В Петропавловке открылась выставка конструктивизма «Архитектурный авангард – Всемирное наследие»


04.10.2008 02:22

В выставочном комплексе «Потерна и каземат Государева бастиона» Петропавловской крепости сегодня открылась необычная фото- и видео-выставка «Архитектурный авангард – Всемирное наследие». Экспозиция представляет главные памятники так называемой «новой архитектуры» 1920-30 гг. в Германии и Советском Союзе (в Москве и Ленинграде), а также рассказывает об их современном состоянии и использовании. По словам организаторов выставки, ее целью стало привлечение внимания к проблемам сохранения драгоценного наследия короткой эпохи архитектурного модернизма. Посетители выставки могут сопоставить фото российских и немецких памятников конструктивизма и увидеть, как трудный поначалу процесс реставрации наследия классического модернизма в Германии с течением времени был принят обществом и дал прекрасные результаты.

Выставка продлится до 3 ноября. Мероприятие проходит в рамках «Недель русского авангарда», которые, в свою очередь, стали частью IV Международного форума «Петербургский диалог». Организаторы выставки – Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Институт ПРО АРТЕ при поддержке Фонда Форда, Технический университет Берлина, Фонд Баухаус Дессау, Немецкий исследовательский фонд, Государственный музей архитектуры им. Щусева и Центр современной архитектуры в Москве.

На выставке в режиме нон-стоп демонстрируется видеофильм (проект кандидата архитектуры Ирины Коробьиной, режиссер Елена Лысакова) под названием «Советский архитектурный авангард», две части которого рассказывают о дошедших до наших дней памятниках 1920-30 гг. в Москве и Петербурге. Частью фильма стали интервью с ведущими мировыми архитекторами. Эти мастера выражают свое восхищение памятниками русского конструктивизма, которые на собственной родине зачастую находятся в запустении и забвении.

Так, голландец Рэм Колхаас признался, что он захотел стать архитектором, увидев в молодости ранние работы русского гения Ивана Леонидова. В юные годы мэтр писал книгу о нем, ездил в Москву и Сибирь, чтобы собрать сохранившиеся работы архитектора. Британский архитектор Заха Хадид считает, что эти здания отличаются изяществом и уверенностью, полны «динамики взрыва и хаоса» и представляют собой бесценный культурный опыт, требующий сохранения. Французский мастер Одиль Дек говорит, что это потрясающая архитектура, полная «силы и радости», источник вдохновения современных мастеров. А немецкий эксперт Анке Заливако убеждена, что русский конструктивизм – это не памятники «местного значения» (именно такой статус у большинства этих зданий в Петербурге и Москве), а всемирные ценности. «Как можно Дом Наркомфина в Москве, построенный Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, считать местным памятником? Это наследие всего человечества!» - говорит она. «Это по-прежнему новая российская архитектура, полная живой творческой энергии», - считает американец Томас Лизер.

А президент РААСН Александр Кудрявцев с сожалением замечает: «Их не очень любят, эти памятники конструктивизма. Потребуется время, быть может, десятилетия, чтобы поднять культуру людей, которые отвечают за наши города и принимают решения, до понимания ценности этих шедевров».

«Необходимо создать международное движение в защиту этих памятников. Вы, русские, – хранители сокровищ, которых не цените. Но это не значит, что можно разрушать это наследие», - говорит американский архитектор Тарек Нага.


Подписывайтесь на нас:


04.10.2008 02:02

Отвечая на вопросы петербургской прессы в связи с недавними сообщениями о срыве финансирования строительства новой футбольной арены на 62 тысяч зрителей на Крестовском острове по проекту Кисе Курокавы, вице-губернатор Александр Вахмистров рассказал, что городское правительство находится в режиме постоянного диалога с руководством ОАО «Газпром» об условиях реализации проекта. «Губернатор беседовала об этом с Алексеем Миллером даже во время матча с «Реалом», сообщил он. По словам вице-губернатора, следующие переговоры руководства города с главой корпорации на тему о стадионе состоится 6 октября.

Как известно, в августе 2008 г. стоимость проекта была недооценена: по новым расчетам, она составляет не 6 млрд., а свыше 23 млрд. рублей. Предполагалось, что часть средств на строительство поступит от налоговых поступлений, которые город получает от ОАО «Газпром» после регистрации в Санкт-Петербурге ОАО «Газпромнефть», для которой спроектирован комплекс «Охта-Центр». В настоящее время город предлагает «Газпрому» приобрести 51% акций девелоперской компании. В беседе с прессой А.Вахмистров допустил, что переговоры могут не завершиться успехом, и тогда городу придется искать новых спонсоров.

В то же время вице-губернатор подчеркнул заинтересованность города в создании современного стадиона для международных соревнований любого уровня. Действительно, в настоящее время в Петербурге нет стадиона, соответствующего требованиям УЕФА. В этой связи город планирует в ближайшее время решить вторую проблему проекта, выбрав нового генподрядчика строительства.

Еще год назад Градостроительный совет подверг критике корректировку проекта, на которой настаивал нынешний генподрядчик строительства – ООО «Авант» (новое название ООО «Синтез-СУИ»), дочерней структуры московского ОАО «Корпорация «Синтез». Как выразился тогда академик РААСН Сергей Соколов, «летающая тарелка» Курокавы» превратилась в «сковородку с крышкой».

В настоящее время, по словам А.Вахмистров, договор с ООО «Авант» находится в процессе расторжения. После оценки средств, затраченных на осуществление работ по нулевому циклу, достигнута договоренность о том, что ООО «Авант» к 1 ноября завершит забивку свай, после чего правительство объявит конкурс по выбору нового генподрядчика строительства. Установленные сроки завершения строительства – 2010 г. – остаются прежними.


Подписывайтесь на нас: