Н.Явейн: Не следует уповать на бюрократов из ЮНЕСКО
По мнению директора ООО «Студия 44», бывшего председателя КГИОП Никиты Явейна, расчеты на то, что ЮНЕСКО спасет город от разрушения исторического силуэта, безосновательны. По его словам, при обсуждении архитектурного проекта застройки территории Сталепрокатного завода, где предполагается строительство зданий высотой 56 м, существенно влияющих на городские панорамы, присутствовавший эксперт из ЮНЕСКО не мог понять, о чем спорят петербургские архитекторы. Требования ЮНЕСКО в отношении центров городов, признанных памятниками градостроения мирового значения, предполагают наличие буферной зоны вокруг зоны охраны объектов культурного наследия, а также не предусматривают строительства новых объектов, препятствующих обозрению объектов наследия. При этом ни о панорамах, ни о небесной линии вопрос не ставится.
В то же время, как отметил Н.Явейн, решение вопроса о статусе Петербурга как объекта мирового культурного значения всегда было политизированным. «В 1990 г. от Советского Союза в связи с перестройкой принимали все что угодно», - заметил он, указав на грубые профессиональные ошибки в первоначальной номинации. По мнению эксперта, следовало бы полностью переработать номинацию и подать ее заново, а не корректировать старый проект, «в котором придется вычеркнуть половину списка».
Авторы проекта 1990 г., по мнению архитектора, стремились отдать под охрану «все что только можно». «Это был период, когда принималось много законов, являвшихся по сути декларациями, исходя не из того, что возможно и целесообразно, а что хотелось бы», - напомнил Н.Явейн. Документацию, представленную в ЮНЕСКО в 1990 г., он считает «типичным документом того времени».
Претензии ЮНЕСКО к Санкт-Петербургу в настоящее время, по мнению Н.Явейна, также связаны с мировой политической конъюнктурой, но с обратным знаком. Политикой, а вовсе не архитектурой, объясняется, по его мнению, и негативные высказывания представителей ЮНЕСКО о проекте «Охта-центра». Следует отметить, что сам Н.Явейн о названном проекте отзывался негативно, но с профессиональной точки зрения.
Он считает, что в представлении корректируемой номинации в ЮНЕСКО наиболее сложным вопросом является разделение памятников, включенных в первоначальную номинацию, между двумя субъектами федерации – Санкт-Петербургом и Ленобластью. «Этого на Западе не понимают и никогда не поймут», - полагает архитектор.
В Сочи прошло совещание оперативного штаба по проектированию и строительству объектов железнодорожной инфраструктуры на Черноморском побережье. Открывая заседание, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подчеркнул, что работа штаба проходит в рамках Координационного Совета по подготовке и проведению Олимпийских игр 2014 г., который возглавляет министр регионального развития РФ Дмитрий Козак, сообщает пресс-служба РЖД.
Кроме Дмитрия Козака в совещании приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин, министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев.
В ходе заседания состоялось обсуждение хода работ по усилению инфраструктуры железнодорожной линии Туапсе – Адлер, организации грузовых дворов по приему строительных материалов для возведения олимпийских объектов, а также по строительству новой железнодорожной линии Туапсе – Адлер — аэропорт Сочи.
На совещании были рассмотрены варианты основных проектных решений по строительству совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер – нижняя станция горнолыжного курорта «Роза Хутор» с электроснабжением линии железнодорожного сообщения.