Доля квартир без отделки в новостройках столицы превысила 60%
За прошедший год объем предложения без отделки на рынке первичного жилья «старой» Москвы увеличился почти на 15%, подсчитали эксперты компании «Метриум». Доля таких квартир достигла рекордных 61,1%.
По данным «Метриум», на рынке новостроек «старой» Москвы в сентябре 2025 года реализуется 39 680 квартир (без учета апартаментов). Абсолютное большинство из них – 24 230 помещений – сдаются без отделки. Этот показатель растет уже четыре года подряд. В сентябре 2022 года продавалось всего 15 000 квартир от девелоперов в черновом исполнении. Доля подобных лотов с тех пор выросла на 22,2 процентных пункта – с 38,9% до 61,1%. Причем еще год назад квартир без отделки в жилых комплексах на первичном рынке столицы было меньше половины от общего объема экспозиции – 46,1%. Количество жилых помещений в черновом формате за минувшие 12 месяцев выросло на 14,6%.
«Высокий уровень инфляции и сложности с логистикой – не единственные причины сокращения числа проектов с отделкой от девелопера, – рассказывает Акоп Киракосян, генеральный директор компании-застройщика МФК «Дом Дау». – Даже в премиальных проектах обычно предусмотрено не более четырех форматов интерьерных решений – современный и классический ремонт в светлых либо темных оттенках. Застройщики гарантируют высокое качество, однако избежать унификации не удается – разве что в клубных делюкс-проектах, где каждая квартира выполнена в авторском стиле. А современные клиенты все больше стремятся к индивидуальности и самовыражению. Поэтому, не выполняя стандартную отделку, девелоперы отвечают на актуальный запрос целевой аудитории.
В качестве некого компромисса можно предложить отделку white box. Однако она удорожает тело кредита. Так что многие покупатели предпочитают делать ремонт «с нуля», чтобы реализовать собственные замыслы и не переплачивать в рамках ипотечных займов. Именно поэтому в 87-этажном жилом небоскребе «Дом Дау» все квартиры продаются без отделки. Вместе с тем предусмотрены десятки планировочных решений, включая нестандартные: студии с двумя санузлами, «однушки» с мастер-спальнями, ванные с панорамным остеклением, многокомнатные квартиры с видами на все стороны света и др.».
Вопреки тренду, по подсчетам аналитиков «Метриум», в массовом сегменте количество квартир без отделки за год сократилось на 10,4% – до 4962 лотов. В бизнес-классе показатель вырос на 26,5% (до 13 730 лотов), в премиум-классе – на 15,5% (до 4183 лотов), в элитном сегменте – на 19,7% (до 1349 лотов). Максимальная доля квартир без отделки сегодня зафиксирована на рынке элитных новостроек (73,2%). Далее следуют проекты бизнес-класса (70,2%) и премиум-класса (69,3%). При этом в массовых новостройках доля помещений, реализуемых в черновом исполнении, составляет всего 40,5%.
«Чем выше класс жилья, тем более серьезные требования предъявляются к ремонту, – говорит Лилия Арцибашева, коммерческий директор Regions Development (девелопер премиальных жилых комплексов с квартирами без отделки «Преображенская площадь», Dream Towers, Dream Riva). – В текущих условиях в массовых новостройках вполне можно выполнить отделку по цене 40-50 тыс. руб. за кв. м, а в премиальных проектах бюджет ремонта уже в два раза больше. Причем высококачественные строительные материалы и предметы интерьера дорожают быстрее рынка. Это связано с тем, что поставки из-за зарубежа осложнены, а в России производство высокого уровня налажено в основном в небольших частных мастерских. Производители из государств-партнеров (Китай, Турция и др.) также поднимают цены, пользуясь сложившейся ситуацией. В этих условиях девелоперам все чаще приходится отказываться от отделки, особенно в проектах класса бизнес и выше. Однако некоторые компании компенсируют возникающие неудобства, предлагая клиентам готовые дизайн-проекты с возможностью кастомизации. Именно так мы делаем в своих новостройках премиум-класса – «Преображенская площадь», Dream Towers, Dream Riva».
Согласно аналитическому отчету Commonwealth Partnership (CMWP) доля строящихся складских объектов вдоль ключевых платных автодорог Московской области (ЦКАД, М-12, ЮЛА)* в общем объеме проектов в стадии строительства с заявленными датами ввода в эксплуатацию в период 2025-2027 гг. насчитывает 621 тыс. кв. м** (12%). По состоянию на октябрь 2025 г. общее предложение складских площадей классов A и B в Московском регионе составляет 29 млн. кв. м.
Площадь строящихся складских объектов с заявленной датой ввода в эксплуатацию в 2025 г. составляет 577 тыс. кв. м, из них 19% проектов строится под конкретного заказчика. Наибольший объем ожидаемого нового строительства с заявленной датой ввода до 2027 г. придется на территорию вдоль ЦКАД (74%), а доля объектов Light Industrial составит 11%.
За период 2023 – 2024 гг. новое строительство вдоль ключевых платных автодорог классов A и B в Московском регионе составило 225 тыс. кв. м**.
«Открытие платной автодороги рядом с участком может стать стратегическим преимуществом для размещения складской инфраструктур. Однако не всегда запуск таких дорог влечет увеличение объемов логистических комплексов вдоль трассы. Это всего лишь один из факторов развития складского рынка», — отметил Егор Дорофеев, международный партнер, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости CMWP.
Крупнейшие строящиеся объекты с датой ввода в эксплуатацию в 2025 г.

Карта ключевых платных автодорог Московского региона

Разрыв цен между многоквартирными новостройками в Москве и Московской области в сентябре 2025 года достиг 2,4 раз, подсчитали эксперты компании MR. Особенно существенно показатель отличается в премиум-классе – в 3,4 раза.
По данным MR, сегодня квадратный метр квартир на первичном рынке Подмосковья обойдется в среднем в 198,9 тыс. руб., Москвы (без учета элитного сегмента) – 468,8 тыс. руб. То есть в столице новостройки стоят в 2,4 раз дороже.
Для сравнения, год назад – в сентябре 2024 года – разрыв цен между первичными рынками этих регионов составлял 2,2 раз. В абсолютном выражении стоимостная разница увеличилась с 218,4 тыс. руб. за кв. м до 269,9 тыс. руб. за кв. м, что связано в первую очередь с увеличением доли бизнес- и премиум-класса в структуре предложения на рынке новостроек Московской области. При покупке каждых четырех квадратных метров в подмосковных, а не столичных новостройках клиент экономит свыше 1 млн руб.
Разрыв цен на первичных рынках Московской области и Москвы отличается в зависимости от сегмента. В массовом он достигает 1,6 раз (193,4 тыс. руб. за кв. м против 316,5 тыс. руб. за кв. м), в бизнес-классе – 2 раз (253,4 тыс. руб. за кв. м против 502,2 тыс. руб. за кв. м), в премиум-классе – 3,4 раз (234 тыс. руб. за кв. м против 800,1 тыс. руб. за кв. м).
Также существенно отличается минимальный бюджет предложения на рынках первичного жилья Подмосковья и столицы. Согласно данным MR, в Московской области порог входа составляет 2,8 млн руб. за 20,3 кв. м, в то время как в Москве – 4,9 млн руб. за 19,5 кв. м.
«Московская недвижимость значительно дороже подмосковной, и это объясняется отнюдь не только структурой экспозиции и точно не кардинальными различиями в качестве продукта, – комментирует Алексей Годованец, управляющий партнер MR (девелопер семейного природного кластера «МЫС» в Одинцовском районе Подмосковья). – Одна из причин – дефицит земельных участков в Москве, особенно в привлекательных локациях, что ведет к существенному увеличению их стоимости. В Подмосковье такая проблема практически не возникает. Также, разумеется, в Москве подразумевается переплата за столичную прописку, в которой даже не все нуждаются. А при необходимости для ее приобретения можно купить небольшую долю на "вторичке".
Вместе с тем в Московской области создаются проекты, даже превосходящие московские по качеству благоустройства и уровню развития инфраструктуры. Например, в нашем новом жилом кластере "МЫС" предусмотрены два детских сада, школа, дворец спорта на 20 тыс. кв. м и парк с ландшафтным дизайном на 17 га. Развитой сети метрополитена в Подмосковье еще нет, однако транспортная доступность большинства районов постоянно растет. Так, от жилого кластера "МЫС" до "Москва-Сити" на автомобиле можно доехать за 20 минут. С учетом этих обстоятельств и существующего разрыва цен покупка новостройки в Подмосковье, на мой взгляд, выглядит более оправданной с инвестиционной точки зрения».