BIM рвется на стройку. Итоги международного форума цифровых технологий в проектировании и строительстве


03.12.2018 15:24

Пока Россия готовится к приходу BIM на стройку, зарубежные коллеги уже готовы делиться опытом и цифрами. На московский BIM-форум приехали итальянские подрядчики, которые с помощью новых технологий спроектировали и построили знаменитые башни Hadid и Liberskind в центре Милана. Они рассказали, сколько стоит внедрить BIM на стройку и как новые технологии помогают экономить.


Попасть в зал, где обсуждали практику применения BIM-технологий, оказалось не так просто. Девелоперы, инвесторы и представители ведущих строительных и проектных организаций выстроились в очередь в коридоре Центра международной торговли. И каждый желал попасть первым. Оно и понятно, ведь в зале выступали те, для кого BIM – это уже часть жизни, а не экзотическая диковинка.

Цена BIM для строителя

Итальянская строительная компания Planimetro начала работать с BIM-технологиями в 2010 году. Для заказчика строительства CityLife это было плюсом, так как они хотели, чтобы все здания квартала возводились исключительно с помощью BIM-технологий.

Вот только до этого Planimetro не сталкивалась с такими сложными и масштабными проектами комплексного применения BIM. Чтобы выиграть тендер и привнести BIM на стройку, подрядчику пришлось провести переоснащение: закупить 12 специальных компьютеров, установить на них необходимое программное обеспечение и дообучить специа­листов. «Мы начали работу над башней Hadid в 2014 году. И на данный момент все затраты в 120 тыс. евро уже окупились, – говорит BIM-менеджер компании Planimetro Андреа Ваносси. – Сейчас у нас в портфолио 14 проектов (с использованием технологий BIM – прим. ред.) общей стоимостю 1, 6 млрд евро».

Инвестиции в переоснащение оказались оправданны еще и потому, что скоро итальянцы не смогут строить без BIM-технологий. Это запретит государство. В частности, с 2019 года все общественные здания стоимостью от 100 млн евро должны быть спроектированы и построены в BIM, а с 2025 года запрет коснется абсолютно всех объектов. Так что компании придется вложиться в переоборудование, если она хочет остаться на рынке.

«Мы слышали, что в России тоже принята временная программа. И это нас сближает», – подчеркнул Андреа Ваносси.

BIM ради архитектуры

Понадобился целый год, чтобы спроектировать башню Hadid в BIM. Еще столько же потребовалось для оцифровки башни Liberskind. Это много. Однако, как утверждают подрядчики, без технологий информационного моделирования было бы почти невозможно создать нужную архитектуру.

«Заха Хадид (автор архитектурного решения башни Hadid – прим. ред.) – гениальный архитектор. Она всегда стремилась найти природу в архитектуре. Поэтому настолько тщательно выверена форма башни Hadid», – показывает построенное здание главный архитектор Planimetro Жерар Кантарелли.

Здание состоит из четырех дуг, которые плавно приближаются друг к другу по мере движения вверх и поворачиваются вокруг своей оси. «Все это прописано в математических моделях в файлах Excel, где два параметра отвечают за перемещение дуг, один – за вращение и еще один – за движение вверх», – дополняет коллегу Андреа Ваносси.

Поэтажно меняются вся конфигурация здания, меняются все составляющие ее части, включая потолки, полы и фасады. И именно поэтому заказчик поставил условие работать в BIM, без технологий информационного моделирования подобного добиться было бы практически невозможно.

BIM ради экономии

«При строительстве башни Liberskind мы использовали виртуальную и дополненную реальности, – говорит Андреа Ваносси, показывая видео, где строители ходят по строящемуся объекту в специальных очках. – Виртуальная и дополненная реальности позволяют накладывать проектные решения на еще не законченный объект, чтобы строители могли сразу видеть, как это будет выглядеть после завершения работ».

Метод помогает выявить нестыковки и ошибки проектирования еще до того, как они будут реализованы на стройке. А это существенно помогает экономить. По словам Андреа Ваносси, благодаря BIM они выявляли до 100 нестыковок и ошибок в месяц до того, как начали строительные работы, и по 200 ошибок в месяц после начала работ.

Гости из Италии особо подчеркнули, что технология BIM работает и действительно эффективна, только когда все участники проекта ее используют. Поэтому итальянцы прописывают такое условие в договорах со всеми, даже с поставщиками материалов. Координирует работы всех поставщиков и субподрядчиков BIM-менеджер в компании генпод­рядчика.

Где берут специалистов по BIM

«Благодаря BIM у меня студия «помолодела» на 15 лет. Мы берем специалистов по BIM прямо со студенческой скамьи», – поделился Жерар Кантарелли.

В Италии образовательные программы успевают за рынком. Уже сейчас в стране достаточно выпускников, которые стали дипломированными специалистами по BIM-технологиям. При этом преподают студентам практики. Так, например, преподавательской деятельностью занимается и сам Андреа Ваносси.

Чисто российские проблемы

В России BIM пока не вышел за рамки проектирования. Но совсем скоро он окажется на стройке – и тогда Россия столк­нется с проблемой, которой удалось избежать зарубежным коллегам. Сейчас непонятно, кто из участников рынка будет переводить проектную модель в строительную. С одной стороны, разработкой модели и разработкой проекта организации строительства занимается генеральный проектировщик, но доработка модели для стройки – это уже не его епархия. Получается, что генподрядчик должен принять проектную модель от проектировщика и заморозить? Этот вопрос вызвал бурные обсуждения на BIM-форуме.

Сразу понятно, что в выигрышном положении окажутся компании, которые могут сразу и проектировать, и строить. Здесь вопрос решен: генподрядчик будет сначала вести проектную модель, потом скорректирует ее для стройки. «Но таких компаний всего 50 на всю страну! Что делать остальным?» – воскликнул с места один из участников форума. На этот вопрос нет ответа даже у зарубежных гостей.

На Западе проблемы удалось избежать из-за особенностей рынка. «У них генеральный проектировщик снимает с себя полномочия немного раньше, чем у нас. В России он ведет проект до того момента, как рабочие приходят на стройку. На Западе это происходит примерно после стадии проектно-изыскательских работ, а дальше генеральный подрядчик уже для себя и под себя подводит модель для стройки. Получается проще: подрядчик допроектирует модель и с ней выходит на стройку», – говорит руководитель направления информационного моделирования компании AECOM Андрей Кумсков.

В России доводить проектную модель до строительной может третье лицо (некий BIM-интегратор), которое возьмет на себя довольно большой объем работы – будет сводить воедино данные со стройки и проектирования. А это целое поле для появления новых участников рынка.

Либо решением проблемы могут заняться компании, которые проектируют и управляют строительством. Тем более, что сейчас есть тенденция, когда заказчик стремится отдать в один руки и проект, и стройку, чтобы общаться с одним ответственным лицом. Такой подход логичен с точки зрения BIM.

BIM станет обязательным

Совсем скоро BIM станет обязателен и для российского строительного рынка. В июле этого года соответствующее поручение дал Президент России Владимир Путин, а Минстрой уже сформировал Федеральный проект «Цифровое строительство». Параллельно Госдума в первом чтении рассматривает законопроект по информационному моделированию. Сейчас чиновники Минстроя дорабатывают документ и ожидают, что его Госдума примет его в весеннюю сессию.

По оценкам Минстроя, цифровое строи­тельство в России позволит снизить стоимость строительства государственных объектов на 20%, а время с момента принятия решения о строительстве до момента ввода объекта в эксплуатацию сократится на 30%.

Мнение

Александр Свинолобов, заместитель генерального директора ООО «Бонава Санкт-Петербург»:

– BIM-технологии уже вышли за рамки проектирования и пришли на стройку. При их использовании мы уже получаем более качественную документацию, которая позволяет в разы сократить расходы на корректировку проекта и дополнительные закупки (в случае расхождения с действующим контрактом). Цифровая модель здания дает возможность получить больше информации об объекте, визуализировать его образ, что упрощает взаимодействие проектировщиков и строителей. Сокращается время принятия правильных решений, улучшаются качественные характеристики объекта и практически исключены технические ошибки. Становится удобнее взаимодействовать и с подрядчиками, у которых появляется четкое техзадание.

Немаловажен и чисто экономический фактор. Новый подход позволил улучшить качество продукта при сохранении цен на квартиры на прежнем уровне. Себестоимость строительства Bonava в среднем снизилась на 1%. И хотя пока мы используем не весь потенциал BIM, внедрение новой технологии уже сегодня окупает себя и создает возможность двигаться дальше путем создания потенциальных новых точек роста в новой цифровой экономике. Информационное моделирование позволяет оптимизировать производственные методы, а также использовать типовые элементы – сборный железобетон, металлические элементы, готовые блоки санузлов. Все это снижает продолжительность строительства, а значит, и позволяет экономить.

При этом нам, как крупной компании, целесообразнее использовать внутренний ресурс, а не привлекать подрядчика, ответственного за BIM. Логично, когда такие ценные специалисты работают в штате компании. Это не только положительно сказывается на качестве наших проектов, но и помогает постоянно повышать квалификацию других специалистов Bonava.

Александр Никитин, руководитель BIM-мастерской Проектного института № 1:

– Для эффективной работы компании с BIM-технологиями нужно прежде всего менять внутренние процессы, проводить организационные изменения. Драйвером всего этого должен быть топ-менеджмент предприятия. Без кардинального изменения всей технологической цепочки, какие бы высокопрофессиональные специалисты в сфере BIM ни были привлечены к работе, они и так и останутся «инородным телом», которое так или иначе будет отторгнуто. К слову сказать, такие примеры на рынке уже существуют. BIM должен охватывать весь процесс в комплексе, а не быть «довеском» к системе, которая как-то работает и без него.


АВТОР: Светлана Лянгасова


Северное Мурино: новый пригородный формат


25.10.2018 09:37

Мурино во Всеволожском районе Ленобласти является одной из наиболее активно застраиваемых локаций в пригородной зоне. Поскольку охватить весь поселок в рамках одного обзора невозможно, в этой публикации «Строительный Еженедельник» сосредоточится на его северной части.


Современная застройка в Мурино стартовала в 2005 году. Северо-западная часть территории, на которой идет активное строительство, относится к бывшим землям совхоза «Ручьи». Потенциал их дальнейшего освоения еще очень велик. Планы властей региона нацелены на дальнейшее развитие жилищного строительства в северном направлении.

«В Мурино земли, пригодные под жилищное строительство, освоены примерно наполовину. Развитие возможно в сторону Лавриков, несколько домов там уже построены, однако на большую часть территории даже не получены разрешения на строительство», – говорит заместитель председателя Правительства Ленобласти Михаил Москвин.

Главное, что выделяет Мурино на фоне иных мест активного жилищного строительства в пригородных районах (Кудрово, Янино и др.), – это близость метро, обеспечивающая транспортную доступность локации на общественном транспорте. Станция «Девяткино» – единственная располагающаяся на территории Ленобласти. Этот фактор в первую очередь и обусловил интенсивное освое­ние локации.

Активность этого процесса привела к тому, что ее доступность на личном автотранспорте стала постепенно ухудшаться. Эту проблему призвано решить строительство новой развязки с КАД Петербурга в Западном Мурино, которую планируется ввести в эксплуатацию не позднее 2020 года.

Планируются и другие меры по улучшению транспортной инфраструктуры. «Администрация региона объявила о планах к 2021 году создать транспортный узел «Девяткино», частью которого станет развязка с КАД в западной части Мурино. Проект пересадочного узла включает в себя междугородний и международный автобусный вокзал и железнодорожную станцию. Также будут модернизированы перекрестки на автодороге «Санкт-Петербург – Матокса». После ввода в эксплуатацию съезда с КАД и пересадочного узла микрорайон возле станции метро «Девяткино» будет обеспечен удобной и современной транспортной инфраструктурой», – отмечает руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» Ольга Трошева.

По ее данным, всего в Мурино сейчас работают 12 застройщиков, которые реализуют 19 проектов площадью 826,36 тыс. кв. м. В свободной продаже здесь находится 364,3 тыс. кв. м жилья. «Локация – в лидерах спроса среди покупателей. По итогам января–сентября 2018 года, в Мурино реализовано 308,18 тыс. кв. м жилья, что составляет 9% в общем объеме спроса в Петербургской агломерации», – говорит эксперт.

Таким образом, можно констатировать, что спрос на жилье в локации высокий. «В Северном Мурино стабильный спрос, причем востребованы не только студии, но и семейные квартиры. В локации есть школа и открываются новые детские сады», – отмечает руководитель маркетинга и аналитики «Лаборатории МЕТРОВ» Елизавета Яковлева.

Одной из важнейших причин популярности локации является невысокая стоимость жилья. По оценке Ольги Трошевой, средняя цена предложения в локации в сегменте «масс-маркет» в настоящее время составляет 72,2 тыс. рублей за 1 кв. м, что на 7,8% выше среднего показателя цены в пригородной зоне Ленобласти. По данным Центра оценки и аналитики «Бюллетеня недвижимости», средняя цена в локации сейчас немного превышает 68,5 тыс. рублей за «квадрат». Причем за год ценник подрос примерно на 2 тыс. (в октябре 2017 года – 66,5 тыс.), т. е. примерно на 3%.

«Особенность Северного Мурино – это более регулярная организация пространства, четко очерченные улицы, наличие бульвара и пешеходных прогулочных зон. Нет извилистых улиц, как в некоторых других местах», – добавляет Елизавета Яковлева.

Мнение

Пётр Буслов, руководитель группы маркетинга Группы ЦДС:

 

– Мурино сегодня – один из самых перспективных пригородов Петербурга. Здесь строятся десятки жилых комплексов с разнообразными предложениями и доступными ценами. Повышенный спрос на жилье способствует развитию всего района. Особенно эту динамику можно наблюдать в западной части поселка: в последние год-два вокруг станции метро «Девяткино» провели благоустройство территории, открылось множество объектов коммерческой инфраструктуры. Не отстает развитие и улично-дорожной сети, а уже в будущем году планируется открытие съезда с КАД в западное Мурино, которое, конечно, улучшит транспортную доступность. Кроме того, большинство жилых комплексов предполагает собственную инфраструктуру. Так, у Группы ЦДС в Мурино реализуется три объекта: ЖК «Северный», ЖК «Муринский Посад» и ЖК «Новое Мурино». Каждый проект подразумевает не только жилые дома, но и социальное и дорожное обеспечение прилегающей территории. Например, в ЖК «Новое Мурино» работают два детских сада, а в сентябре открылась общеобразовательная школа на 700 мест. В центре ЖК «Северный» также запланировано строительство детского сада для 320 малышей и школы на 565 человек. К плюсам нового комплекса можно отнести просторные и закрытые от машин дворы с детскими, игровыми и спортивными площадками с безопасным покрытием.

Анна Князева, директор по продажам и маркетингу ООО «Петрострой»:

– Жилой комплекс «Материк» представляет собой многоквартирный кирпично-монолитный жилой дом со встроенными коммерческими помещениями, подземной автостоянкой, встроенно-пристроенным детским садом, а также встроенной районной библиотекой. Проект отличает хорошая транспортная доступность, в пешеходной близости находится станция метро «Девяткино». В комплексе запроектированы улучшенная отделка холлов и лестниц, установка металлических входных дверей российского производства. Клиентам предлагаются квартиры как с черновой отделкой, так, по желанию, и с отделкой «под ключ».

 

Станислав Данелян, генеральный директор компании Euroinvest Development:

 

– Компания Euroinvest Development реализует новый формат жилых пространств, в основе которого лежит концепция 3iD: формирование культурной среды и окружения, внедрение современных технологий и уважение к личным потребностям каждого человека. Наш первый проект — ЖК iD Мурино — выполнен в соответствии с этой концепцией. Мы считаем, что главным трендом в строительстве жилых кварталов должно стать внедрение интересных ИТ-решений, совершенствующих индивидуальные системы управления жилым помещением. Поэтому вместе с покупкой квартиры наши жильцы получают три ключа. Первый – клубный ключ – дает доступ в просторные клубные помещения, которые есть в каждом корпусе квартала. Здесь можно устраивать дружеские и деловые встречи, праздники, проводить лекции и мастер-классы. Второй ключ – умный – дает доступ на территорию комплекса и позволяет управлять автоматизированными системами контроля за помещениями. В ЖК iD Мурино мы внедрили системы автоматизации и диспетчеризации ЖКХ. Это позволяет автоматизировать подачу показаний приборов учета, оплачивать услуги ЖКХ, контролировать и прогнозировать потребление коммунальных ресурсов. И, наконец, третий ключ – личный – открывает квартиру, спроектированную и оборудованную в соответствии с индивидуальными особенностями жильцов. Мы создаем комфортную среду не только внутри помещения, но и на территории ЖК. Так, закрытый двор будет оборудован зонами для хранения велосипедного инвентаря и колясок, велопарковками, пандусами и подъемниками, находящимися на уровне земли, зонами для детского отдыха и для отдыха всей семьей.

Диана Звягинцева, руководитель PR-отдела ГК «Запстрой»:

 

– ГК «Запстрой» в 2017 году приступила к строи­тельству ЖК «Муринские Высоты» в шаговой доступности от станции метро «Девяткино». Комплекс будет состоять из трех многоэтажных домов на 762 квартиры. В каждом корпусе будет по три высокоскоростных бесшумных лифта. Квартиры будут передаваться покупателям с предчистовой отделкой. Также есть возможность дозаказать отделку, включающую в себя качественный ремонт во всех помещениях (в том числе в санузле и ванной комнате). Благодаря небольшому размеру и эргономичному формату квартиры комплекса подойдут для молодых и активных людей. В каждой из них имеется собственный остекленный балкон или лоджия. В коридорах и комнатах предусмотрен гардероб. Отсутствие студий отлично подходит под новый формат семейного жилого комплекса. Проектом предусмотрена открытая стоянка на 300 машино-мест, нижние этажи каждого из корпусов отведены под торговые и офисные объекты. Будет выполнено благоустройство территории с созданием детских площадок, территории для занятия спортом и мест для отдыха.


АВТОР: Михаил Добрецов


LIFE-Лесная: сделано для жизни


24.10.2018 12:59

В Санкт-Петербурге не так много новостроек, строящихся по-настоящему в шаговой доступности от метро. Одна из них – жилой квартал LIFE-Лесная, который возводится ГК «Пионер» в Выборгском районе, на Новолитовской улице, всего в пяти минутах от станции «Лесная».


Проект реализуется под именем LIFE – флагманским брендом ГК «Пионер» на рынке жилой недвижимости. Он закладывает новые стандарты комфортности проживания. В самом названии LIFE заложены главные составляющие бренда: Location, Innovation, Family, Ecology. Такие жилые кварталы обладают удобным местоположением и хорошей транспортной доступностью, отличаются стильной современной архитектурой, продуманными планировочными и инженерными решениями. В них предусмотрена необходимая социальная и коммерческая инфраструктура, реализация проектов ведется в благоприятном зеленом окружении с применением экологически чистых материалов.

Близость к центру

Еще недавно окрестности станции «Лесная» отличала пестрая застройка: жилые кварталы соседствовали с частично уже не функционирующими промышленными предприятиями знаменитого «серого пояса». Но достоинства локации как места для жизни взяли свое: на месте производств стали появляться новостройки. И скоро этот район можно смело будет назвать одним из наиболее комфортных для проживания.

Несомненным достоинством локации является близость к центру Петербурга. Свободных участков под застройку на таком расстоянии от исторических территорий в городе практически не осталось. До Выборгской и Петроградской (через Кантемировский мост) сторон – несложно добраться на автомобиле буквально за 5–10 мин., непосредственно в Центральный район города путь займет еще на 5–10 мин. дольше. Кроме того, из квартала LIFE-Лесная легко можно добраться до аэропорта, морского и железнодорожных вокзалов Петербурга, да и вообще до любой точки города: выезд на Западный скоростной диаметр находится в 10 мин. езды, на Кольцевую автодорогу – в 15 мин.

Наличие в шаговой доступности станции метро «Лесная» обеспечивает быструю связь с любой частью города и на общественном транспорте. До исторического центра можно доехать всего за 10–15 мин.

Развитая инфраструктура

Несомненный плюс квартала LIFE-Лесная – наличие в локации всей необходимой для комфортного проживания инфраструктуры. Это касается как инженерных коммуникаций и транспорта, так и торгово-развлекательных и социальных объектов.

В шаговой доступности – детские сады и школы, а также поликлиники и ряд крупных медицинских учреждений. Свою лепту в развитие социальной инфраструктуры внесет и LIFE-Лесная: на территории квартала появится отдельно стоящий детский сад, что избавит родителей от необходимости вывозить малышей далеко от дома.

Неподалеку от квартала работает один из крупнейших и самых современных торгово-развлекательных комплексов города – «Европолис», где представлены магазины популярных брендов, супермаркет PRISMA, рестораны, парк активного семейного отдыха Angry Birds и кинотеатр «Мираж Синема». Рядом расположены специализированные торговые центры «Мебель-сити» и «Аквилон».

Проект реализуется в зеленом районе. В непосредственной близости – Полюстровский сад и Сад Александра Матросова. Чуть дальше – парк Лесотехнической академии, одно из самых живописных мест Петербурга. Этот уникальный парк когда-то называли «русским Кембриджем», в нем собраны растения, привезенные из различных климатических зон.

Новые стандарты комфорта

LIFE-Лесная – жилой квартал прямоугольной формы, разделенный корпусами на три закрытых благоустроенных внутренних двора, формирующих общее пространство вокруг центральной общественной площади. В соответствии с глобальным трендом включения в жилые районы общественных пространств – в квартале появится просторная площадь с зелеными насаж­дениями.

Квартал включает шесть жилых домов высотой от 10 до 13 этажей (по оценкам ведущих урбанистов – это наиболее комфортная высотность для проживания людей) на 1791 квартиру, а также подземный паркинг, наземную парковку, магазины и сервисы на первых этажах, супермаркет и детский сад. Здесь появятся места для отдыха, детские и спортивные площадки. Внутренние дворы в квартале LIFE-Лесная закрыты для доступа посторонних, автомобили смогут заезжать на их территорию только для погрузки и разгрузки.

На подземном уровне расположен просторный отапливаемый паркинг с круглосуточной охраной и видеонаблюдением, доступ в него осуществляется из холлов корпусов на лифтах. Это обеспечивает автовладельцам комфорт и гарантирует надежную защиту машин от посягательств злоумышленников или случайных повреждений, а также воздействия неблагоприятных погодных факторов.

Для жителей квартала LIFE-Лесная предусмотрены индивидуальные кладовые, которые воплощают современный подход к комфортному проживанию. Они позволяют хранить за пределами квартиры сезонные вещи, спортинвентарь, дачные принадлежности, автомобильные шины и другие личные вещи. Это позволяет более рационально использовать жилое пространство квартиры, освободить дополнительные метры для комфортной жизни.

Квартирография включает как традиционные квартиры, с изолированными комнатами и кухней, так и востребованные варианты европланировок. В квартирах верхних этажей предусмотрена возможность устроить камины. Квартиру можно приобрести с одним из двух вариантов чистовой дизайнерской отделки – «под ключ» или с «белой» отделкой. У покупателей также есть возможность заказать дополнительные опции в отделке.

 Справка

Общая площадь проекта LIFE-Лесная составит 195 тыс. кв. м. Реализация разделена на три очереди. В первую вошли два корпуса в 11 и 13 этажей. В них запроектировано 480 квартир, от студий до 4-комнатных, с широким выбором вариантов планировок. Реализация проекта идет в строгом соответствии с графиком. Ввод в эксплуатацию первой очереди запланирован на IV квартал 2018 года, завершение реализации всего проекта – на II квартал 2020 года.

Группа компаний «Пионер» (Pioneer Group) основана в 2001 году. Специализируется на реализации в Москве и Петербурге градостроительных проектов многофункциональной и комплексной жилищной застройки, с последующим управлением и сервисным обслуживанием. Суммарный портфель реализованных и текущих проектов – 2,78 млн кв. м. Из них в Северной столице – около 700 тыс. кв. м (в частности, такие известные, как ЖК «Шуваловские Высоты», апарт-отель и ЖК YE’S, загородный комплекс «Первая Линия», жилой квартал LIFE-Приморский, апарт-отель YE’S на Социалистической, жилой дом YE’S Residence).

 

Мнение

Юрий Грудин, генеральный директор ГК «Пионер», Санкт-Петербург:

– В Северной столице осталось не так много земельных участков для реализации проектов в составе сложившейся застройки. Расположение нового жилого квартала в пяти минутах ходьбы от станции метро, рядом с ключевыми транспортными магистралями, в окружении развитой торговой и социальной инфраструктуры – обеспечило проекту интерес покупателей. Комфорт проживания будет поддержан качественными характеристиками самого проекта: разумной этажностью домов, благоустроенными дворами, закрытыми от машин, собственным детским садом в составе квартала. Реализация проекта предполагает эффективный редевелопмент депрессивной зоны – на месте ветхих промышленных зданий появится новая градостроительная доминанта района. За счет современной архитектуры и развитой инфраструктуры квартала проект призван сформировать новое восприятие этой части Выборгского района, которая традиционно относилась к «серому поясу».


АВТОР: Лев Касов