Во всех классах жилья снизилась доля проданных квартир с отделкой
Значение лотов с отделкой (чистовой и предчистовой) для московской стройиндустрии постепенно снижается. Доля этого продукта за последний год стала меньше во всех сегментах. В большинстве случаев имеет место чистый спад количества сделок. Единственное исключение – бизнес-класс, где продажи объектов этой категории растут, но медленнее, чем квартир в черновом исполнении. Сильнее всего, по данным Urbanus.ru, обозначенный тренд проявился в премиум-классе (минус 13 процентных пунктов за год).
Жилые комплексы и отдельные корпуса, укомплектованные квартирами с отделкой, все еще пользуются большой популярностью среди массовой аудитории. По итогам первой половины сезона-2023 они аккумулировали 79,8% спроса в рамках сегмента «комфорт» (если брать статистику только по «старым» округам). Но это все же на 3,2% ниже показателя января-июня 2022 г. В Троицком и Новомосковском округах большинство покупателей по-прежнему выбирают лоты с отделкой от застройщика – в чистовом варианте или формате white box. Тем не менее, и здесь наблюдается сокращение их представительства в структуре спроса – с 58,6% до 56,2%.
Бизнес-класс в первом полугодии 2023-го стал единственным сегментом строительного рынка, где отмечался рост продаж. Общее количество реализованных квартир увеличилось на 22,0%, а квартир с отделкой – только на 11,9%. Соответственно, удельный вес последних также убавился – на 2,2 процентных пункта (до 24,0%).
Вынужденный отказ девелоперов от аутентичных брендовых материалов серьезно сказался на структуре сделок в высокобюджетном сегменте. В статистике спроса по новостройкам премиум-класса представительство квартир с отделкой сузилось сразу на 13,3 процентного пункта, сравнявшись с аналогичным показателем в бизнес-классе. В элит-классе из 40 жилых объектов, купленных за первую половину сезона, лишь 11, то есть 27,5%, отличаются опцией «отделка от застройщика». Годом ранее эта пропорция исчислялась 40,0%.
По итогам первых шести месяцев 2023 г. общий объем ввода качественных складских площадей в Московском регионе составил порядка 540 тыс. кв. м. Общий объем предложения превысил значение 18 млн кв. м.
Крупнейшим объектом, строительство которого было завершено в первые месяцы 2023 г., стал PNK Парк M4, площадью 129 тыс. кв. м. Среди завершенных объектов BTS – 88 тыс. кв. м в СК Ориентир Юг для VS Real Estate, 29 тыс. кв. м в ЛП Холмогоры для компании DNS.
Чуть менее 75% объема ввода сформировано проектами, которые стартовали как спекулятивные. При этом, к моменту завершения строительства подавляющее большинство новых складов полностью законтрактовано. Согласно планам девелоперов, до конца 2023 г. может завершиться строительство еще порядка 770 тыс. кв. м. качественных складов. При этом до 65-70% ввода будет относиться к спекулятивному строительству.
Дмитрий Герастовский, директор Ricci | Склады: «Отметим, что на рынке сложилась ситуация, когда интенсивность спроса на складские объекты способствует нахождению арендатора или покупателя на проект в процессе его строительства, и к моменту ввода вакансия в новых складах стремится к нулю, и как следствие, не приводит к росту вакансии на рынке».
Реализация машиномест в паркингах столичных новостроек слабо коррелирует со спросом на жилье. Если продажи квартир и апартаментов комфорт-класса сохранились на прошлогоднем уровне, то показатели востребованности автомобильной инфраструктуры ухудшились вдвое. В сегментах «бизнес» и «премиум» также наблюдается разнонаправленная динамика. Если говорить о рынке в целом, то аналитики Urbanus.ru оценивают объем сделок с участием машиномест примерно в 60% от прошлогоднего результата.
Приобретение места для хранения автомобиля все чаще рассматривается покупателями жилья комфорт-класса как необязательная трата, от которой вполне допустимо отказаться. За последние полгода продажи этой категории недвижимости на территории «старых» округов исчисляются 1,7 тыс. лотов – это вдвое хуже значений января-июня 2022 г. Соотношение между реализованными машиноместами и жилыми юнитами в рамках сегмента снизилось с 1/6 до 1/11. Фактически та же пропорция (1 к 10) характерна и для проектов в ТиНАО. На протяжении первой половины сезона в Новой Москве было распродано менее 900 парковочных мест. Причем около 80% от этого пула распределено между тремя сверхкрупными жилыми массивами – «Прокшино» (310 ДДУ), «Скандинавия» (206 ДДУ) и «Новые Ватутинки» (166 ДДУ).
Больше экономить на паркингах стала и аудитория бизнес-класса. Оживление спроса на жилье не принесло аналогичных изменений в статистику сделок по машиноместам. Напротив, относительно первого полугодия 2022-го их было продано на 22,0% меньше. Соответственно, усилился и дисбаланс. Год назад на одно реализованное парковочное место приходилось две квартиры или апартамента, сейчас – уже три. Среди новостроек бизнес-класса в границах «старой» Москвы насчитывается семь адресов, где количество свободных лотов в паркингах сократилось более чем на 100 единиц: ЖК Shagal (110 ДДУ), ЖК «Метрополия» (114 ДДУ), ЖК Foriver (149 ДДУ), ЖК Ever (150 ДДУ), ЖК «Ривер Парк» (162 ДДУ), ЖК «Событие» (169 ДДУ), ЖК «Символ» (310 ДДУ). К слову, в масс-маркете такими показателями отличаются только четыре жилых комплекса (без учета проектов в ТиНАО) – Level Южнопортовая (106 ДДУ), ЖК «Перовское 2» (108 ДДУ), LIFE-Варшавская (131 ДДУ) и ЖК «Матвеевский парк» (163 ДДУ).
Соотношение между реализованными машиноместами и квартирами/апартаментами в первом полугодии 2023 г.
Сегменты рынка |
1H 2023 |
1H 2022 |
Комфорт-класс |
1/11 |
1/6 |
Новая Москва |
1/10 |
1/4 |
Бизнес-класс |
1/3 |
1/2 |
Премиум-класс |
2/3 |
1/2 |
Элит-класс |
1/1 |
4/3 |
Премиум-сегмент демонстрирует обратную векторность – продажи квартир и апартаментов снижаются (минус 6,8%), а продажи мест на парковках растут (плюс 11,6%). В течение полугода покупатели премиальной недвижимости разобрали в паркингах 1,0 тыс. лотов. Это дает пропорцию в два машиноместа на каждые три жилых юнита (годом ранее было одно машиноместа на два жилых юнита). Самую высокую результативность продемонстрировали комплексы «Остров» (420 ДДУ) и «Река» (153 ДДУ).
Жесткий кризис, который охватил рынок элитной недвижимости, сказался и на автомобильной инфраструктуре. С начала сезона застройщикам удалось продать 51 машиноместо при 49 выбывших квартирах и апартаментах. Это явный регресс в сравнении с показателями годичной давности – 95 мест в паркинге и 71 жилой юнит. Здесь следует отметить продажу 13 сверхдорогих парковочных юнитов в ЖК «Лаврушинский». Их суммарная стоимость составляет 182,37 млн рублей.
В совокупности спрос на машиноместа в столичных новостройках потерял 38,5% от того объема, который успел сформироваться в первой половине 2022 г.