Подведены итоги анкетирования участников Петербургского жилищного конгресса
В Петербурге с 1 по 3 октября 2008 года в отеле «Парк Инн Пулковская» прошел Петербургский жилищный конгресс. Мероприятие состоялось в рамках Гражданского жилищного форума. Всего Конгресс посетили 1100 российских и зарубежных специалистов рынка недвижимости. В ходе Петербургского жилищного конгресса было проведено анкетирование участников Конгресса: риэлторов (39,2% от общего числа опрошенных), строителей (28%), банкиров (9,8%), а также представителей страховых, юридических, оценочных компаний и СМИ, сообщает пресс-служба оргкомитета форума.
Анкетирование профессиональных участников рынка, проведенное в рамках Гражданского жилищного форума, показало: профессионалы хотят, чтобы форум стал ежегодным. Тем для будущих обсуждений, по мнению респондентов, вполне достаточно.
Прежде всего, весьма туманным, требующим дальнейшего осмысления представляется само будущее жилищного рынка России. По мнению 46% респондентов, развитие событий на рынке в условиях кризиса совершенно не предсказуемо. Около 40% полагают: снижение объемов ипотеки (из-за кризиса) уменьшит платежеспособный спрос, но сократится и предложение – из-за недостатка финансирования новых строительных проектов, так что кардинальных перемен на рынке не ожидается. Экспертов, допускающих возможность снижения цен на жилье, оказалось всего 12,3%. Число тех, кто уверен в отсутствии какого бы то ни было серьезного влияния финансового кризиса на рынок жилья, ничтожно мало – менее 1%.
Кризис дал понять властям и участникам рынка, что ипотека не может быть «инструментом для всех», и это даст толчок к развитию более демократичных схем приобретения жилья: стройсберкасс, жилищных кооперативов, различных форм государственной поддержки. Такое мнение высказали большинство специалистов (70,8%), опрошенных в ходе жилищного конгресса.
Более 26% респондентов полагают, что российская ипотека не собирается уступать место другим формам приобретения жилья. По их мнению, она переживет кризисную ситуацию и, когда банкам вновь будут доступны дешевые финансовые ресурсы, продолжит свое активное развитие, смягчатся и условия кредитования.
Лишь 2,8% опрошенных считают: после кризиса в США российская ипотека в течение многих лет будет доступна лишь гражданам, имеющим стабильный высокий и прозрачный доход, а прирост объемов ипотеки будет незначительным.
Саморегулирование строительной и риэлторской деятельности может создать почву для коррупции, особенно если саморегулируемых организаций будет много – как считают более половины специалистов (54%), принимавших участие в анкетировании. Примерно 34% респондентов утверждают, что законодательство, утверждающее нормы и принципы саморегулирования, несовершенно, но корректировать его лучше после «обкатки». Лишь чуть более 11% опрошенных уверены: система СРО позволит обеспечить качество и контроль деятельности строителей и риэлторов, защитит рынок от недобросовестных участников бизнеса.
Еще один важный вопрос, относящийся к теме жилищного строительства, – способна ли малоэтажная застройка стать реальной альтернативой городскому жилью эконом-класса? Как выяснилось, 39,7% респондентов полагают, что применение недорогих материалов и «быстрых» технологий строительства в совокупности с большими объемами загородной стройки позволит создать новый сегмент недорогого малоэтажного жилья. Еще 14,4% специалистов готовы поверить в «светлое будущее» доступной малоэтажки при условии, что новые поселки будут возникать в местах приложения труда. Иначе фактор автомобильных пробок, по их мнению, существенно снизит популярность пригородной жизни.
Примерно 39% респондентов уверены: большинство наших соотечественников психологически не готово к покупке быстровозводимого дома. Людям ближе другое – городская квартира или добротный коттедж из дерева/кирпича.
Не верят в перспективы недорогой малоэтажки еще 6,8% опрошенных, но их довод иной: малоэтажное строительство не может быть доступным – с учетом высокую стоимость земли и инженерной подготовки участка.
На рынке недвижимости все его участники рискуют в равной мере. Такое мнение высказало подавляющее большинство (91,8%) участников опроса. Почти 3,5% опрошенных уверены, что больше всех рискуют строители – из-за отсутствия стабильных источников финансирования проектов и из-за административных барьеров. Примерно 2,7% респондентов сочувствуют, в первую очередь, покупателям строящегося жилья, так как по Закону № 214 почти никто из строителей не работает, а альтернативные схемы не гарантируют клиенту получение жилплощади в срок. Между тем покупателей квартир на вторичке среди рискующих участников рынка особо выделили лишь 0,68% опрошенных.
Участникам опроса также был задан вопрос «Кто или что может сегодня защитить права добросовестного приобретателя недвижимости?». Выяснилось, что большинство респондентов (почти 65%) считают единственным реальным механизмом защиты страхование.
По мнению участников опроса, помочь потребителям также могут юридическое сопровождение сделки (14,6%), обращение в крупную риэлторскую компанию, являющуюся членом профессиональных объединений (12,1%); получение консультации специалиста, в том числе на специализированных мероприятиях по недвижимости (7%).
Качество строительства можно повысить, увеличив зарплаты российским работникам и сократив приток мигрантов-непрофессионалов. Такого мнения придерживаются почти 46% специалистов, которые были опрошены в рамках конгресса. Решить проблему нехватки квалифицированных кадров за счет усовершенствования программы обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях предложили 12,6% респондентов. По их мнению, образовательный процесс необходимо сделать менее «оторванным от жизни».
Готовить специалистов «под себя» должны крупные компании – участники рынка, а также их профессиональные объединения (в том числе СРО) – такой вариант ответа выбрали 13,9% опрошенных профессионалов. Еще 27,1% уверены: наука и бизнес должны объединить усилия – порознь проблему нехватки кадров не решить.
Не хватает сегодня квалифицированных кадров и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Впрочем, там на первый план выходят несколько иные проблемы. Несовершенное законодательство дает управляющим компаниям и руководству ТСЖ возможности для коррупции. Именно это мешает создать в нашей стране эффективную систему управления жилищным фондом. Так считают 52% опрошенных специалистов.
Почти 30% респондентов полагают, что сфера ЖКХ развивается в России нормально. Однако для построения эффективно работающей системы управления многоквартирными домами в такой большой стране потребуются десятилетия.
Основным препятствием для развития института управления жилфондом является пассивность собственников, нежелание и неумение их заниматься вопросами управления имуществом. Такой вариант ответа выбрали чуть более 18% опрошенных респондентов.
Результаты опроса участников Петербургского жилищного конгресса:
|
Какие последствия будет иметь мировой финансовый кризис для рынка недвижимости России? |
% |
|
- Рынок недвижимости консервативен и потому кризис не успеет оказать на рынок него существенного влияния; |
0,68 |
|
- Снижение объемов ипотеки (из-за кризиса) уменьшит платежеспособный спрос, но и предложение сократится из-за недостатка финансирования новых строительных проектов, так что кардинально ничего не изменится; |
39,04 |
|
- В нестабильной экономической ситуации спрос на жилье временно упадет и цены снизятся; |
12,32 |
|
- Дальнейшее развитие событий совершенно не предсказуемо; |
45,89 |
|
Какое будущее, на Ваш взгляд, ожидает российскую ипотеку? |
% |
|
- После кризиса в США российская ипотека в течение многих лет будет доступна лишь гражданам, имеющим стабильный высокий прозрачный доход, а прирост объемов ипотеки будет незначительным; |
2,77 |
|
- Российская ипотека переживет кризисную ситуацию и, когда банкам вновь будут доступны дешевые финансовые ресурсы, продолжит свое активное развитие; смягчатся и условия кредитования; |
26,38 |
|
- Кризис дал понять властям и участникам рынка, что ипотека не может быть «инструментом для всех», и это даст толчок к развитию более демократичных схем приобретения жилья: стройсберкасс, жилищных кооперативов, различных форм государственной поддержки; |
70,83 |
|
Какой эффект даст переход строительной и риэлторской деятельности на саморегулирование? |
% |
|
- Саморегулирование позволит обеспечить качество и контроль деятельности строителей и риэлторов, защитит рынок от недобросовестных компаний; |
11,34 |
|
- Законодательство, регулирующее саморегулирование, не совершенно, но корректировать его лучше после «обкатки»; |
34,04 |
|
- Отсутствие государственного контроля может создать почву для коррупции, особенно если саморегулируемых организаций будет много; |
53,90 |
|
Как, на Ваш взгляд, можно решить проблему нехватки квалифицированных кадров на рынке недвижимости и строительства? |
% |
|
- Необходимо усовершенствовать программы обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях, сделать образовательный процесс менее «оторванным от жизни»; |
12,58 |
|
- Готовить специалистов «под себя» должны крупные компании – участники рынка, а также их профессиональные объединения (в том числе СРО); |
13,90 |
|
- Наука и бизнес должны объединить усилия, порознь проблему нехватки кадров не решить; |
27,15 |
|
- Российские вузы готовят хороших специалистов, нужно только привлечь их в строительную отрасль более высокими зарплатами и сократить приток в строительство мигрантов-непрофессионалов; |
45,69 |
На заседании Комиссии ЗакСа по транспорту к ее главе Игорю Риммеру обратилось с жалобой Всероссийское общество автомобилистов (ВОА). Глава петербургского отделения организации Владимир Первашев заявил, что большинство из 180 тысяч петербургских членов ВОА имеет плоскостные гаражи. Суть его претензий к городским властям заключалась, главным образом, в том, что норма о предоставлении владельцам сносимых гаражей земли для создания открытой стоянки или строительства паркинга чиновниками не выполняется. «Скоро снесут 4 стоянки на Васильевском острове. Мы в июне подали заявку – дайте нам только на несколько лет землю, чтобы сделать отрытую стоянку. Ответа нет. Я не знаю ни одного случая в петербургском ВОА, чтобы дали землю владельцам гаражей. Так что все эти 180 тысяч машин, вероятно, выбросят на улицы», - заявил В.Первашев.
При этом он отметил, что инвесторы, которые сносят гаражи под свои проекты, как правило, какие-то суммы их владельцам переводят, а государство обещаний своих не выполняет. «Мы встречались с вице-губернатором А.Полукеевым, и он нам сказал – вы больше не нужны. Вы, ВОА, ненужная прокладка между арендодателем – ООО «Городской центр стоянок и гаражей», со 100-процентным городским участием – и арендаторами. Но если мы не нужны, спрашивается, какие же может быть гражданское общество без общественных организаций? Ведь мы и социальную функцию выполняем – мы учим детей в школах правилам дорожного движения, безопасности вождения».
В.Первашев также обратился к московскому опыту: по его словам, владельцы гаражей в столице получают возможность не платить за разработку документации для строительства паркинга. А в Петербурге это стоит 200 тысяч долларов. «Мы хотели строить народные паркинги, так как в коммерческом одно место стоит 30 тысяч долларов. Но нет возможности, нам не дают», - сказал еще один представитель ВОА Василий Трошков.
В своем ответе представитель Комитета по транспорту Константин Кочеров не особенно пытался смягчить ситуацию. По его словам, ВОА действительно отстраняется от управления плоскостными гаражами. «Сейчас в работе около 250 мест под будущие многоэтажные паркинги. И 124 места уже утверждено. Пожалуйста, занимайте места там. А для льготников там предусмотрена возможность не платить за машиноместо, платить только за коммуналку – свет, тепло. Это около 5-7 тысяч в месяц. Комитет по труду рассмотрит, как и кто будет платить», - заявил он. «А у нас льготник платит 3-5 тысяч рублей в год, а не в месяц», - ответил В.Первашев. «Еще можно поместить машину в муниципальных паркингах – 10 таких паркингов уже строится», - предложил К.Кочеров. «И ездить ставить машину на другой конец города? И что, все 180 тысяч там разместятся?» - не сдавался глава петербургского ВОА.
«Ну нет у города земли под эти громадные плоскостные гаражи, - признал К.Кочеров. – А то, что ВОА отстраняется от управления стоянками – это правильно, так как ООО с городским участием будет перечислять деньги в бюджет. И вашу воспитательную работу, о которой вы говорили, будут вести другие люди, это не проблема. Не надо нагнетать. Да и сколько у вас сносится гаражей? В Кировском районе, в Московском, в Приморском – на территории ЗСД, в Василеостровском тоже некоторые снесут. Не так уж много. У меня вот тоже гараж есть, ну и что? Я с пониманием это все воспринимаю».
В результате представители ВОА добились только обещания главы Комиссии по транспорту переговорить с вице-губернатором А.Полукеевым о судьбе общества и перспективах его дальнейшей работы.