Лайфхак от «Метриум»: пять самых частых ошибок покупателей квартир в новостройках
При поиске нового жилья покупатель психологически уязвим – он идёт на поводу у давних мечтаний, склонен к эмоциональным и быстрым решениям, а его осторожность и трезвый расчет ослабевают. Эксперты «Метриум» рассказывают о наиболее частых ошибках, которые совершают покупатели при выборе квартир в новостройках.
В целом главную ошибку покупателей квартиры можно описать двумя словами: «не думать». Чаще всего клиентами движет желание как можно быстрее найти подходящий объект, максимально сэкономить и закрыть сделку. А быстро, много и выгодно бывает только в сказках, поэтому нетерпеливые покупатели и допускают ошибки.
- Выбирают в спешке
Главная ошибка покупателя квартиры – это попытка сделать всё быстро. Хотя такое желание вполне оправданно, ведь сделка на рынке жилья – весьма «стрессовое» занятие, терять бдительность нельзя.
Прежде всего в спешке можно ошибиться с выбором – купить не то, что нужно. Часто это происходит, если покупатель до начала поисков не ответил себе на вопрос: какая квартира мне нужна? Иногда поиск ответа приводит к самым неожиданным результатам. К примеру, выяснится, что подходящий объект сейчас не по карману, а другие явно не подходят, и нужно подкопить деньги для стоящей квартиры.
Вторая ошибка – выбор первого попавшегося объекта. Особенно часто это случается с новичками на рынке жилья, у которых желание наконец заселиться в «свой угол» затмевает трезвый расчет. По подсчетам аналитиков «Метриум», опытные покупатели жилья (которые приобретают вторую или последующую квартиру) рассматривают от 5 до 10 вариантов, прежде чем сделать окончательный выбор.
Эксперты рекомендуют:
- Даже если вам понравилась первая квартира и, кажется, она всем устраивает, посмотрите ещё минимум три других варианта в разных жилых комплексах и районах города.
- Если вы не можете однозначно отмести какой-либо из вариантов, то попробуйте всё-таки съездить и посмотреть на него вживую – опыт часто оказывается не таким, как предположения.
- Всегда берите таймаут (не мнее трех дней) на размышления перед устным согласием на сделку.
- Покажите выбранную квартиру доверенным друзьям или родственникам, съездите с ними на просмотр. Человек с другим углом зрения всегда найдёт незамеченный плюс или минус квартиры.
- Не ездят на просмотры
Вторая распространенная ошибка покупателя квартиры – пренебрежение личным посещением новостройки. Особенно часто так поступают покупатели квартир в строящихся домах. Действительно, сейчас большая часть квартир на рынке ещё фактически не построена. Однако это совсем не значит, что смотреть не на что.
Личное присутствие в офисе продаж застройщика, на стройплощадке или рядом с ней всегда поможет дополнить сложившиеся впечатления или даже изменить их. Эксперты «Метриум» рекомендуют посещать стройплощадки или офисы продаж по следующим причинам:
- Общение с представителями застройщика поможет понять, насколько продавец клиентоориентированный. Вас может встретить модный просторный офис продаж с зоной игры для детей и горячим кофе или «газелька» с потёртой вывеской «продажи тут!».
- Даже если по техническим нормам доступ на стройплощадку закрыт, вы можете осмотреться на местности. Нередко жилые комплексы утопают в зелени или соседствуют с существующими жилыми районами лишь на рендерах, тогда как фактически вокруг них сплошная промзона.
- Если вы выбрали жилье в большом комплексе с готовыми корпусами, то попросите у застройщика показать аналог квартиры или дома в одной из достроенных очередей. Так можно оценить качество отделки мест общего пользования, благоустройство прилегающих территорий или даже перекинуться парой слов с новоселами.
- Не вникают в планировку
Квартира – это планировка. Одинаковое количество «квадратов» может быть «упаковано» совершенно функционально или из рук вон плохо – всё зависит от конфигурации межкомнатных перегородок, количества и размещения окон, формы помещений, расположения коммуникаций и входной двери.
При выборе планировки ошибаются чаще всего те, кто излишне концентрирует внимание на поиске каких-то определенных опций, забывая о других. Скажем, нередко клиент ищет квартиру евроформата, видит объединенную кухню с гостиной и уже готовится подписать договор. Однако он не учитывает «подводные камни». К примеру, в некоторых квартирах кухня-гостиная имеет несколько окон, причем одно из них непосредственно находится в кухонной зоне, а другое – в гостиной. В этом случае их можно разделить межкомнатной перегородкой. Но гораздо чаще кухни находятся в «слепой» зоне, а окно (или даже несколько окон) расположены в гостиной зоне. Из-за этого кухня попадает в затемнённое место и отделить её от гостиной не получится.
Чтобы не попасть в такую и другие подобные ситуации, при выборе планировки необходимо следовать следующим правилам:
- Оцените габариты помещений. Даже если на плане квартиры застройщик нарисовал в 8-метровой спальне двуспальную кровать, шкаф, софу и стол для бильярда, это не значит, что вся эта мебель туда поместится. Посетите квартиру лично или поищите аналогичные по размерам квартиры и комнаты у знакомых, сходите к ним в гости.
- Обратите внимание на форму помещений. Чем «квадратнее» комнаты, тем лучше, чем более они напоминают коридоры, тем хуже. Закруглённые стены, острые или тупые углы, эркеры – это всё потенциальные проблемы для дизайна, меблировки, особенно если квартира небольшая.
- Оконные проёмы. Важно их количество и расположение. Попытайтесь «нарисовать» другую конфигурацию помещений с учетом расположения окон. Возможно, из одной большой спальни в 16 кв.м когда-то получатся две изолированные детские.
- Обратите внимание на наличие «технических помещений». В современной квартире желательны два санузла, гардеробная комната, кладовая, лоджия, балкон или терраса.
- Не учитывают этажность
Обычно покупатели обращают внимание на этаж – это одна из важнейших характеристик. Часто клиенты делятся на группы любителей высоты и, напротив, поклонников низкий этажей. У каждого из них свои мотивы, но главная ошибка как первых, так и вторых – игнорирование аргументов за и против выбранного этажа.
К примеру, покупатели квартир на высоких этажах хотят получить роскошный вид на город. При этом они не учитывают:
- Перспективы эволюции этого вида, ведь перед ними могут построить другой корпус или дом.
- Высокую цену квартир на верхних этажах (примерно на 10-15% выше, чем на нижних).
- Возможные неудобства с длительным ожиданием из-за нехватки лифтов на этаж.
Аргументы противников нижних этажей тоже не следует упускать из виду.
- Меньше уровень естественной освещённости помещений.
- Больше шума и пыли с улицы или внутреннего двора дома.
- Низкая цена квартиры при перепродаже, особенно на втором и на первом этаже.
- Не думают на перспективу
Наконец, еще одна распространенная ошибка покупателей квартир – не думать на перспективу. Часто клиенты рассматривают выбранное жилье с точки зрения их текущих потребностей и взглядов на идеальную квартиру. Однако жизнь меняется, а ипотека – всерьез и надолго. Поэтому клиент должен задаться следующими вопросами, чтобы правильно выбрать квартиру на перспективу:
- Сколько лет я буду здесь жить?
- Пригодна ли эта квартира для семьи из двух, трёх, четырёх человек?
- Что будет, если я решу перепродать это жильё? Много ли таких же квартир на рынке? Легко ли их реализовать?
- Как изменится район и непосредственное окружение новостройки?
- Смогу ли я сдать квартиру в аренду?
Игнорирование всех этих перспектив может привести к сильному разочарованию покупателя через много лет после покупки квартиры.
«Сегодня крайне важно рассматривать квартиру при покупке не только как жилье для себя, но и как инвестицию, – говорит Надежда Коркка, управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Жизнь становится всё более динамичной, а население – мобильным. Люди чаще меняют в течение жизни место работы. Поэтому квартира должна быть ликвидной. Покупателю следует рассматривать её как инвестиционный актив в трёх измерениях: как объект перепродажи, как недвижимость для аренды и как средство сохранения капитала. Даже если собственника разочаруют её качественные характеристики, инвестиционный расчет позволит квартиру быстро продать или сдать в аренду».
ВТБ запускает для всех клиентов среднего и малого бизнеса новое мобильное приложение «ВТБ Бизнес QR». Оно позволит предпринимателям принимать платежи по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП) с низкой комиссией, без карт и терминалов.
Для приема платежей по QR-коду предпринимателям необходимо иметь расчетный счет в банке ВТБ и установить на свой смартфон приложение «ВТБ Бизнес QR», никакого дополнительного оборудования не потребуется. Принимать платежи можно моментально − сразу же после регистрации в приложении, пользователям будет доступен статус операций онлайн.
Для ИП, которые являются самозанятыми, функционал сервиса дополнительно позволяет формировать и отправлять покупателю чек, вести учет доходов от безналичных и наличных операций, создавать квитанции для уплаты налогов.
Для генерации QR-кода в приложении необходимо ввести сумму и назначение платежа. В чеке можно указать несколько позиций. Покупатель считывает код и производит оплату в мобильном приложении своего банка. Статус платежа сразу отображается в «ВТБ Бизнес QR», а зачисление на расчетный счет происходит в течение 15 секунд.
Приложение полностью бесплатное − комиссия взимается только за проведение операций, ее размер фиксирован и составляет 0,4% или 0,7% в зависимости от вида деятельности.
По результатам проведенного пилота в приложении «ВТБ Бизнес QR» уже зарегистрировались клиенты из 34 городов России. В топ-3 регионов по количеству пользователей вошли Санкт-Петербург (20%), Москва (13%) и Новосибирск (11%). Чаще всего приложением пользуются рестораны и кафе, представители непродовольственного ритейла, автомастерские, а также парикмахерские и салоны красоты. Размер максимальной транзакции составил 200 000 руб., средний чек – 3 000 руб.
«Мы активно развиваем экосистему современных цифровых сервисов для среднего и малого бизнеса и запускаем еще один, который расширит возможности наших клиентов в части взаиморасчетов с покупателями и поможет использовать не только уже популярный в России эквайринг, но и новый мобильный сервис для экономичного и моментального приема платежей. С помощью «ВТБ Бизнес QR» клиенты смогут легко и быстро принимать платежи у физических лиц и делать это там, где им это удобно, ведь для приема оплаты потребуется только смартфон», − отметил руководитель департамента корпоративного цифрового бизнеса − старший вице-президент ВТБ Спартак Солонин.
Подробнее на qr.vtb.ru. Скачать мобильное приложение можно в App Store или Google Play.
*Услуга предоставляется только при наличии технической возможности оказания в офисе банка, в котором открыт расчетный счет. Более подробную информацию можно получить в офисах обслуживания юридических лиц, на сайте qr.vtb.ru или по телефону 8-800-2007799.