Крепление подсистемы и теплоизоляции в навесных вентилируемых фасадах: виды крепежа и требования к ним


04.12.2025 09:00

Крепеж — важная, хотя и небольшая часть системы навесного вентилируемого фасада (НФС). Без него установка НФС невозможна. Качество элементов для крепления напрямую влияет на скорость монтажа, долговечность, износостойкость и энергоэффективность фасадной системы, а также ее способность выдерживать нагрузки. О видах крепежных решений и требованиях к ним рассказывает Дмитрий Алферьев, руководитель техподдержки направления «Фасадные системы» ТЕХНОНИКОЛЬ.


Система навесного вентилируемого фасада состоит из подсистемы в виде металлического каркаса, теплоизоляционного слоя и облицовочного экрана. Для монтажа каждого из этих конструктивных элементов применяют отдельный тип крепежа.

Крепление подсистемы

Фасадный анкер

В большинстве случаев для крепления несущих кронштейнов фасадной подсистемы к основанию стены используют фасадный анкер. Это дюбель с распорным элементом — шурупом. ТЕХНОНИКОЛЬ, например, предлагает два вида таких анкеров — TERMOCLIP СТЕНА V2 и TERMOCLIP СТЕНА W1.

Первый предназначен для полнотелых (бетона или полнотелого кирпича), второй — для пустотелых и слабых оснований (газобетона, ракушечника, керамического блока, пустотелого кирпича и т. п.). У дюбеля TERMOCLIP СТЕНА V2 — прямая распорная зона, а зубцы расположены в шахматном порядке, чтобы обеспечить хорошую фиксацию и несущую способность. Такой дюбель в бетоне может выдерживать нагрузку более 2,5 тонны

У фасадных анкеров TERMOCLIP СТЕНА W1 распорная зона более длинная и расположена по всему телу дюбеля. Это обеспечивает его равномерное раскрытие и не создает избыточное давление. Оно распределяется по всей длине дюбеля, что снижает нагрузку на слабое основание и предотвращает его разрушение.

При выборе анкера для подсистемы важно обращать внимание на материал, из которого он изготовлен. Поскольку система находится на улице и подвергается воздействию внешней среды, предпочтительно, чтобы он был из пластика высокой прочности и выдерживал высокие температуры и нагрузки, отличался морозостойкостью, не был подвержен охрупчиванию и механическому старению. Среди представленных сегодня на рынке этим требованиям в наибольшей степени отвечает полиамид, и он используется для дюбелей TERMOCLIP СТЕНА V2 и W1.

Хуже зарекомендовали себя фасадные дюбели из полипропилена или полиэтилена, а также комбинаций различных пластиков. Они сжимаются при больших нагрузках и не обеспечивают необходимый распор. Анкеры даже из высокопрочного пластика, но с добавлением полипропилена более хрупкие, могут трескаться со временем и ломаться при вкручивании. К сожалению, если производитель не указывает полный состав материала, отличить некачественный дюбель можно только при испытаниях на монтаже.

Распорный элемент

Шуруп для крепления подсистемы может быть изготовлен из углеродистой стали с антикоррозионным электрооцинкованным покрытием, из углеродистой стали со стойким антикоррозионным покрытием или из нержавеющей стали.

Шуруп с электрооцинкованным покрытием можно использовать только во внутренних помещениях, на балконах, для установки кондиционеров и т. п., поскольку толщина такого покрытия не превышает 20 микрон, а срок службы — около 20 лет.

Для НФС подходит только шуруп с антикоррозийными свойствами, устойчивостью к механическому воздействию и высокой прочностью. Так, в крепежах TERMOCLIP СТЕНА V2 и W1 применяются шурупы с защитным покрытием Geomet (Geo), что обеспечивает их срок службы не менее 50 лет в условиях среднеагрессивной среды. В этих системах возможны три варианта исполнения распорного элемента: из углеродистой стали с цинковым покрытием, из углеродистой стали с покрытием Geomet (Geo) и из нержавеющей стали.

Важным требованием к шурупам является класс их прочности. Чем он выше, тем прочнее крепеж, и тем большую нагрузку он способен выдержать. Так, в системах TERMOCLIP СТЕНА V2 и W1 применяется шуруп с классом прочности не менее 8,8. Такой шуруп выдерживает нагрузку более двух тонн и не ломается при закручивании.

Увеличить несущую способность шурупов TERMOCLIP СТЕНА V2 и W1 помогает двухуровневая резьба: в нижней части шурупа она более высокая, в верхней становится ниже. Благодаря этому диаметр верхней части шурупа, в которой обычно происходит разрыв, не уменьшается. К сожалению, на рынке такие решения встречаются все реже, так как многие производители переходят на одинарный тип резьбы с целью снижения себестоимости.

Источник: пресс-служба компании ТЕХНОНИКОЛЬ

Крепление теплоизоляции

Анкеры тарельчатые для крепления теплоизоляционного слоя

В качестве теплоизоляции в системах навесных вентилируемых фасадов применяют плиты из минеральной ваты. Она может устанавливаться в один или несколько слоев в зависимости от проектного решения и теплотехнического расчета. Для ее крепления используют тарельчатые фасадные анкеры, например TERMOCLIP СТЕНА 2 MH и TERMOCLIP СТЕНА 2 PH, состоящие из тарельчатого дюбеля и распорного элемента. Тарельчатый дюбель в этих системах имеет рондоль диаметром 60 мм, ребра жесткости, тело дюбеля и распорную зону. Распорный элемент обычно выполнен в виде гвоздя или шурупа.

Большинство производителей выпускают тарельчатые анкеры, которые подходят для крепления теплоизоляции не только в НФС, но и в системах штукатурного фасада и предназначены для установки во всех видах оснований: бетон, пустотелый и полнотелый кирпич, керамические блоки, газобетон и др. без ограничения по высоте. В зависимости от материала основания и нагрузок такие анкеры можно устанавливать на разную глубину.

В системах TERMOCLIP СТЕНА 2 MH и 2 PH используются тарельчатые анкеры, разработанные специально для систем навесных вентилируемых фасадов. Они имеют на теле дюбеля специальные ребра ограничения глубины установки. Это предотвращает проминание теплоизоляции при ее установке, из-за которого теплозащитные характеристики НФС снижаются. Особенно это важно при монтаже внутреннего слоя, где используется минеральная вата меньшей плотности.

В крепежных системах TERMOCLIP СТЕНА 2 MH и 2 PH дюбели для теплоизоляции выполнены из полиэтилена. Поэтому отличаются пластичностью, ударной вязкостью, повышенной стойкостью к морозу и высоким температурам. Нагрузка на них не такая высокая, как на несущие кронштейны, им достаточно выдерживать воздействие ветра и вес минеральной ваты. Здесь на первый план выходит требование к отсутствию хрупкости. Поэтому дюбель из полипропилена в этом случае не подойдет — при ударе, особенно при низких температурах, он может трескаться и разрушаться.

Кроме того, выбор анкера для крепления теплоизоляции зависит от ее толщины. Для крепления внутреннего слоя, а также для утепления на высоте до 16 м лучше применять систему TERMOCLIP СТЕНА 2 PH.

Источник: пресс-служба компании ТЕХНОНИКОЛЬ

Распорный элемент

В комплектацию тарельчатого анкера для теплоизоляции обычно входит гвоздь. Согласно СП 522.1325800.2023 «Системы фасадные навесные вентилируемые. Правила проектирования, производства работ и эксплуатации», он должен иметь термоголовку, которая препятствует теплопотерям через распорный элемент. Требований к виду материала в документе нет, поэтому на рынке представлены гвозди из разных пластиков.

Одно из удачных решений — распорные элементы из стеклонаполненного полиамида. Их используют, в частности, в системе TERMOCLIP СТЕНА 2 PH. Это жесткий, прочный и твердый материал, выдерживающий удары молотком при монтаже и не проводящий тепло. Правда, гвозди, полностью выполненные из полиамида, имеют ограничение по высоте применения — не более 16 м. Или же могут использоваться на фасадах любой высоты, но только для крепления внутреннего слоя минеральной ваты.

Для крепежа всех слоев изоляции на фасадах любой высоты подходят комбинированные гвозди — металлические с головкой из полиамида, как, например, в системе TERMOCLIP СТЕНА 2 MH. Они обеспечивают нужную прочность и защиту от теплопотерь. Часто, чтобы упростить себе задачу, строители используют именно такие распорные элементы для монтажа обоих слоев утеплителя. Однако это несколько увеличивает стоимость системы. Более экономичным будет для нижнего слоя применять гвозди из стеклонаполненного полиамида, для верхнего — металлические с головкой из полиамида.

Распорные элементы из полипропилена выбирать не рекомендуется: они довольно хрупкие и при ударе молотком могут раскалываться. Еще один неудачный вариант — гвозди из полиэтилена. Они слишком мягкие, плохо забиваются, не обеспечивают распор и несущую способность.

Крепление мембраны

Гидроветрозащитная мембрана в системе навесного вентилируемого фасада крепится вместе с теплоизоляцией теми же дюбелями, что и каменная вата, или отдельно, после монтажа утеплителя. В последнем случае для ее фиксации можно использовать тарельчатый винт из полиэтилена TERMOCLIP СТЕНА R, который вкручивается в теплоизоляционный слой и фиксируется за счет высокой резьбы.

Важнейшие требования к НФС — долговечность и надежность. В значительной степени обеспечить их можно, подобрав качественные материалы для крепления, которые гарантируют высокую несущую способность, стойкость к коррозии, механическому и температурному воздействиям, а следовательно — долгий срок службы всей системы и минимальные затраты на ее ремонт и эксплуатацию.


ИСТОЧНИК ФОТО: пресс-служба компании ТЕХНОНИКОЛЬ

Подписывайтесь на нас:

Опалубка 2025: новые стандарты, материалы и технологии для монолитного строительства


02.12.2025 09:47

В 2025-м опалубочные системы переживают заметный технологический скачок: материалы становятся легче, циклы — быстрее, требования к безопасности — жёстче. Инженерам нужно не просто выбрать щиты и стойки, а понимать, как рынок меняется и что реально влияет на сроки, качество и стоимость монолита.


Итог: опалубка перестаёт быть «расходником» — превращается в инструмент управления рисками и скоростью строительства.

Какие тренды определяют опалубку в 2025 году?

1. Ускорение циклов монолитных работ

Главный драйвер — давление на сроки. Требования заказчиков ужесточаются, и подрядчики переходят на системы, позволяющие снимать и переставлять щиты быстрее при соблюдении ГОСТов по прочности бетона.

На первый план выходят:

  • лёгкие панели,

  • повышенная жесткость профилей,

  • стандартизированные замки, которые позволяют работать без точечной подгонки.

Итог: растёт востребованность систем, уменьшающих количество операций и человеческого фактора.

2. Унификация и совместимость

Компании стремятся к таким решениям, которые работают в разных типах проектов:

  • жилые дома,

  • промышленные объекты,

  • паркинги,

  • инженерные сооружения.

Модульная логика вытесняет тяжёлую уникальную опалубку.

Производители выпускают совместимые элементы: стойки, ригели, замки, позволяющие использовать комплект как мультиинструмент.

Вывод: в 2025 году универсальность снижает складские запасы и экономит бюджеты подрядчиков.

3. Рост требований к безопасности

Инженеры всё чаще ориентируются на:

  • ГОСТ 23409-2021 (опалубка для монолитных работ),

  • требования по нагрузкам и прогибам,

  • нормы по защите рабочих мест.

Системы с несоответствующей жёсткостью и устаревшие стойки массово выводятся из эксплуатации.

Итог: стандартизация и паспортная безопасность становятся фактором конкурентоспособности подрядчика.

Эволюция материалов: что меняется в 2025 году?

Мировая и российская практика показывают сдвиг от тяжёлой стали к материалам, которые позволяют работать быстрее и точнее.

Алюминиевая опалубка — где выигрывает?

Алюминий остаётся «рабочей лошадкой» в малой и средней этажности.

Ключевые преимущества:

  • низкий вес,

  • возможность монтажа без крана,

  • высокая кратность оборотов при правильном обслуживании.

Инженеры отмечают, что алюминий помогает компенсировать нехватку квалифицированной рабочей силы: меньше вес — меньше ошибок при перестановках.

Вывод: алюминий — оптимальный выбор для объектов с постоянными перестановками и ограничениями по подъёмной технике.

Пластиковая опалубка — где она уже оправдана?

Пластиковые панели получили широкое применение в 2023–2025 годах благодаря:

  • влагостойкости,

  • точной геометрии,

  • многократности использования.

Такие системы актуальны при частом контакте с влажной средой, сложной конфигурации форм и требованиях к чистовой поверхности.

Но есть ограничение: не все пластиковые панели выдерживают нагрузки высотного монолита.

Итог: пластик — инструмент нишевого применения, но именно он снижает стоимость работ в ряде задач (перегородки, колонны, мелкие формы).

Стальная опалубка — почему она не уходит с рынка?

Сталь остаётся стандартом для:

  • высотных ЖК,

  • коммерческих центров,

  • крупных промышленных зданий.

Причина простая: высокая несущая способность и стабильность геометрии в условиях больших нагрузок.

Слабое место — вес. Но производители адаптируются: используют профили с оптимизированным сечением, уменьшают толщину листов без потери жёсткости.

Вывод: сталь — базовое решение для тяжёлых циклов и крупных объёмов бетона.

Инновации 2025 года: что меняет правила игры?

Технологии в опалубке перестают быть «второстепенной» темой. Чем быстрее работает система, тем ниже стоимость одного квадратного метра монолита.

1. Быстровозводимые системы

Такие конструкции ориентированы на резкое сокращение числа операций.

Ключевые особенности:

  • минимальное количество замков,

  • крупногабаритные панели,

  • встроенные элементы для быстрой перестановки.

На стройках 2024–2025 годов такие системы активно используются в:

  • складских комплексах,

  • логистике,

  • производственных зданиях.

Итог: в типовых промышленных объектах быстровозводимые щиты сокращают трудозатраты и механизацию.

2. Роботизированные решения

Роботизация в российской опалубке пока не массовая, но тренд выраженный:

  • автоматизированные подъёмные платформы,

  • механизированные стойки,

  • системы контроля геометрии.

Главный плюс — снижение ошибок при сборке, что влияет на безопасность и качество бетонирования.

Вывод: роботизированные модули становятся конкурентным преимуществом крупных подрядчиков.

3. Цифровые инструменты и BIM

Проектирование опалубки в BIM сокращает количество пересборок.

В 2025 году это уже не редкость — подрядчики закладывают опалубочные циклы в модель объекта:

  • просчитывают прогибы,

  • моделируют нагрузки,

  • оптимизируют схему перестановки.

Итог: BIM не ускоряет сам монтаж, но снижает риски ошибок и перерасхода щитов.

Как новые системы снижают риски и стоимость монолита?

1. Контроль качества поверхности

Современные щиты дают ровную поверхность без перерасхода шпаклёвки и штукатурки.

Это прямое снижение стоимости финишной отделки.

Вывод: качественная опалубка экономит бюджеты не на бетоне, а на последующих работах.

2. Минимизация человеческого фактора

Тяжёлые системы требуют опытных монтажников.

Лёгкие и модульные решения уменьшают число критичных операций:

  • точная установка,

  • обработка стыков,

  • фиксация замков.

Итог: меньше ошибок — меньше переделок и рисков опалубочного коллапса.

3. Повышение безопасности работ

Современные стойки, площадки, страховочные элементы соответствуют требованиям ГОСТов и СП 70.13330.

Это снижает вероятность аварий и остановок строительства.

Вывод: система, работающая по нормам, напрямую влияет на непрерывность и скорость бетонирования.

Практика 2023–2025: что реально работает на стройках?

На объектах за последние три года закрепились следующие закономерности:

  • щиты с высокой точностью геометрии требуют меньше подготовки перед заливкой;

  • лёгкие панели ускоряют темп работ без потери прочности конструкции;

  • совместимость комплектующих позволяет не держать на складе разные системы;

  • стальные комплекты остаются оптимальными для высотного монолита;

  • пластик активно применяется на внутренних работах и в проектах с влажной средой;

  • алюминий занимает нишу там, где скорость перестановок критична;

  • BIM-моделирование опалубочных циклов снижает объём переделок и конфликтов на площадке.

Итог: российский рынок опалубки меняется эволюционно, но уже заметно влияет на скорость и экономику объектов.

 FAQ: короткие инженерные ответы

Что выбрать: стальную или алюминиевую опалубку?

Сталь — для высотных и тяжёлых нагрузок.

Алюминий — для быстроты перемещения и объектов средней этажности.

Пластиковая опалубка — это надёжно?

Да, но в нишевых задачах. Она не заменяет сталь в высотном строительстве.

Нужен ли BIM для опалубки?

Если объект крупный или сложный — да. Он снижает ошибки и ускоряет подготовку.

Robotics в опалубке — это уже норма?

Пока точечно, но тенденция усиливается: механизация снижает риски и нагрузки.

Как выбрать систему без переплат?

Смотреть не на цену щита, а на скорость циклов, ресурс панелей и совместимость.

Заключение

Опалубка 2025 — это сочетание лёгких материалов, строгих стандартов и продвинутой механизации. Системы становятся не просто инструментом формирования бетона, а частью инфраструктуры безопасности и скорости строительства.

Инженерам важно не «выбрать тип щита», а понимать, как система влияет на экономику цикла, риски, качество поверхности и безопасность.

Итог: выигрывают те, кто выбирает не самую дешёвую систему, а ту, которая обеспечивает предсказуемый и быстрый монолит.


ИСТОЧНИК ФОТО: ASNinfo

Подписывайтесь на нас:

Лифтовая отрасль: стратегии выживания в условиях новых вызовов


21.11.2025 14:56

Замедление темпов строительства, экономическая нестабильность и конкуренция со стороны китайских производителей привели к снижению спроса на лифтовое оборудование. В этих непростых условиях отечественные производители ищут стратегии, которые позволят не только удержать позиции, но и найти новые точки роста.


Прогнозируемое падение рынка лифтов на 10% в 2025 году — пессимистичный, но, по мнению экспертов, не фатальный сценарий для отрасли. Основные причины — спрос на лифты снижается со стороны девелоперов из-за уменьшения объемов ввода жилья, связанного с высокими ипотечными ставками и исчерпанием эффекта льготных программ. Также сказывается дефицит средств у региональных фондов капремонта для замены старых подъемников в многоквартирных домах и конкуренция со стороны производителей из стран Азии. Например, китайские компании готовы поставлять в Россию лифтовое оборудование для любого сегмента недвижимости. В Поднебесной ежегодно выпускается более 1 млн лифтов, из них для внутреннего рынка — почти 400 тыс. единиц. Соответственно, себестоимость у них совершенно другая.

Недозагрузка мощностей у российских лифтостроителей достигает 50%, заставляя их искать новые пути выживания.

Как в таких условиях сохранить рентабельность и не обрушить производство? Компании по-разному адаптируются к суровым реалиям. Оптимизация издержек, диверсификация, экспансия на новые рынки — лишь часть арсенала. Ведущие игроки отрасли поделились своим опытом оптимизации и инновационными подходами к развитию бизнеса с учетом новых вызовов.

Сервис и модернизация — главный приоритет

Сергей Нетесов, технический директор АО «МЭЛ», ключевым фактором успеха считает гибкость производства.

— Фокусируемся на монетизации существующих активов и гибкости. Сервис и модернизация — главный приоритет, — отмечает он. — Используем свои сервисные центры в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге и склады запчастей для продвижения долгосрочных контрактов на монтаж, обслуживание и пакеты модернизации. Это стабильный доход при падении рынка новых лифтов. Консолидируем выпуск на самых эффективных линиях. Свободные мощности планируем использовать для контрактного производства, выпуска нишевой продукции (например для программ замен).

Завод — один из немногих в России, где производят ремонтные работы узлов лифтового оборудования. Оптимизация логистики, по мнению эксперта, — еще один важный элемент антикризисной стратегии.

— Внедряем жесткое планирование закупок, привязанное к реальным заказам, чтобы сократить объем и стоимость неснижаемых остатков на складах, — констатирует технический директор предприятия.

Сергей Нетесов подчеркивает стратегическую цель компании: перевести бизнес из модели «производитель» в модель «сервисно-ориентированный оператор», используя собственные склады, сервис и гибкие мощности для удержания прибыли.

Диверсификация и расширение географии

Анатолий Опрышко, генеральный директор «SKY LIFT», делает ставку на узкую специализацию и комплексный подход.

— Мы адаптируемся к снижению спроса, опираясь на анализ рынка, — говорит он. — Фокусируемся на нишевых сегментах: лифты для медучреждений, школ, промышленные подъемники, а также на модернизации существующего парка.

Важным преимуществом руководитель предприятия считает ориентацию на полный цикл услуг: проектирование, поставка, монтаж и сервис. Это укрепляет лояльность клиентов и создает стабильный доход. Компания также изучает новые региональные рынки и берется за сложные проекты, где у конкурентов нет решений.

— Диверсификация производства играет ключевую роль. Выпуск эскалаторов и траволаторов снижает зависимость от одного типа продукции, — подчеркивает Опрышко. — Развиваем долгосрочные отношения с застройщиками, УК и госзаказчиками, предлагая индивидуальные условия. Инвестируем в цифровые технологии для оптимизации производства, управления запасами и затратами. Эти меры позволяют нам уверенно смотреть в будущее.

Дмитрий Мареев, генеральный директор СПб Лифтового завода, также отмечает, что адаптация к текущей ситуации идет через расширение рынков сбыта и диверсификацию.

— Снижение спроса действительно присутствует, но мы стараемся адаптироваться, — отмечает он. — В этом году расширили географию поставок, начав сотрудничество с застройщиками в Северной Осетии, Владимирской и Иркутской областях. Дополнительно начали выпуск металлоконструкций по чертежам заказчика, чтобы дозагрузить производство.

Тревожные сигналы и системные решения

Сергей Фирстов, финансовый директор АО «ЩЛЗ», приводит неутешительную статистику, указывающую на то, что падение рынка глубже, чем заявленные 10%.

— По данным портала госзакупок, за девять месяцев 2025 года опубликовано на 42% меньше аукционов, а закуплено в итоге на 44% меньше лифтов, чем годом ранее, что является антирекордом за последние три года, — информирует он. Эксперт связывает такую ситуацию с невыполнением региональных программ по замене лифтов и падением спроса в новостройках. При этом, по его словам, необходимость замены около 108 тысяч лифтов до 2030 года никуда не делась.

Для ее исправления «ЩЛЗ» совместно с «ДОМ.РФ» и Минпромторгом разработал предложения по внедрению льготного факторинга для производителей, который поможет и заводам, и региональным бюджетам.

— Мы оцениваем данную тенденцию как тревожную, но не критичную для положения ЩЛЗ на рынке, — отмечает финансовый директор компании. — Сегодня завод обеспечен долгосрочными контрактами, которые были заключены ранее. Не сокращаем мощности, напротив, продолжаем модернизировать производство, расширяем линии и нанимаем новых сотрудников. Более того, предприятие применяет на практике принцип инжиниринга вертикальных решений, разрабатываются новые продукты, в том числе для объектов «зеленой энергетики» и логистических хабов.

Цифровизация и рост производительности

Игорь Майоров, генеральный директор METEOR Lift, также делится опытом повышения эффективности.

— Мы вошли в нацпроект «Производительность труда» и на пилотном участке по производству панелей кабин добились роста производительности на 46%. Время изготовления комплекта панелей сократилось с 25 до 17 минут, — приводит он конкретные цифры.

Эксперт также отмечает использование современных технологий для повышения эффективности: в рамках проекта цифровизации сервисных подразделений созданы мобильные приложения и портал для механиков, прорабов и руководства компании, что позволило повысить эффективность сервисной сети на 30% и снизить нагрузку на диспетчеров на 40%.

— Повышение уровня локализации — важный шаг для укрепления позиций на рынке: в текущем году на заводе METEOR Lift в Санкт-Петербурге начат серийный выпуск безредукторных лебедок, в следующем году будет запущено производство собственного частотного преобразователя. Это также снизит зависимость от зарубежных поставщиков и колебаний валютных курсов и внесет вклад в повышение устойчивости всего строительного сектора страны, — резюмирует генеральный директор METEOR Lift.

Экономия и безопасность

В ответ на дефицит бюджетов у заказчиков компании разрабатывают специальные предложения.

Сергей Нетесов (МЭЛ) предлагает владельцам и эксплуатантам лифтового оборудования специальные решения для работы в таких условиях: модернизация частями — замена самых критичных узлов с распределением стоимости. По его мнению, заводской ремонт вместо замены позволит заказчикам снизить финансовую нагрузку. Лизинг и рассрочка — для снижения единовременной нагрузки.

— Ключевое преимущество: распределение затрат и гарантия. Именно совокупность этих двух факторов делает это решение привлекательным для коммерческого сегмента в текущей ситуации, — подчеркивает он.

Компания также вывела на рынок систему предиктивной аналитики MEL Connect, которая отслеживает состояние лифтов 24/7, предупреждая до 70% потенциальных аварий. Она позволяет перейти от сервиса «по факту поломки» к обслуживанию «по состоянию», снижая эксплуатационные расходы.

Анатолий Опрышко (SKY LIFT) делает ставку на складские запасы для оперативного сервиса, лизинг и энергоэффективные решения, которые сокращают эксплуатационные расходы.

— Мы проводим модернизацию лифтов с заменой ключевых компонентов и систем управления, что улучшает характеристики и безопасность без полной замены, — отмечает он. — Для снижения финансовой нагрузки активно внедряем лизинг с распределением платежей на длительный срок, разрабатывая специализированные программы для ЖКХ. Рассматриваем факторинг для улучшения управления денежными потоками. Практикуем индивидуальный подход — расширенные гарантийные программы.

Дмитрий Мареев (СПб Лифтовой завод) акцентирует внимание на гибких условиях оплаты, предлагая рассрочку не только УК, но и предприятиям.

— У нас предусмотрена рассрочка, которая активно используется ТСЖ и управляющими компаниями, у которых средства для капитального ремонта хранятся на спецсчетах. Мы также готовы рассматривать такой способ оплаты не только для многоквартирных домов, но и для предприятий и других организаций, которым требуется замена лифтового оборудования, — информирует он.

Конкуренция с Китаем: цена против полного цикла

Растущая доля производителей из Поднебесной на рынке лифтового оборудования заставляет отечественные компании искать новые конкурентные преимущества. Ценовое давление — лишь один из аспектов. Как российским лифтостроителям удается противостоять этой тенденции?

— Рост доли оборудования китайских компаний — это объективный факт, — отмечает Сергей Нетесов (МЭЛ). — Однако наша стратегия конкуренции строится не на ценовой войне, а на демонстрации клиенту полной стоимости эксплуатации, где первоначальная экономия часто оборачивается высокими рисками и дополнительными затратами в будущем.

Ключевым конкурентным преимуществом АО «МЭЛ» он видит синергию трех направлений: импортозамещение и локализация, акцент на сервис и долгосрочные обязательства, а также цифровизацию. Компания делает ставку на полный жизненный цикл оборудования, предлагая премиальный сервис, гарантирующий бесперебойную работу лифтов на протяжении 25 лет. Собственное производство и склады комплектующих обеспечивают пожизненную доступность запчастей и защиту от логистических рисков.

— Пятилетняя гарантия неприемлема для 25-летнего цикла, — подчеркивает Нетесов. — Мы берем на себя ответственность за весь срок службы лифта через долгосрочные сервисные контракты. Клиент покупает не просто устройство, а гарантированную бесперебойную работу. Таким образом, мы предлагаем не товар, а технологическое партнерство на весь жизненный цикл оборудования, и это — более весомый аргумент для стратегически мыслящих клиентов.

Игорь Майоров (METEOR Lift) акцентирует внимание на очевидных преимуществах российских производителей: непосредственная близость к заказчику, доступность оригинальных запасных частей, в том числе благодаря наличию сервисных центров, собственный штат технических специалистов — механиков и монтажников. Все это повышает скорость доставки комплектующих на объект заказчика, снижает время простоя подъемного оборудования и повышает качество его обслуживания, а значит — безопасность для пассажиров.

— Например, наш завод находится в Санкт-Петербурге и производит лифты на протяжении более чем 30 лет, у нас есть разветвленная сервисная сеть и склады запчастей в каждом регионе страны. Поэтому, покупая наш лифт, заказчик может быть уверен, что в случае необходимости он быстро получит нужные запчасти или техническую поддержку, — резюмирует он.

При этом Дмитрий Мареев (СПб Лифтовой завод) видит перспективы в сотрудничестве с китайскими производителями, а не в конкуренции.

— Не стоит отрицать, что зарубежные коллеги имеют большой опыт в разработке продукции, соответствующей тенденциям современного рынка технологий. Перенять его будет полезно и выгодно, причем обеим сторонам, — считает он.

СПб Лифтовой завод также рассматривает возможность поставок комплектующих от китайских производителей.

Прогнозы и перспективы

Когда ожидать восстановления рынка лифтового оборудования? Какие факторы окажут наибольшее влияние на его динамику — снижение ипотечных ставок, прямое госфинансирование программ замены лифтов, оживление девелоперской активности? Прогнозы варьируются от сдержанных до оптимистичных. С одной стороны, существует прочная основа для восстановления, подкрепленная необходимостью масштабной замены лифтового парка и готовящимися мерами господдержки. С другой — реализация этого потенциала напрямую зависит от возобновления финансирования региональных программ и стабилизации в строительном секторе.

Анатолий Опрышко (SKY LIFT) ожидает восстановление рынка к 2026 году.

— Оптимизм основан на неизбежности замены устаревших лифтов и оживлении девелоперской активности, — отмечает он, подчеркивая важность государственной поддержки в виде прямого финансирования программ замены лифтов, а также стабилизации экономики и снижения ипотечных ставок, стимулирующих новое строительство.

Игорь Майоров (METEOR Lift) считает, что восстановление возможно при стабилизации строительного рынка и реализации мер «Дорожной карты развития лифтовой отрасли», включая субсидирование процентных ставок заводам-изготовителям, переход на прямые закупки у отечественных заводов и усиление контроля монтажных организаций.

— Мы сдержанно оптимистичны, — говорит Сергей Фирстов (ЩЛЗ). — Потенциал восстановления есть — при условии возобновления прямого финансирования региональных программ замены лифтов, запуска механизма льготного факторинга для заводов-производителей и дальнейшего снижения ключевой ставки.


АВТОР: Елена Кузнецова
ИСТОЧНИК ФОТО: ASNinfo

Подписывайтесь на нас: