Дорожное строительство


02.08.2021 13:15

Тема дорог в России актуальна во все времена. Как должны строится дороги, в чем причины неудовлетворительного покрытия, какие технологии перспективны разберем в статье.


Дороги общего пользования классифицируют по материалу покрытия:

  • Цементобетонные. Основой вяжущего материала в наружном покрытии выступает бетон. Преимущество цементобетонных дорого длительный срок эксплуатации. При соблюдении всех норм строительства и использования ремонт цементобетонному полотну потребуется не ранее 20 лет. Дороги с использованием бетона прокладывают двумя способами:

- Заливным. Готовую бетонную смесь заливают в заготовку дорожного полотна. Бетон набирает прочность и формирует монолит покрытия. У этого метода есть существенные недостатки. Работы можно вести только при положительных температурах выше 50С. При температуре воздуха ниже 5 градусов скорость схватывания бетона резко снижается или прекращается вовсе.

Цементобетонные дороги
Цементобетонные дороги
Источник: https://www.tass-sib.ru

- Укладкой железобетонных плит. Предварительно напряженные изделия в форме плит укладываются по всей длине строящегося участка. Недостаток дорог из железобетона в том, что если не выдержать нормы по обустройству основания, плиты со временем начнут расходится; отдельные элементы будут утапливаться, и возникнут перепады высот на стыках плит. Усугубляет нарушение целостности дорожного полотна большегрузная техника. Справедливости ради стоит отметить, что современные технологии строительства дорог с использованием преднапряженного бетона позволяют создать прекрасные, долговечные и недорогие трассы. Цена километра дороги из ж/б плит до 50% ниже, чем из асфальтобетона.

 Укладка железобетонных плит

Укладка железобетонных плит
Источник: https://st-machine.ru/
  • Асфальтобетонные. В основе вяжущего материала внешнего слоя выступает асфальтобетон- искусственный строительный материал. Представляет собой смесь из битума и минеральных заполнителей: песка, щебня, гравия. Для улучшения качественных показателей в асфальтную смесь могут добавляться дополнительные ингредиенты: полимеры, резиновая крошка.

Асфальтобетонные дороги

Асфальтобетонные дороги
Источник: https://asfalt-kachestvo.ru

Технология строительства дороги

Если рассматривать соотношение бетонных и асфальтированных дорого, то Россия на 98% покрыта асфальтобетонным полотном, бетонное покрытие составляет 2%. Поэтому далее речь пойдет о строительстве асфальтобетонных дорог. Стоит признать, что мировая практика доказала наилучшую эффективность бетонного покрытия. Возведение дорожного полотна высокотехнологичный и ответственный процесс, который состоит из нескольких этапов:

  • Инженерные изыскания. Прежде чем приступить к работам по строительству транспортной артерии, необходимо провести инженерные изыскания:

-Топографические. Будущая трасса прокладывается на картах. Размечается местность.

- Геодезические. Выверяются координаты. Снимается профиль рельефа.

- Геологические. Обязательно проводят анализ грунта и исследуют насколько глубоко залегают водоносные пласты.

- Экологические. Проводят исследования экологических факторов, и взаимодействие объекта с окружающей средой. Вырабатываются меры по минимизации воздействия и нанесения вреда природе.

Инженерные изыскания для строительства дорог
Инженерные изыскания для строительства дорог
Источник: https://mirrorgroup.ru
  • Подготовительные работы. На размеченном участке расчищают территорию от деревьев и кустарников. Снимают верхний слой почвы. Подготавливают технологические подъезды. Переносят коммуникации. Подвозят сырье технику для строительства. Корректируют ландшафт: где необходимо возводят насыпи, а где того требует архитектурный план срезают холмы. До строительных работ продумывают систему водоотведения со строительной площадки. Особенно это важно, когда стройка планируется на глинистых грунтах.

Конструкция современной дороги представляет собой технологичное многослойное сооружение. В общих чертах выглядит так:

- Геотекстиль

- Песчаная подушка

- Георешетка

- Щебень

- Асфальт

  • Подготовка основания. После того как снят плодородный слой почвы, грунт тщательно утрамбовывают. На подготовленную почву укладывают геотекстиль.

Геотекстиль - специализированный строительный материал, который предназначен для армирования дорожного полотна, отведению влаги; препятствует перемешиванию природного грунта и песчаной подушки, тем самым не допускается проседание дорожного полотна. Использование геотекстиля обеспечивает ряд преимуществ:

- Геотекстиль, в виде нетканых синтетических материалов, имеет продолжительный срок службы, равный 25 лет и более. Другие армирующие материалы, например, металлосетки не способны обеспечить такого срока. Применение геотекстиля продлевает срок службы автодороги и отодвтгает время проведения капитального ремонта.

- Геосинтетика, при условии соблюдения технологии укладки, не позволяет просыпаться в почву, смешиваться с грунтом насыпным материалам, что приводит к экономии и снижении стоимости сметы.

- Дорожные нетканые материалы универсальны в применении. Работают вне зависимости геологической структуры грунтов и температурных режимов эксплуатации, не подвержены коррозии и стойки к воздействию агрессивных химических сред. Отлично обеспечивают гидроизоляцию и водоотведение избыточной влаги.

- Не оказывают вредного влияния на окружающую среду.

Геотекстиль раскатывается вручную в заблаговременно установленную опалубку. Швы материала необходимо сваривать для формирования целостного покрытия участка.

Геотекстиль
Геотекстиль
Источник: https://skybuy.ru

Песчаная подушка необходима для дренирования влаги и для равномерной передачи нагрузок на грунт. На значительной части нашей страны грунты слабо приспособлены для строительства дорог. И благодаря климату подвержены морозному пучению. Это явление вознивает во влагонасыщенных почвах. Замерзая, грунт увеличивается в объеме и вздыбливает поверхность почвы. Это может отрицательно сказаться на целостности дорожного полотна. Предотвращает эффект морозного пучения наличие песчаной подушки и системы дренажа.

Песок утрамбовывают пневмовибраторами и гидрокатками массой 5-6 тонн. Для лучшего уплотнения песок поливают водой.

На подготовленный слой песка укладывают георешетку. Это относительно новое технологическое решение в строительстве дорог, но весьма эффективное. Георшетка представляет собой полимерную конструкцию ячеистого типа. Выпускается в плоском и объемном виде. Высота ребра в объемных решетках колеблется от 50 до 200 мм. Полимерная решетка в дорожной конструкции выполняет следующие функции:

- Предотвращает проседание щебня в песчаную подушку.

- Дополнительно армирует конструкцию. Щебень, набиваясь в ячейки формирует жесткую, объемную структуру, способную выдерживать динамические нагрузки.

Георешетка для дорожного полотна
Георешетка для дорожного полотна
Источник: https://www.td-meaplast.ru

В зависимости от технологии используют под дорожное покрытие применяют основания:

- Щебеночные. От качества материала основания зависит долговечность дороги. Поэтому для щебеночных оснований выбирают материал, который обладает достаточной твердостью на сжатие и будет, не разрушаясь, воспринимать запланированные нагрузки автотранспорта. Щебеночное основание допускается укладывать в любую погоду. Не требует особых условий хранения. Поэтому работы по обустройству щебеночного основания можно вести в любое время года. Щебень в рамках границ будущей дороги уплотняют тяжелыми катками. При этом происходит саморасклинивание элементов основания. Чем плотнее будет утрамбован слой, тем жестче и надежнее будет инженерно-строительная конструкция. Допускается насыпать основание двойным слоем. Нижний слой из крупнофракционного щебня, верхний слой из более мелкого. При укатке происходит заполнение свободного пространства, увеличивается плотность основания.

- Песчано-щебеночные. Универсальные смеси, которые пригодны для строительства любых типов дорог. За счет присутствия песка обеспечивается плотная укладка, не остается свободного пространства для скапливания жидкости и образования воздушных карманов. Эти дефекты приводят к образованию трещин в ходе эксплуатации и способствуют разрушению полотна.

- С использованием вяжущего материала. Такие основания называют еще черным щебнем, так как это представляет собой смесь щебня и битумных материалов. Укладывается горячим и холодным способом. Присутствие битумных эмульсий обеспечивает водоотталкивающий эффект и монолитность структуры. Такие основания отлично работают в зонах с резкими перепадами температур. Во всех случаях основания уплотняются согласно правилам, прописанным в строительных нормах.

Песчано-щебеночное основание под дорожное покрытие
Песчано-щебеночное основание под дорожное покрытие
Источник: https://www.mehkolona.ru

Укладка покрытия

После укладки щебневого основания требуется проливка битумной мастикой. Это обеспечит надежное сцепление наружного слоя с основой. Асфальтобетонные смеси поставляются к участку проведения работ самосвалами с АБЗ- асфальтобетонных заводов. Чтобы сэкономить на эксплуатации транспорта и сократить время доставки, применяются мобильные АБЗ, которые способны производить требуемое количество материала в непосредственной близости от объекта.

Технология выработки асфальта проста: необходимо разогреть битум и смешать в нужных пропорциях ингредиенты смеси. В состав смеси входит песок, гравий, мелкозернистый или среднезернистый щебень, битум.

Привезенную смесь разравнивают вручную или при помощи асфальтоукладчиков. Одной тонны асфальтобетона достаточно, чтобы покрыть 10 м2 поверхности толщиною в 4 сантиметра.

Качество дорожного покрытия зависит от уплотнения асфальтобетонной смеси. И тут важно, чтобы температура состава была не ниже определенной технологией. Если смесь остыла ниже, чем на 50-600С от требуемой, то уплотнить состав до нужных величин сложно или невозможно вовсе. Нижний предел рабочей температуры смеси составляет 105-1200С. Уплотнение является конечной операцией по укладке верхнего слоя дороги. Трамбуется и уплотняется асфальт методом укатки и вибрации. После операции уплотнения меняются свойства асфальтобетона:

- Повышается плотность материала. Соответственно возрастает жесткость и сопротивляемость истиранию.

- Минимизируюется количество пор, где может скапливаться влага. Покрытие приобретает морозостойкость и влагоотталкивающие свойства.

- Укрепляются физические и физико-химические связи между частицами, что делает покрытие долговечным.

- Плотный асфальт меньше подвержен продавливанию в ходе эксплуатации.

 В случае недостаточного уплотнения полотна слой асфальта остается рыхлым, что приводит к скорому разрушению дорожного покрытия.

Толщина асфальтового покрытия зависит от назначения автодороги. Малонагруженным дорогам с неинтенсивным транспортным потоком: придомовые, дороги в коттеджных поселках, - достаточно слоя в 4 сантиметра.

Междугородние автомагистрали, по которым интенсивно движется грузовой транспорт требуют трехслойного покрытия с армированием слоев металлической сеткой.

Завершающим этапом строительства автодороги служит нанесение разметки, установка ограждений, обустройство ливневок. От качества перечисленных работ зависит безопасность движения. К сожалению, в России не придают должного внимания качеству разметки или полноценной работе систем водоотведения даже на федеральных трассах. Как результат повышенная аварийность в сырую погоду и в темное время суток.

Укладка дорожного покрытия
Укладка дорожного покрытия
Источник: https://concreteunion.ru

Контроль качества дорожного полотна

После завершения укладки верхнего слоя требуется время для окончательного набора прочности асфальтобетоном. Через1- 3 дня дорожное покрытие подвергается оценке соответствия нормативным параметрам. Для этого с площади 7000 м2 отбирают не менее 3 образцов не ближе 1 метра от края проезжей части. Образцы, полученные методом кернения или вырубки, доставляют в лабораторию. В лабораторных условиях устанавливается коэффициент уплотнения. При горячем методе укладки коэффициент должен составлять не менее 0,99.

Помимо уплотнения покрытия автомобильную дорогу как инженерное сооружение должны контролировать по:

- коэффициенту сцепления автомобильной шины с покрытием

- ровности полотна

- шероховатости покрытия

- соответствию разметки действующим ГОСТам

- видимости в плане

- организации остановок общественного транспорта и пешеходных переходов

- освещенности опасных участков

- наличию и корректному выставлению дорожных знаков

Контроль качества дорожного полотна
Контроль качества дорожного полотна
Источник: https://expertiza52.ru

Дефекты автомобильных дорог

Несмотря на существующую отличную нормативную базу, успешный зарубежный опыт дорожного строительства, Российская федерация медленно и неохотно перенимает успешные технологии. Причина тому закостенелость отрасли, недостаточное финансирование, сомнительные схемы и слабый контроль, низкая ответственность.

 Типичные дефекты дорожного полотна:

- Образование колеи. Возникает, когда недостаточно уплотнено основание или использован тонкий слой асфальтобетонного покрытия.

- Просадка полотна. Возможна, когда неверно обустроена система водоотведения. Атмосферной или грунтовой водой постепенно размывается основа. Такой дефект случается, когда гранитный щебень заменяют на известковый. Во-первых, известковый уступает граниту по твердости и прочности на сжатие. Во-вторых, породы, содержащие известняк, подвержены химическому разрушению водой, которая всегда имеет слабокислотную рН- среду за счет содержания угольной кислоты- Н2СО3.

- Образование многочисленных трещин. Применен рыхлый асфальт.

- Вспучивание поверхности. Необустроен должным образом дренаж. Дорожная конструкция подвержена морозному пучению.

- Отслаивание слоев асфальтового покрытия. Нарушена технология укладки асфальтобетонных слоев.

Стоит отметить, что причины каждого дефекта на действующей автомобильной трассе необходимо оценивать глубоко и всесторонне. Возможно, возникновение брака из-за ошибки в геодезии, проекте, некачественном материале, нарушении технологии строительства или совокупности факторов.

Дефекты автомобильных дорог
Дефекты автомобильных дорог
Источник: https://ruwest.ru

Перспективные технологии

Подход к дорожному строительству в России и странах Европы и Северной Америки серьезно отличается. Поэтому некоторые приемы, которые типичны для зарубежья, для нас - будущее.

Перспективным для нашей индустрии дорожного строительства является переход от асфальтобетонной технологии к комбинированной. Это значит, что асфальт укладывается не на щебеночное основание, а на предварительно напряженные железобетонные плиты. Доля таких дорог зарубежом велика. Срок службы в несколько раз выше, чем асфальта.

В Японии строятся дороги с подогревом верхнего слоя. Таким образом японцы решают вопрос обледенения. В качестве теплоносителя выступает горячая вода. Альтернативой выступают дороги с подогревом от солнечных батарей. Генерируемого электрического тока достаточно, чтобы в металлической сетке, заложенной в верхний слой, образовывалось тепло, препятствующее обледенению.

В Нидерландах применяют для разметки светящуюся краску. При температуре воздуха 00С и ниже на разметке появляются снежинки, предупреждающие водителя о возможном гололеде.

Внедрение цифрового моделирования в проектирование и строительство  позволит повысить качество дорог, контроль за проведением работ по строительству и ремонту, снизит затраты на объект в целом, повысит безопасность эксплуатации дорожной сети.

Безусловно, описанные нововведения увеличивают стоимость возведения участка дороги. Но в данном направлении нельзя мыслить узко. Если учесть расходы на поддержание работоспособности дороги за 40-50 лет, то выяснится, что освоение новых подходов рационально и экономически выгодно государству:

- Экономия бюджета.

-Увеличится пропускная способность автодорог.

- Сократится время доставки грузов, а это влияет на стоимость товаров.

- Высвободятся ресурсы для строительства и обновления новых дорожных нитей.

- Поднимется инвестиционная привлекательность автомобильных перевозок.

- И главный момент, возрастет безопасность эксплуатации дорог.

Все это возможно только при изъявлении политической воли, принятия законодательных инициатив, направленных на пересмотр подхода к дорожному строительству, государственной поддержке новаторских научных разработок.

Светящаяся разметка шоссе
Светящаяся разметка шоссе
Источник: https://cameralabs.org


ИСТОЧНИК ФОТО: https://asfalt-kachestvo.ru


ЖК «БелАрт»: искусство жить комфортно


28.07.2021 17:03

Существует сложившийся оборот: «проект, обреченный на успех». Несмотря на некоторую претенциозность, именно он наиболее точно определяет положение ЖК «БелАрт», который недавно был выведен на рынок известным петербургским девелопером — холдингом «РСТИ» (Росстройинвест).


У комплекса интересная предыстория. Он является частью международного проекта по созданию симметричных кварталов в Санкт-Петербурге и Минске, который возник в 2017 году и был утвержден в 2019-м. Изначально комплекс носил рабочие названия «Журавли» или «Белорусский квартал». Архитектурный эскиз был разработан минским институтом «Минскгражданпроект». Для адаптации его к российским реалиям девелопер пригласил известную архитектурную мастерскую «АМЦ-ПРОЕКТ», возглавляемую Сергеем Цыциным. Белорусские партнеры одобрили внесенные изменения.

«Мы долго думали, какое имя дать проекту. Остановились на варианте "БелАрт". Такое же название носит художественная галерея в Минске. Нам показалось, что это имя как нельзя лучше подойдет для комплекса. Оно, с одной стороны, дает ассоциации с Белоруссией, а с другой — отражает тот факт, что проект является настоящим произведением искусства — как с точки зрения архитектуры, так и в смысле продуманности всех нюансов и обеспечения комфортности проживания», отмечает коммерческий директор холдинга «РСТИ» Константин Гриценко.

 

Он такой один

Эксперты рынка жилья любят цитировать такую полушутку-полуаксиому: «Для успеха проекта важны три фактора: во-первых — место, во-вторых — место и, наконец, в-третьих — место». В полной мере этот тезис применим и к ЖК «БелАрт», который строится неподалеку от слияния проспекта Маршала Блюхера с Полюстровским проспектом.

«Некоторое время назад эта локация активно застраивалась, и жилье здесь пользовалось заслуженной популярностью у петербургских покупателей. Но пригодные к освоению участки практически закончились. Ограниченность предложения обеспечивает ЖК "БелАрт"повышенное внимание покупателей. В этом году мы планируем вывести на рынок еще один проект в этой локации — ЖК Мaster Place, который появится на участке, ограниченном проспектами Маршала Блюхера и Полюстровским, а также Лабораторной улицей», говорит Константин Гриценко.

Привлекателен «БелАрт» и с точки зрения транспортной доступности. В пятнадцати минутах пешком — станция метро «Лесная». Автовладельцы тоже не будут в обиде — исторический центр Петербурга совсем близко (за 5–7 минут через Кантемировский мост можно доехать до Петроградки, а через Литейный — до самого сердца города). Неподалеку расположены и выезды на КАД, что позволяет легко добраться в любую часть Северной столицы. Свободное перемещение по северу города обеспечат такие магистрали, как проспекты Маршала Блюхера, Большой Сампсониевский, Полюстровский, а также Выборгская набережная.

Впрочем, особой нужды много ездить не предвидится. В локации имеется вся необходимая социальная и коммерческая инфраструктура. В шаговой доступности находятся пять детских садов и пять школ, больницы и поликлиники для взрослых и детей, фитнес-клубы, детская филармония, бассейны и спортивные арены. Широко представлены продуктовые сети («Перекресток», «Пятерочка», «Магнит»), строительные, мебельные гипермаркеты и многое другое, включая крупнейший коммерческий центр всего района — торгово-развлекательный комплекс «Европолис». Примечательно, что инфраструктура продолжает развиваться. В частности, в ближайшие годы рядом с ЖК «БелАрт» появятся новые детские сады, школа и поликлиника.

Порадует покупателей и обилие зеленых насаждений. Неподалеку Полюстровский сад, парк Лесотехнической академии, парк Академика Сахарова и другие, а также множество безымянных скверов.

Что там внутри?

Всего в ЖК «БелАрт» запроектировано 78 тыс. кв. м жилья. Он будет возведен в пять очередей, завершение строительства намечено на конец 2025 года. В состав комплекса входят пять корпусов переменной этажности (от 12 до 23 этажей). В стилобатной части предусмотрены подземные паркинги, на первых этажах разместятся помещения для магазинов и учреждений сферы услуг, что внесет свой вклад в развитие коммерческой инфраструктуры микрорайона.

Здания образуют пять уютных закрытых дворов с изолированными игровыми зонами для детей разных возрастов, оборудованными спортивными площадками и благоустроенными уголками для тихого отдыха. В центре участка расположится променад, в оформлении которого планируется использовать арт-объекты белорусских мастеров.

Профессиональными ландшафтными дизайнерами подготовлен проект озеленения. Будут высажены многочисленные деревья и кустарники, создан искусственный холмистый рельеф, благодаря которому дворы будут иметь яркий вид.

«Мы сделали все возможное, чтобы дополнить блестящую архитектуру проекта соответствующим внутренним содержанием. Хотя мы относим комплекс к комфорт-классу, множество интегрированных опций характерны для более дорогих сегментов. Мы уверены, что наш проект этого достоин», — отмечает Константин Гриценко.

При проектировании общественных зон учтено множество мелочей и нюансов, на первый взгляд не особо значимых, но сильно облегчающих повседневную жизнь. Это и двусторонние входные группы на уровне земли, без ступеней и пандусов, и колясочные, и короба для хранения игрушек, и велосипедные, и просторные освещенные холлы, и бесшумные лифты, и теплые полы в тамбурах, и выводы воды, чтобы можно было помыть колеса коляски и велосипеда или лапы собаке. Сильно упростят жизнь и цифровые технологии системы «умный дом».

В неменьшей степени продуманность относится к квартирографии. Проектом предусмотрены квартиры для разных типов покупателей — от студий до четырехкомнатных. Есть варианты с европланировками, с мастер-спальнями, окном в ванной комнате и в гардеробной. Квартиры на последних этажах (17–23-й) имеют уникальные видовые характеристики, увеличенную площадь остекления и высокие потолки (от 3 м). Предлагаются квартиры как с отделкой, так и без нее.

Вариантов множество, но их все объединяют эргономичность и функциональность. Предусмотрены места для установки стиральной машины в санузлах, вывод каналов кухонных вентиляционных коробов в зоны ванных или гардеробных, места для хранения в прихожих и многое иное, что обеспечит повышенную комфортность проживания.

Время — деньги

Сейчас идет продажа квартир в первой очереди ЖК «БелАрт» — доме, состоящем из башни высотой 23 этажа и двух секций переменной этажности (12–13 этажей). Секции объединены общим стилобатом, в котором разместится подземный паркинг на 120 машино-мест. В доме представлено 347 квартир. Сдача в эксплуатацию запланирована на IV квартал 2023 года.

В последнее время цены на новостройки стремительно растут. По оценке аналитиков петербургского рынка недвижимости, за прошлый год подорожание «квадрата» в городе в среднем составило около 27%. За первое полугодие этого года добавилось еще порядка 16%. Это обусловлено как ростом оплаты труда строителей, так и галопирующими ценами на стройматериалы. По данным экспертов отдела строительного аудита Knight Frank St Petersburg, средняя себестоимость строительства «квадрата» жилья за полгода увеличилась на 12%. И они прогнозируют дальнейший рост — к концу года на 16%. Это неизбежно повлечет за собой как минимум пропорциональный рост цен на жилье.

«Если принято решение покупать жилье, откладывать его выполнение нет никакого резона. Дальше будет только дороже. К тому же сейчас многие застройщики, в том числе наша компания, вместе с банками запустили программы субсидируемой ипотеки. Ставки по ним даже ниже, чем были по программе господдержки», — резюмирует Константин Гриценко.

Справка о компании

Холдинг «РСТИ» («Росстройинвест») — одна из ведущих петербургских строительных компаний. За двадцать лет работы на рынке она построила более 1,5 млн кв. м недвижимости. Среди знаковых для Петербурга объектов — жилые комплексы «Князь Александр Невский», «Петр Великий и Екатерина Великая». В 2019 году холдинг успешно вышел на московский рынок с домом премиум-класса ELEVEN. Компания также много работает в рамках госзаказа (самый крупный объект — инфекционная больница на Пискаревском проспекте), в настоящее время по договоренности с городом завершает строительство долгостроев обанкротившейся ГК «Норманн».


АВТОР: Лев Касов
ИСТОЧНИК ФОТО: пресс-служба холдинга «РСТИ»


Из чего построить загородный дом и сколько это стоит


09.07.2021 14:51

К середине 2021 цены на многие стройматериалы выросли в несколько раз. При этом весной и летом наступает самая активная фаза строительства загородных домов. Эксперты компании «Метриум» рассказывают, из каких материалов сегодня можно построить коттедж и во сколько обойдется их выбор.


Блоки из ячеистого бетона

От 7 тыс. рублей за кв.м.

В основе строительных блоков – ячеистый бетон. Это пористый строительный материал, который производят из различных минералов. По сути, это бетон, нарезанный на блоки, в которых много воздушных пор (до 75% объема). Он получается очень легким, податливым обработке, но при этом прочным. Блоки бывают разных видов – все зависит от материалов, из которых они изготовлены.

Газобетонные блоки делают из извести, портландцемента и кварцевого песка. Есть блоки этого типа как для конструкции здания, так и для его теплоизоляции. Они прочные, морозостойкие, хорошо поглощают влагу, легкие.

Пенобетонные блоки делают из песка, бетона и различных пенообразователей. Они похожи по плотности и морозоустойчивости на газобетон, но уступают в прочности и точности форм.

Стоимость блоков из ячеистого бетона варьируется от 125 до 195 рублей за штуку. Они значительно больше и легче кирпича, поэтому скорость строительства здания увеличивается. В среднем работы и материал потребуют 7-15 тыс. рублей за кв.м. Правда, внешний облик зданий из блоков непривлекательный и требует отделки. Наиболее доступный вариант – декоративная штукатурка. В этом случае себестоимость строительства возрастает примерно до 16 тыс. рублей за кв.м.

Кирпич

От 10 тыс. рублей за кв.м

По большинству характеристик кирпич полностью способен заменить натуральный камень для строительства загородного дома. В его основе – глина. Дома из кирпича также прочны и долговечны, но при этом легче и теплее, чем каменные. Для строительства используют два вида кирпича – силикатные (условно говоря, «белый») и керамические («красный»). Последний вид кирпича более плотный, прочный, морозо- и влагостойкий. Силикатный кирпич несколько уступает по этим характеристикам керамическому, но не принципиально, хотя из «керамики» можно строить дом целиком, а из «силиката», как правило, не делают фундамент и цокольный этаж. Строительный керамический кирпич обычно дороже – от 10 до 26 рублей за штуку, тогда как стоимость силикатного обычно не превышает 17 рублей за штуку. Стоимость облицовочного кирпича варьируется от 10 до 80 рублей за штуку (в среднем – порядка 20-40 рублей).

Чаще всего строители сочетают разные виды кирпича, когда строят загородный дом. В целом стоимость одного квадратного метра при возведении здания из кирпича (цена материалов и работы) составит от 10 тыс. до 18 тыс. рублей за кв.м. Поскольку кирпич очень похож на натуральный камень по своим характеристикам, он имеет и недостатки своего конкурента: большой вес здания, медленную скорость строительства, низкую энергоэффективность.

Дерево

От 18 тыс. рублей за кв.м

Деревянные дома, как правило, строят из профилированного или клееного бруса, сухого оцилиндрованного или дикого бревна. Плюсы деревянных домов – экологичность, легкость конструкции и высокая скорость строительства. Небольшой коттедж по типовому проекту можно построить за 4-6 месяцев. Деревянному дому не нужен массивный и сложный фундамент, что способствует снижению его стоимости.

На цену деревянного дома влияет множество факторов. В здании из деревянного каркаса необходимо проводить внутреннюю отделку, тогда как брус или бревно сами по себе эстетичны и не требуют облицовки. Влияет на цену и габариты бруса (чем больше, тем дороже).

В строительстве дом из сухого профилированного бруса обойдется в 18 тыс. рублей и больше, из клееного бруса (без фундамента и внутренней отделки) – от 24 тыс. за кв.м. Каркасные дома (с фундаментом) стоят в среднем в 20-30 тыс. рублей за кв.м. в зависимости от комплектации.

Дома из ЛСТК

От 20 тыс. рублей за кв.м

Есть вариант строительства коттеджа из металла, а именно – легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК). Раньше из стального каркаса строили преимущественно промышленные и складские помещения, но с появлением новых теплоизоляционных материалов, эту технологию начали применять и для загородных домов.

Дома из ЛСТК легкие, поэтому им не нужен дорогой и сложный фундамент. Такие здания в основном производятся на фабрике, а на строительной площадке собираются как конструктор. В отличие от дерева, металлокаркас не требует дополнительной обработки, не подвержен гниению или горению. Возводят дома из ЛСТК в любую погоду и время года. Тонкие стальные стены заполняются различными теплоизоляционными материалами (минеральная вата, пенопласт, эковата и т.п.).

Собственно стальной каркас в стоимости здания из ЛСТК обходится недорого – примерно в 5-6 тыс. рублей за кв.м., однако дом под ключ такого типа стоит от 20 тыс. рублей в зависимости от других материалов, которые используются для утепления, облицовки и внутренней отделки.

Монолит

От 25 тыс. рублей за кв.м

Загородные дома по монолитной технологии возводят нередко. Как правило, монолит интересен тем, кто рассчитывает построить большой дом со множеством разных помещений. Практически любой сложный архитектурный проект можно воплотить в монолите – помещения без перегородок или опорных колонн, скажем, для крытого бассейна, большие многоуровневые гостиные, купола, башни и т.п.

По стандартным техническим характеристикам монолитные дома не уступают ничем другим типам зданий. Однако монолитная технология сложнее: требуется высокий уровень профессионализма от строительной бригады, серьезный контроль качества, подключение обогрева стройплощадки в зимний период, большая площадка для строительной техники, длительные сроки.

Сами по себе монолитные работы не очень дорогие – в среднем «квадрат» строительства бетонной стены или перекрытия обойдется в 3-5 тыс. рублей. Однако фундамент под монолитным зданием должен быть прочным и глубоким, а также такому дому неизбежно потребуется внешняя отделка. В среднем строительство дома по этой технологии обойдется в 25-40 тыс. рублей за кв.м.

Натуральный камень

От 30 тыс. рублей за кв.м

Дома целиком из натурального камня строят крайне редко. Хотя у них есть очевидные плюсы – высокая прочность и долговечность, экологичность, способность удерживать тепло и сохранять прохладу, хорошая звукоизоляция – минусы их перевешивают. Камень – это самый тяжелый строительный материал, поэтому для каменного дома нужен глубокий и прочный фундамент. Из-за веса камня строителю придется много потратить на транспортировку материала. Немного и рабочих, способных делать кладку из камня, особенно «дикого», который необходимо дополнительно обрабатывать на стройплощадке. В эксплуатации каменный дом не самый энергоэффективный, так как его нужно долго и интенсивно прогревать в начале отопительного сезона.

По всем этим причинам натуральный камень для строительства домов используется эпизодически. К примеру, в южных регионах России дома строят из ракушечника, иногда используются разные виды известняка и булыжника. В большинстве же случаев натуральный камень (гранит, базальт, известняк, мрамор) используют только для облицовки каркаса из других материалов. Однако даже в этом случае только на «коробку» дома (то есть на стены и облицовку) в сумме уйдет порядка 30 тыс. рублей за кв.м. Впрочем цена сильно варьируется в зависимости от выбора материала, но как правило не опускается ниже этой отметки.

«В целом разброс цен на строительные материалы для индивидуального строительства очень широкий, – комментирует Анна Раджабова, директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» (участник партнерской сети CBRE).В зависимости от региона, ценовой политики местных поставщиков и производителей, технологии строительства и других факторов стоимость возведения загородного дома может варьироваться от 15 тыс. до 40-50 тыс. рублей за кв.м. При этом надо иметь в виду и высокую стоимость ликвидных земельных участков, которые добавляют к суммарной цене домовладений 50-100% от стоимости их возведения».


ИСТОЧНИК: пресс-служба компании «Метриум»
ИСТОЧНИК ФОТО: пресс-служба компании «Метриум»