвестиций 12 млрд. рублей. В ОАО «Авиационное предприятие «Золотое кольцо», управляющем ивановским аэропортом, Москве принадлежит 78,95% акций.
Вчера СГУП по продаже имущества города Москвы должен был продавать на аукционе имущественный комплекс аэропорта Калуги, который Москва приобрела в 2006 году за 80 млн. рублей. На лот, ценой 151,8 млн. рублей, претендентов не нашлось. По словам В.Силкина, город решил выйти из проекта после отказа администрации Калужской области внести в уставной капитал предприятия, созданного для управления аэропортом, прилегающий земельный участок.
На прошлой неделе мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что Москва больше не претендует и на участие в проекте реконструкции международного аэропорта в Нижнем Новгороде. По его словам, власти нижегородской области решили сами заниматься модернизацией местного авиахозяйства, по поводу чего ведут интенсивные переговоры с частными инвесторами. Губернатор области Валерий Шанцев подтвердил факт переговоров с 2-3 игроками и пообещал в
Однако, «камнем преткновения» стал вопрос о компенсации Нижегородской области правительству Москвы. «Мы рассчитывали, что обладминистрация внесет в ОАО прилегающий к аэропорту земельный участок площадью
Нижегородские власти не единственные, кто планирует развивать местный аэропорт собственными силами. Аналогичные намерения есть у администраций Воронежа и Липецка.
Ранее городские власти заявляли о своем намерении до