Продолжаются исследования методов снижения выбросов оксидов азота


22.10.2020 13:02

Ученые Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и Кошалинского технического университета (Польша) ведут исследования снижения выбросов оксидов азота промышленно-отопительными котлами методом впрыскивания водяного пара. Статья об этом опубликована в журнале Archives of Environmental Protection (http://journals.pan.pl/dlibra/publication/133480/edition/116627/content).


Как известно, при сгорании любого углеводородного топлива (газ, мазут, уголь) образовываются сравнительно безобидная вода и углекислый газ – токсичное вещество, отравляющие свойства которого проявляются при концентрации во вдыхаемом воздухе в несколько процентов. Кроме того, продукты сгорания содержат оксиды азота – оксид и диоксид. Это чрезвычайно опасные для всего живого вещества. Достаточно сказать, что по сравнению со всем известным оксидом углерода (угарный газ), они опаснее примерно в 30 раз. Примерно во столько раз их допустимая концентрация в воздухе меньше, чем для СО.

Особенность оксидов азота в том, что они неизбежно образуются при горении топлива. Продукты неполного горения можно снизить до безопасного уровня, а оксиды азота образуются тем интенсивнее, чем лучше сгорает топливо. В соответствии с термической теорией они образуются в результате окисления азота воздуха в высокотемпературной зоне пламени.

Бороться с оксидами азота можно двумя способами. Первое направление – снижать температуру горения. Но для всего пламени это неприменимо, т.к. означает снижение КПД котлов и увеличение расхода топлива. Другое направление – снижение избытка воздуха в зоне горения. Если будет меньше кислорода, то меньше окислится азота даже при высокой температуре. Но избыток обязательно нужен, иначе топливо полностью не сгорит! Вот тут-то и проявляются уникальные возможности метода впрыска пара. Во-первых, струи пара «бьют» в точно найденные при исследовании зоны интенсивной генерации оксидов азота, снижая температур только в них, а не во всем пламени. Во-вторых, эти же струи активно перемешивают газ и воздух, обеспечивая полное сгорание при значительно меньшем избытке воздуха. Оба этих фактора и обеспечивают требуемое снижение выбросов оксидов азота. А интенсификация горения позволяет даже несколько повысить эффективность использования топлива.

В процессе исследований была доказана уникальная эффективность метода впрыскивания водяного пара с точки зрения снижения выбросов в атмосферу токсичных оксидов азота и оксида углерода. При этом установлено сопутствующее повышение КПД котлов, даже с учетом расхода пара на впрыскивание.

«Метод внедрен во многих котельных Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Причем в каждой котельной технология внедрялась на всех котлах – от двух до шести», – рассказал заведующий кафедрой инженерных сетей и систем Кошалинского технического университета (Польша), профессор кафедры теплогазоснабжения и вентиляции СПбГАСУ, д.т.н., профессор Александр Шкаровский.

Дальнейшие планы ученых связаны с развитием этой тематики, внедрением метода на других котельных, различных котлах, в том числе за рубежом.

АВТОР: пресс-служба СПб ГАСУ



22.10.2020 13:00

Жителей Южного Тушина приглашают принять участие в общественных обсуждениях проекта планировки 8-го микрорайона.


До 1 ноября 2020 года включительно они смогут ознакомиться с проектом и оставить свои предложения на сайте «Активный гражданин» в разделе «Общественные обсуждения», сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

В программу реновации вошли дома, большая часть которых была построена в первый период индустриального домостроения с 1958 по 1967 год. На их месте появится новая комфортная застройка, созданная с учетом современных стандартов.

«Также при разработке проекта дополнительное внимание было уделено пешей доступности образовательных учреждений. Дополнительный детский сад на 150 мест будет построен на улице Аэродромная, где его сейчас не хватает местным жителям. А появление нового физкультурно-оздоровительного комплекса даст возможность местным жителям регулярно заниматься спортом», — рассказала Юлиана Княжевская.

Территории общего пользования и дворы будут благоустроены, в них организуют зеленые зоны, детские и спортивные площадки.

Пользоваться общественным и личным транспортом станет удобнее за счет реконструкции улицы Фабрициуса: вдоль проезжей части появятся заездные карманы для автобусов, будут реконструированы тротуары, появятся велодорожки и велопарковки.

«Новая современная застройка, которая появится в Южном Тушино, повысит качество городской среды. Первые нежилые этажи станут активным фронтом и будут способствовать созданию безопасной среды», —  поделился руководитель архитектурно-планировочного объединения №2 Института Генплана Москвы Максим Гурвич.

Все предложения и пожелания граждан будут переданы разработчикам проектов.

АВТОР: Пресс-служба председателя Москомархитектуры
ИСТОЧНИК ФОТО: https://www.mos.ru/mka/