ЖК «Десяткино 2.0» и «Ванино» будут достроены
Наблюдательный совет Фонда защиты прав дольщиков принял решение профинансировать достройку двух проблемных жилых комплексов в Ленинградской области — трёх домов ЖК «Десяткино 2.0» в Мурино застройщика «Норманн ЛО» и десяти домов ЖК «Ванино» в Узигонтах застройщика «Тареал». Оба комплекса будут достроены. Решение коснётся 1629 дольщиков «Десяткино 2.0» и 150 дольщиков «Ванино».
Мероприятия по завершению строительства домов начнутся после передачи судом объектов в региональный Фонд. Как правило, эта процедура занимает около двух месяцев.
Решение набсовета Фонда по этим объектам в первой половине сентября стало возможным благодаря взаимодействию региональных властей с руководством Фонда, работе конкурсных управляющих, поддержке дольщиков и сотрудников ГКУ «Управление долевого строительства Ленинградской области», направленных в Москву для работы в фонде, где ими вручную исправлялись ошибки и документы приводились к стандартам Фонда.
Фондом уже приняты решения по объектам ИК «Строительное управление», ООО «Шлиссельбург», ЖК «Десяткино», вторая очередь ЖК «Десяткино 2.0», ЖК «Ванино». Готовы к набсовету еще несколько проблемных объектов. Продолжается активная работа по подготовке документов по остальным недостроенным объектам Ленинградской области.
Компания «Норманн ЛО» начала строить ЖК «Десяткино 2.0» в 2014 году. Срок передачи квартир в разных корпусах-2017-2018 годы. Процедура банкротства была введена в 2019 году.
Разрешения на 12 домов ЖК «Ванино» были выданы в 2013-2014 годах. В 2015 году стройка была остановлена. В 2017 году усилиями правительства Ленинградской области в проект был возвращен инвестор – эстонская компания. Строительство возобновилось, тем не менее в 2019 году дольщики ЖК «Ванино» своим решением выбрали внешнего управляющего без согласования с администрацией области. Инвестор прекратил финансирование. Стройка опять встала. Администрация Ленинградской области обратилась в Фонд защиты прав дольщиков с просьбой достроить дома для дольщиков ЖК «Ванино». По 10 домам решение принято, по еще двум восстановление прав произойдет после завершения судебных процедур.
В «ЭКСПОФОРУМЕ» в рамках XVI Международной выставки «ЖКХ России» прошла конференция, посвященная вопросам реставрации и организации работ по капитальному и текущему ремонту для сохранения исторического центра Санкт-Петербурга. Мероприятие организовано Региональным центром общественного контроля в Санкт-Петербурге НП «ЖКХ контроль» и КГИОП.
«Мы с коллегами из Москвы активно работаем в нескольких рабочих группах в Государственной Думе, посвященных корректировке как жилищного законодательства, так и законодательства об охране объектов культурного наследия. Цель этой работы – чтобы жилые дома-памятники, которые, честно говоря, забыты в жилищном законодательстве и лишь отчасти упомянуты в законодательстве об объектах культурного наследия, получили своё достойное отражение в российском законодательстве», - обратился к участникам председатель КГИОП Сергей Макаров.
Глава КГИОП отметил, что сегодня в Санкт-Петербурге насчитывается 8 980 объектов культурного наследия, из них порядка 1 900 объектов культурного наследия являются многоквартирными жилыми домами (для сравнения в Москве их – 362). На долю Санкт-Петербурга приходится 14,4 % от общего количества домов-памятников по всей России. Всего в нашей стране насчитывается 13 000 таких зданий.
В первом полугодии 2020 года было заключено 18 государственных контрактов на разработку проектной документации на реставрацию фасадов 56 объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными жилыми домами, на сумму 137,1 млн. руб.
«До конца 2020 года мы получим 56 проектов. Мы специально заказали проекты «с запасом», для того, чтобы иметь возможность работать два-три года. Большинство этих фасадов, конечно, не могут быть отреставрированы в течение одного сезона. Убеждён, что никакой спешки в реставрации быть не должно. Сложные объекты нужно делать вдумчиво», - подчеркнул Сергей Макаров.
По мнению председателя КГИОП, на федеральном уровне необходимо предпринять следующие шаги:
- привести в соответствие положения о ремонте в Жилищном и Градостроительном кодексах, в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (выделить капитальный и текущий ремонты);
- выделять объекты культурного наследия, являющиеся многоквартирными жилыми домами, в отдельные программы с более коротким сроком выполнения работ (10-15 лет).
В свою очередь первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы – главный инспектор в области государственной охраны объектов культурного наследия города Москвы Сергей Мирзоян среди основных законодательных инициатив по урегулированию вопросов сохранения жилых домов-памятников путем внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации назвал следующие:
- закрепление возможности государственной поддержки капитального ремонта общего имущества объектов культурного наследия за счёт средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- установление недопустимости сноса расселяемых по аварийности многоквартирных домов-памятников в аварийном состоянии. В связи с этим установлен порядок изъятия земельного участка и помещений в объекте культурного наследия у собственников, с возмещением им убытков и последующим проведением работ публично-правовым образованием;
- соотнесение понятий «работы по капитальному ремонту» и «работы по сохранению»;
- возможность использования средств из Фонда капитального ремонта многоквартирного дома для оплаты услуг по разработке проектной документации, научному руководству, авторскому и техническому надзору, проведению государственной историко-культурной экспертизы.
О важности участия жителей в программах проведения работ по ремонту и реставрации жилых домов также говорил депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Сергей Купченко, а председатель Совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина Шангина подчеркнула, что залогом профессиональной реставрации является качественное обследование и проектирование. В числе проблем она указала и на слишком сжатые сроки для выполнения научных исследований и разработки проекта после получения разрешительной документации и согласовательных процедур. 30 дней недостаточно для формирования качественного рабочего документа. Эксперт предложила следующие пути решения существующих проблем:
- пересмотреть сметные нормативы;
- пересмотреть особенности системы государственного заказа, в том числе в части увеличения сроков проведения проектирования;
- снизить расходы проекта на обеспечивающие процессы, используя современные методики и технологии, и таким образом больше средств направлять непосредственно на реставрацию.
Советник Губернатора Санкт-Петербурга по вопросам ЖКХ Владислав Воронков рассказал, что сегодня в российском законодательстве при проведении работ по ремонту и реставрации жилых домов-памятников отсутствует комплексный подход.
По итогам участники конференции пришли к выводу, что необходимо адаптировать действующее законодательство под современные реалии и использовать новые технологии и методики при обследовании и реставрации жилых домов-памятников.