Перехода на ФГИС ЦС, о котором так много говорил Минстрой, не свершилось


18.03.2019 16:22

Татьяна Шалыто, член Экспертного совета Экспертного Строительного Клуба, член Союза инженеров-сметчиков:

– Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), задачей которой является мониторинг стоимости строительных ресурсов для каждого субъекта РФ, должна была заработать в полной мере к 1 января 2019 года. Она является одним из ключевых элементов реформы, в рамках которой планируется переход на ресурсный метод составления сметной документации, что позволит увеличить точность расчетов.


К сожалению, несмотря на то, что на разработку ФГИС ЦС были направлены весьма серьезные средства (по данным Главгосэкспертизы, около 400 млн рублей), для полноценной работы по ресурсному методу система еще не пригодна.

Сейчас в ней обеспечен доступ к информационным и новостным материалам. Также имеется возможность просмотра сведений реестра производителей, поставщиков услуг, актуальных сметных цен на мате­риалы, изделия, конструкции, оборудование, эксплуатацию машин и механизмов, с отображением по субъектам РФ. Кроме того, там размещены актуальные сметные нормативы.

Основой ФГИС ЦС является классификатор строительных ресурсов, который состоит из так называемых «книг», сформированных с учетом специализированных работ и классификации по ОКПД2, а также специ­фики строительной области. На данный момент он насчитывает около 110 тыс. позиций. Цифра, казалось бы, внушительная, но для реальной работы совершенно недостаточная.

Степень наполнения ФГИС ЦС не позволяет в настоящее время перей­ти на ресурсный метод ценообразования, поскольку только 30% зарегистрированных производителей вносят в нее данные. Число номенклатурных позиций составляет примерно 12% от реально используемого в строительстве списка материалов. Нет данных и от автотранспортных предприятий, а ведь логистика часто играет одну из ключевых ролей в ценообразовании.

Большая проблема, по оценке Главгосэкспертизы, – низкое качество вносимой в систему информации. Как следует из анализа агрегированных цен, полученных расчетом во ФГИС ЦС, их уровень может на 20% и более отличаться от фактически сложившегося в регионе в то же время.

Таким образом, система требует доработки, наполнения необходимыми данными и их актуализации, в связи с чем в Постановление Правительства РФ № 1452 предполагается внести изменения, обеспечивающие, в частности, введение ресурсного метода с 2022 года.

На семинаре, организованном Экспертным Строительным Клубом, Татьяна Шалыто рассказала о наиболее актуальных проблемах сферы ценообразования в строительной отрасли.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

На ФГИС ЦС разместят новую платформу для поставщиков и производителей стройматериалов

Счетная палата: Росреестр сорвал сроки перехода на ФГИС ЕГРН

Минстрой будет способствовать импортозамещению в производстве стройматериалов


ИСТОЧНИК ФОТО: Никита Крючков



18.03.2019 13:58

Алексей Исаков, директор по науке группы компаний «Городской центр экспертиз» (ГЦЭ):


В середине марта в Петроградском районе Петербурга в историческом здании, в котором расположен супермаркет, произошло обрушение конструкций пола первого этажа. Доходный дом Алюшинского был построен в 1911 году. Здание относится к вновь выявленным объектам, представляющим историческую и культурную ценность.

По одной из предварительных версий причиной происшествия могла стать усталость несущих конструкций здания. Географическое расположение и гидрогеологические условия Петербурга, позволяют расширить список причин.

В случае размыва грунта, под полом могли образоваться полости, что могло послужить причиной уменьшения площади опирания конструкций пола первого этажа и как следствие снижения их несущей способности. Исходя из анализа фото и видеоматериалов, обрушение произошло в зоне приложения наибольшей нагрузки, а именно в месте установки торгового оборудования.  При условии устройства конструкций перекрытия по несущим балкам, обрушение возможно по причине их физического износа.

Многолетний опыт Городского центра экспертиз по обследованию зданий и сооружений на всей территории России показывает, что при эксплуатации  исторических зданий возникает необходимость проведения не периодического, после длительной эксплуатации, а практически непрерывного наблюдения за техническим состоянием конструкций таких объектов.

Физический износ зданий и сооружений, приводящий в конечном итоге к разрушению, как отдельных конструктивных элементов, так и объекта в целом, диктует необходимость мониторинга их технического состояния. Здесь необходимо обратить внимание на четыре комплексные меры.

Во-первых, необходимо контролировать техническое состояние зданий и сооружений и своевременно устранять возникшие негативные факторы. Во-вторых, выявлять объекты, на которых произошли изменения напряженно-деформированного состояния несущих конструкций и для которых необходимо детальное обследование их технического состояния. В-третьих, принимать меры для обнаружения негативного изменений состояния конструкций и грунтов оснований зданий на ранней стадии. И последнее, - отслеживать степень и скорость изменения технического состояния объекта и в случае необходимости принимать экстренные меры по предотвращению его обрушения.

Именно мониторинг за состоянием исторических зданий и сооружений позволит соблюдать сроки и объемы плановых текущих и капитальных ремонтов, и как следствие сохранять прочностные и эксплуатационные характеристики данных объектов.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Рекламный щит на проспекте Энгельса придавил двух людей

Беглов потребовал усилить контроль за реставрацией дома Бака

Владимир Кириллов: При обрушении кровли ИТМО студенты и сотрудники не пострадали


АВТОР: Екатерина Иванова
ИСТОЧНИК: ASNinfo.ru
ИСТОЧНИК ФОТО: Городской центр экспертиз



15.03.2019 12:25

Юрист практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Константин Клошко:


– На наш взгляд, в проекте, инициированном законодателями Петербурга, преодолена принципиальная проблема в виде источников финансирования программы реновации, а именно предусмотрена возможность применения механизмов государственно- и муниципально-частного партнерства. Также снимает социальную напряженность положение о территориальной удаленности места переселения участников программы. Например, в городе федерального значения новое жилье предоставляется в том же муниципальном образовании.

Тем не менее, за внешней проработанностью регулирования скрыто достаточно большое количество отрицательных моментов. В частности, нарушение принципа системности законодательного регулирования в части возможности установления законами субъектов РФ самостоятельных целей и задач реновации. Кроме того, положения законопроекта не коррелируют с законодательством о техническом регулировании в части надзорных полномочий органов власти, а также с регулированием института социального найма в части соотношения статуса нанимателя и наймодателя.

Более того, само понятие реновации, по замыслу авторов законопроекта, включает в себя реконструкцию или снос не только тех многоквартирных домов, что находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Таким образом, за счет иных самостоятельных (при этом недостаточно определенных) критериев предмет регулирования расширяется до пределов, позволяющих включать в программу вполне пригодные для постоянного проживания дома, с целью введения в оборот территорий, на которых они расположены.

Такие способы обеспечения положительного решения о необходимости реновации, как возможность инициирования повторного общего собрания одним собственником помещений (представляется, что и нежилых), а также заочное голосование (опросным путем), являются благодатной почвой для злоупотреблений.

Также вызывает сомнение обеспечение прав граждан при реализации механизма равноценного возмещения, поскольку в программу реновации будут включаться в подавляющем большинстве дома, находящиеся в предаварийном или аварийном состоянии, и рыночная стоимость жилых помещений в таких домах не будет соответствовать рыночной стоимости жилых помещений на первичном рынке.

Кроме того, предусмотренная проектом возможность изъятия для государственных нужд по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта РФ нежилых помещений в домах, включенных в проект реновации, не относящихся к общему имуществу в таких домах, несмотря на условие о предварительном и равноценном возмещении, также не обеспечена соответствием действующему законодательству, равно как и внесением в него соответствующих изменений.

Таким образом, предлагаемые законопроектом правовые механизмы создают экономические стимулы для включения в программу реновации многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, обладающих максимальной ликвидностью, вместо приоритетного переселения граждан из непригодных для проживания многоквартирных домов, а также способны привести к необоснованному сносу или реконструкции неопределенного круга объектов недвижимости.

Несмотря на актуальность самой инициативы, выявленные недостатки законопроекта представляются существенными – что, можно предположить, не обеспечит поддержку его принятия в Государственной Думе РФ.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
Реновационный держите шаг. Петербургский ЗакС хочет подправить федеральное законодательство, чтобы простимулировать реновацию
«Партия Роста» рассказала, как расселять дома в рамках реновации
Галина Хованская: Реновация без контрактов жизненного цикла невозможна


АВТОР: Михаил Кулыбин
ИСТОЧНИК: АСН-инфо
ИСТОЧНИК ФОТО: Качкин и Партнеры