Гостиницы Сочи в 2021 году: тариф и доход на доступный номер достигли рекордного уровня на море и в горах


28.01.2022 19:30

Прошедший 2021 год, как и ожидалось, оказался успешным для гостиничного рынка Сочи: по данным консалтинговой компании JLL, в условиях активизации внутреннего туризма отельеры главного российского курорта смогли значительно нарастить тарифы. При этом существенное удорожание и ужесточение требований к размещению в гостиницах сдержало спрос во втором полугодии, и загрузка лишь незначительно превысила уровень 2019 года в прибрежных отелях и упала в горах.


Согласно анализу JLL[1], в прибрежном кластере средневзвешенная загрузка сетевых гостиниц по итогам 2021 года составила 61%, что на 10 п.п. выше показателя предыдущего года и сопоставимо с результатом 2019 года (60%). Средний тариф отелей у моря за год увеличился на 11% – с 11,6 тыс. руб. годом ранее до почти 13 тыс. руб. Показатель дохода на доступный номер (RevPAR) за год вырос на треть и приблизился к 8 тыс. руб.

Сетевые прибрежные гостиницы Сочи опередили ценовые показатели не только тяжелого 2020 года, но и допандемийного 2019-го. По сравнению с 2019 годом средний тариф увеличился на 79%, а показатель RevPAR вырос на 82%. Во всех сегментах рынка произошло практически двукратное увеличение дохода на доступный номер.

Операционные показатели брендированных гостиниц прибрежного кластера Сочи

Источник: STR, JLL

 

«Такая динамика во многом обусловлена существенным ростом цен в пляжные месяцы – в период с мая по август, когда тарифы увеличились в 2-2,5 раза по сравнению с 2019 годом, – комментирует Яна Уханова, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. – Тем не менее, несмотря на внушительный рост показателей, в течение года наблюдалась разнонаправленная динамика спроса. В первой половине он на 15-20% превосходил допандемийные значения, тогда как во второй наблюдался отток спроса, и наиболее существенное снижение к “базовому” 2019 году – на 20-30% – фиксировалось в июле и августе. Открытие ряда зарубежных курортов, информационные сообщения о наводнениях и в особенности новые правила размещения гостей в Краснодарском крае “охладили” динамику операционных показателей гостиниц».

Горный кластер Сочи по итогам 2021 года продемонстрировал падение загрузки на 3 п.п. в сравнении с 2020 годом и 4 п.п. к 2019 году, до 58%. Средний тариф в брендированных отелях Красной Поляны увеличился на 31% – с 6,9 тыс. годом ранее до 9,1 тыс. руб. Показатель дохода на доступный номер за год вырос на 24% и составил 5,3 тыс. руб. В сравнении с 2019 годом тариф увеличился на 86%, что привело к росту RevPAR на 74%.

Операционные показатели брендированных гостиниц горного кластера Сочи

Источник: STR, JLL

 

«Для горного кластера в прошлом году также был характерен рост спроса в первом полугодии и его падение во втором. Наиболее существенное снижение загрузки в сравнении с 2019 годом было зафиксировано в июле, августе и сентябре. Также второй год подряд в начале высокого для Красной Поляны зимнего сезона – декабре – отмечается снижение спроса на услуги гостиничного размещения в горах; в результате показатель последнего месяца 2021 года оказался на 20% ниже результата аналогичного периода 2019 года – во многом из-за сезонного удорожания. Несмотря на это, возросшая цена позволяет гостиницам обеспечить прежний уровень RevPAR, но с меньшими операционными затратами. Это вполне оправданно в условиях нехватки операционного персонала и отсутствия альтернативных опций сопоставимого качества и масштаба в рамках страны», – заключает Яна Уханова.

[1] Анализ основан на данных STR по брендированным гостиницам уровня 4-5 звезд.


ИСТОЧНИК: пресс-служба компании JLL
ИСТОЧНИК ФОТО: https://www.kurortbest.ru



28.01.2022 19:24

CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости, подвела итоги 2021 года и проанализировала основные тенденции на рынке торговой недвижимости Московского региона, а также определила перспективы на 2022 год.


Общая площадь ТЦ, планируемых к открытию в 2022 году в Москве, по прогнозу составит порядка 309,7 тысяч квадратных метров. Это на 10% больше, чем в рекордном за последние 5 лет наблюдений 2021 году. Новое предложение, в основном, будут формировать торговые центры районного формата со средней площадью 5-20 тыс. кв. метров.

Источник:  исследования CBRE, январь 2022 г.

 

В 2021 году уровень вакантных площадей в торговых центрах составил 7,1%. В 2022 тренд на сокращение свободных торговых помещений продолжится. Мы прогнозируем возвращение среднего уровня свободных площадей к уровню 2019 года (6%). Положительная тенденция на сокращение доли вакантных помещений уже наблюдается в торговых центрах, введенных в эксплуатацию в 2020 и 2021 годах.

Источник:  исследования CBRE, январь 2022 г.

 

По данным Google Mobility Index, трафик посетителей в торговых центрах все еще находится на низком уровне. Однако амплитуда волн спада трафика к концу 2021 года постепенно сокращается. Средний уровень посещаемости ТЦ в России в IV квартале традиционно увеличился в декабре. Посещаемость торговых центров в Москве всё ещё ниже контрольных значений, однако также демонстрирует тенденцию к нормализации. В 2022 ситуация с посещаемостью будет улучшаться вместе с ростом количества вакцинированных граждан. Это уже происходит на зарубежных рынках, в странах с высокими темпами вакцинации населения.

Ускоренный переход определенной части розницы в онлайн из-за пандемии не стал угрозой для ТЦ.  Оффлайн и онлайн по-прежнему сосуществуют гармонично. Торговые центры останутся каналом продвижения e-commerce.  Физические магазины станут центром формирования клиентского опыта и местом демонстрации сильных сторон бренда.

Торговые центры уходят от имиджа закрытой коробки со стандартным набором арендаторов. Все большее внимание уделяется зонам благоустройства и отдыха, созданию общественных пространств, продолжается дальнейшее увеличение доли сегмента кафе и ресторанов, а также развлекательной составляющей,   расширяется пул арендаторов, характеризующихся регулярным помещением (фермерские продуктовые лавки, операторы сферы услуг, пункты выдачи, спортивный досуг, офисная функция, образование). 

Средняя ставка аренды одного квадратного метра торговой площади в ТЦ Москвы останется приблизительно на том же уровне и составит 85 тысяч рублей в год.

 

Надежда Цветкова, директор, руководитель направления аренды торговых центров, отдел торговых помещений, CBRE Россия:

«Рынок торговых центров Москвы, несмотря на все сложности, продолжает развитие. Интерес к торговым центрам со стороны арендаторов сохраняется, и мы видим положительную динамику сокращения уровня свободных площадей как в среднем по рынку, так и по новым объектам. В 2022 году продолжится тренд на многофункциональность, что будет заметно не только по вновь возводимым торговым центрам, но и по тем ТЦ, которые запланировали реконцепцию».  


ИСТОЧНИК: пресс-служба компании CBRE
ИСТОЧНИК ФОТО: https://urbanlook.ru


28.01.2022 17:49

Осенью 2022 года ко дню города в Москве планируется открытие реконструированного Южного речного вокзала. Планируемый запуск масштабного проекта, который не только улучшит транспортную доступность в рамках города и с соседними городами, но и увеличит объем новой развлекательной инфраструктуры, привел к повышению девелоперской активности на территориях, расположенных вблизи от вокзала, в т. ч. набережной Марка Шагала и затона Новики, через который также построят два новых пешеходных моста. На довольно небольшой территории начали и продолжают реализовываться новые перспективные жилые и коммерческие проекты.


За последние 4 года объем спроса на лоты в новостройках в пешей доступности от Южного речного вокзала вырос почти в три раза. Это обусловлено как улучшающейся транспортной доступностью района, так и масштабом новых реализуемых проектов, которые включают в себя не только жилое строительство, но и общегородскую инфраструктуру. В 2021 году было зарегистрировано сделок по договорам долевого участия на 205 тыс. кв. м (3,5 тыс. ДДУ). Общий объем спроса в 2021 году увеличился на 21% по сравнению с 2020 г. Текущий объем жилого строительства в локации вокзала составляет порядка 1,4 млн кв. м жилой площади или 23 тыс. квартир и апартаментов смогут быть заселены в ближайшие 3 года.

Далее проанализирован доступный к покупке объем предложения в новостройках – в настоящий момент в данной локации представлено 13 проектов.

Все представленные проекты расположены в Южном административном округе, в районах: Даниловский, Нагатино-Садовники, Нагатинский Затон и Донской район. Абсолютное большинство лотов, реализуемых в проектах – квартиры; апартаменты же составляют всего 4% от общего числа лотов. По комнатности в общем объеме предложения лидируют двухкомнатные и однокомнатные лоты – 32% и 26% соответственно.

Текущее предложение на рынке новостроек вблизи Южного речного вокзала

Проект

Девелопер

Класс

Лотов в реализации, шт.

Средневзв. цена, руб/ кв. м

1

Dream Towers

ГК Регионы

бизнес

143

413 441

2

YE’S Технопарк

Пионер

комфорт

10

297 474

3

NOW

Tekta Group

бизнес

50

426 870

4

Nagatino i-Land

ГК Эталон

бизнес

126

374 671

5

Shagal

ГК Эталон

бизнес

329

357 053

6

Парк Легенд

Корпорация ТЭН

комфорт

54

403 560

7

Зиларт

ЛСР

бизнес

980

426 061

8

FØRST

ПИК

бизнес

60

439 513

9

Новоданиловская 8

Самолет

бизнес

97

426 441

10

Rotterdam

ФСК

бизнес

62

403 144

11

Level Нагатинская

Level Group

бизнес

93

379 765

12

Второй Нагатинский

ПИК

комфорт

326

283 869

13

Ривер Парк

Ферро-Строй

бизнес

243

340 715

Общий итог

2 573

387 287

 

Помимо наращивания объемов строительства и логичного увеличения спроса, вверх пошли и ценовые показатели. Так, например, за последний год в проекте «Парк Легенд» цена выросла практически в два раза до уровня в 404 тыс. руб. (январь 2022 г.), что обусловлено прежде всего выходом в продажу нового объема с квартирами, до этого в продаже присутствовали только апартаменты. В проекте «Ривер парк» за последний год средневзвешенная цена выросла на 59% до показателя 341 тыс. руб./кв. м.

При этом стоит отметить и проекты, вышедшие в реализацию в 2021 году: Dream Towers, FØRST, Rotterdam, Shagal и Level Нагатинская. Хотя проекты и продемонстрировали рост цены со старта продаж и по текущий момент, до ввода проекта в эксплуатацию ожидается более активный рост цен, в частности в проекте Dream Towers, благодаря близости к Южному речному вокзалу, что обеспечит покупателям высокую доходность от покупки на этапе строительства объекта.

Кирилл Голышев, региональный директор департамента жилой недвижимости и девелопмента земли Colliers: «Рынок жилой недвижимости вблизи будущего открытия Южного речного вокзала имеет огромный потенциал. Городские власти активно занялись развитием района, что явилось главным стимулом для девелоперов развернуть свою активность. Близость новых жилых комплексов к деловому кластеру «Технопарк», к комплексу развлечений «Остров мечты», определенно повышает спрос на жилье в данной локации. Также с повышением пропускной способности единственной в Москве водной транспортной артерии после открытия Южного речного вокзала ожидаем повышения интереса к местной недвижимости не только среди москвичей, но и среди гостей столицы. В перспективе прогнозируем выход на рынок в данной локации проектов более высокого класса, что простимулирует рост цен, и клиенты, приобретающие недвижимость уже сейчас, смогут получить максимальную доходность».


ИСТОЧНИК: пресс-служба Colliers International
ИСТОЧНИК ФОТО: https://redeveloper.ru/