Шумаков Николай Иванович
Николай Иванович Шумаков родился 1 апреля 1954 года.
Окончил МАрхИ в 1977 году.
С 1977 года по настоящее время работает в области проектирования транспортных сооружений и иных объектов промышленно-гражданского назначения.
Работая в ОАО «Метрогипротранс», является руководителем архитектурного процесса проектирования объектов транспортной инфраструктуры, прежде всего метрополитена.
За последнее десятилетие под руководством Н. И. Шумакова были запроектированы и построены уникальные сооружения: первые в России монорельсовая транспортная система и линия лёгкого метро, множество станций метрополитена, первый в Москве вантовый Живописный мост и крупнейший в Европе аэровокзальный комплекс «Внуково-1» с подземным железнодорожным терминалом и подземным участком железной дороги.
К его наиболее значительным московским работам относятся:
- Станции метрополитена «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская» (все — 2016); «Битцевский парк» (2014); «Шипиловская», «Борисово», «Зябликово» (все — 2011); «Сретенский бульвар» (2007); второй вестибюль станции «Маяковская» (2005); «Парк Победы» (2003); «Воробьёвы горы» (реконструкция, 2002); «Крестьянская застава» (1995); «Ясенево» (1990); «Новоясеневская» (1990); «Крылатское» (1989); «Савёловская» (1988); «Коньково» (1987); «Тёплый стан» (1987); «Красногвардейская» (1985).
- Бутовская линия лёгкого метрополитена (2003).
- Московская монорельсовая транспортная система со станциями «Тимирязевская», «Телецентр», «Улица Академика Королёва», «Выставочный центр», «Улица Сергея Эйзенштейна» (2004).
- Живописный мост — первый в Москве вантовый мост с подвесной капсулой, в которой планируется расположить ЗАГС.
- Аэровокзальный комплекс «Внуково-1» с подземным железнодорожным терминалом и уникальным участком подземной железной дороги протяжённостью 1,5 км.
- Яйцо Сокола — эффектной формы здание Центрального диспетчерского пункта управления движением на Соколе.
Помимо этого спроектированы и строятся (2013):
- Новые станции Московского метрополитена: Третьего пересадочного контура («Хорошёвская», «ЦСКА», «Петровский парк», «Савёловская»), Калининской линии («Волхонка», «Плющиха», «Дорогомиловская»), Люблинско-Дмитровской линии («Селигерская», «Верхние Лихоборы», «Окружная»).
- Первая линия омского метро.
- Первая линия челябинского метро.
Кроме объектов подземной архитектуры Н. И. Шумаков является автором ряда проектов наземных зданий и сооружений. Среди них:
- Проект музейно-театрального комплекса им. В. Э. Мейерхольда в Пензе.
- Проект серии индивидуальных жилых домов для сельской местности
- Автомобильные вантовые мосты через Москву-реку.
- Совмещённый мост через Днепр в Киеве.
- Музей толерантности в Москве.
- Синагога в Барвихе.
- Музей современного искусства на Воробьёвых горах.
- Западный речной порт в Москве.
- Несколько транспортно-пересадочных узлов.
Награды и премии
- Многие объекты Н. И. Шумакова отмечены наградами отечественных и международных конкурсов, фестивалей, смотров. В их числе премии «Зодчество», «Золотое Сечение». Ряд проектов отмечены золотыми медалями и дипломами Брюссельской, Страсбургской и Парижской международных выставок инноваций и новых технологий.
- Н. И. Шумаков награждён орденами «Дружба» (Россия), «Офицер» и «Командор» (Бельгия), является лауреатом Премии Москвы. За последние годы Н. И. Шумаков провёл пять персональных выставок живописи в России и за рубежом.
- Премию Огюста Перре вручат в Сеуле 6 сентября в рамках 25 съезда Международного союза архитекторов.