Градсовет разошелся в оценках проекта «Набережная Европы»


19.07.2008 02:47

18 июля Михаил Кондиайн, соучредитель ЗАО «Архитектурная мастерская Земцов, Кондиайн и партнеры», представил на рассмотрение Градостроительного совета планировочную часть концепции развития территории «Набережная Европы». В качестве заказчика проекта выступило ООО «Петербург-Сити», в настоящее время являющееся аффилированной компанией ОАО «Внешторгбанк» (ВТБ) - инвестора проекта. Роль управляющей компании выполняет ЗАО «ВТБ-Девелопмент» (прежнее название - «ВТБ-Капитал»).

Как напомнил архитектор, преобразование территории на Петроградской стороне вдоль правого берега Малой Невы у Биржевого моста давно привлекала градостроителей. В прошлом веке здесь, на существовавшем тогда Ватном острове, был построен спиртоочистительный завод. Еще в начале XX века был организован первый конкурс на лучший проект застройки территории, в котором участвовали известные архитекторы, в частности, Иван Фомин. В 1919 г на этой территории были развернуты производственные мощности Государственного института прикладной химии (ГИПХ). В 1950-х гг. главный архитектор города Николай Баранов предлагал использовать территорию для рекреационных целей, построив на Ватном острове стадион. Эти предложения не были приняты по производственным соображениям. В 1960-х гг. на территории предприятия была засыпана протока, отделявшая Ватный остров.

В конце 1980-х гг. руководство ГИПХ (гендиректором тогда был Вениамин Гидаспов) намеревалось осуществить реконструкцию предприятия с созданием набережной вдоль Малой Невы. Однако только в 2003 г был разработан проект «Набережная Европы», у которого в течение 5 лет дважды сменились инвесторы: вначале таковым выступало ООО «Русские инвестиции» с участием партнеров из Москвы, затем Группа ЛСР. Только когда проект перешел под контроль структур Внешторгбанка, задача сдвинулось с места.

Сложность реализации проекта была связана с несколькими обстоятельствами. Во-первых, территория была ранее передана ОАО «Технохим» - преемнику ГИПХ - в бессрочное пользование. Во-вторых, предприятие имело федеральный статус. В-третьих, условия инвестиционного договора предполагали также предоставление жилья для сотрудников ФСБ. В-четвертых, на территории находится здание бывшего спиртоочистительного завода, которое до недавних пор числилось в списке памятников архитектуры городского значения. Однако наибольшая сложность связана с необходимостью значительных работ по рекультивации территории, в течение почти 90 лет использовавшейся для химического производства. Еще одно обременение для инвестора, утвержденное в 2005 г, состоит в строительстве на территории нового здания Театра танца Бориса Эйфмана. Знаменитый хореограф присутствовал на Градсовете и принял участие в дискуссии. Как признал М.Кондиайн, требования Эйфмана обусловили внесение ряда корректив в проект.

Первоначально территория проекта составляла 4,8 га. После корректировки проекта территория застройки расширилась до 9,2 га. Она ограничена западной стороной площади Академика Лихачева, набережной Малой Невы, проектным продолжением переулка Талалихина и проспектом Добролюбова.

В 2006 г новый инвестор на конкурсной основе сформировал группу с участием 6 зарубежных компаний, включая британскую планировочную компанию EDAW и компанию по проектированию инженерной инфраструктуры AVE ARUP. Кроме того, к работе были привлечены консультанты по недвижимости из Knight Frank, по транспортной инфраструктуре из НИПИ ТРТИ, специалисты по экологии и рекультивации и др.

Партнеры из EDAW предложили разделить территорию проекта на жилую и деловую зоны, выделив у Биржевого моста также место для гостиницы класса 6-7 звезд. При этом принимались в расчет требования высотного регламента, а также видовые ракурсы.

Как рассказал корреспонденту АСН-Инфо Михаил Кондиайн, существенной коррективой, внесенной его архитектурным бюро, был выбор Князь-Владимирского собора на проспекте Добролюбова как основной точки привязки видовых осей. Были определены три основных видовых оси. Одна из них от Князь-Владимирского собора притягивается к Исаакиевскому собору, другая - к Зимнему дворцу, а третья, перпендикулярная ось продолжается проспектом Добролюбова с выходом к Петропавловской крепости.

В соответствии с направлениями первых двух осей, расходящихся под острым углом, а также с учетом изгиба береговой линии была определена конфигурация жилой застройки. Согласно мастер-плану, разработанному совместной рабочей группой с участием бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» в постоянном партнерстве с инвестором, жилая часть квартала, выходящая на набережную Малой Невы, имеет с высоты вид ломаной линии с четырьмя глубокими зубцами, образующим полузакрытые дворы зданий общей площадью 144 тысяч кв.м. Четыре здания соединены между собой на уровне 2-4 этажей. Сквозь первые этажи от пешеходной набережной отходят вглубь квартала 4 пешеходных аллеи, выходящих на центральную пешеходную улицу. По другую сторону пешеходной улицы располагается 2-этажный торговый комплекс общей площадью 50 тысяч кв. м и здание театра. С восточной стороны в месте сужения квартала он замыкается на площади зданием гостиницы, имеющей форму выпукло-вогнутой линзы.

Размещение Театра танца Б.Эйфмана стало предметом дискуссии. Первоначально предполагалось поместить театр в северо-западной части участка, на углу продолжения переулка Талалихина, вплотную к расположенному в глубине квартала инженерному блоку. В дальнейшем, уступив хореографу, проектировщики согласились разместить театр к северо-западу от гостиницы, при этом очертания театра из круглых стали овальными. Как пояснил М.Кондиайн, здание театра будет перекликаться с новым бизнес-центром «Аполло», построенным на пр.Добролюбова 12, на восточной стороне площади Лихачева, по проекту Евгения Подгорнова (ООО «Интерколумниум»).

Окончательно принятый вариант предусматривает продление одной из внутриквартальных аллей, отходящих от набережной, до пр. Добролюбова. Предполагается, что часть пассажа, разделяющая таким образом на две неравные треугольные части торговый центр, будет крытой. Направление этой аллеи соответствует оси, соединяющей Князь-Владимирский собор с Исаакиевским. Две аллеи, расположенных к востоку, проходят таким образом, что ближайшая к площади аллея соответствует направлению оси, соединяющей Князь-Владимирский собор через острие Стрелки Васильевского острова с Зимним дворцом. Инженерное здание сместилось к переулку Талалихина, выделяя уступ в большем, западном треугольнике торговой зоны.

Подземный этаж предусматривает основной заезд на территорию (кроме заездов к театру и гостинице) с продолжения пер. Талалихина, с подземной улицей под центральной пешеходной аллеей, отделяющей жилую зону от деловой, и ответвлениями под четырьмя отходящими от нее к набережной аллеями, с входом в лифтовые клетки из паркингов.

Жилая недвижимость отнесена к элитному классу и рассчитана на 3 тысячи человек. Проектировщики считают, что численность жителей будет не столь велика, чтобы предусматривать строительство внутри квартала школы, в то время как детские учреждения, по их мнению, можно разместить во встроенных помещениях.

Как подчеркивают разработчики проекта, все пешеходные аллеи будут общедоступны для горожан и туристов, а к сервитуту будущих жильцов отнесены лишь полузакрытые дворы, которые предполагается также акцентировать перекрытиями вдоль линии карниза. В соответствии с высотным регламентом, высота зданий составит не более 28 м, а внутриквартальных строений - 33 м. Единственным исключением может стать Театр танца, для чего потребуется специальное решение Комиссии по землепользованию и застройке.

Как архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», так и рецензент Владимир Линов убеждены в том, что представленный мастер-план целесообразно заложить в основу градостроительного проекта, а архитектурное решение определит конкурс с учетом повышенных требований к стилистике зданий в историческом центре. С этой точкой зрения полностью согласился Владимир Ухов, предложив закрепить ряд решений мастер-плана в качестве обязательных условий градостроительного проекта. Эта позиция совпадает с точкой зрения инвестора, что подтвердил вице-президент - исполнительный директор ВТБ Александр Ольховский. По его мнению, единый архитектурный проект всего квартала, за исключением здания театра, должен быть разработан с учетом основных параметров мастер-плана, включая контуры жилой зоны с 4 аллеями, отходящими от набережной. Он подчеркнул, что расположение жилой зоны разработано с учетом оптимальных видовых характеристик.

Однако другие представители архитектурного сообщества выступили с решительными возражениями. Так, Станислав Гайкович считает, что «закреплять здесь нечего», благо есть множество иных возможностей планировки квартала. Владимир Григорьев предложил «погрузить» театр в землю, а контур жилой зоны назвал очень жестким. Никита Явейн счел площадь торговой зоны чрезмерно большой, а также предложил убрать «перепонку» (соединение на уровне 2-4 этажей) над аллеей, совпадающей с главной видовой осью. Михаил Мамошин и Сергей Соколов настаивали на расширении набережной, а Владимир Лисовский заявил, что жилую зону следует разместить в глубине квартала. По его мнению, контур жилой зоны замечательно смотрелся бы на правом берегу Невы у Володарского моста. Высказывались сомнения также по поводу силуэта гостиницы, предполагающего архитектуру в стиле хай-тек. Оспаривалось и само решение о включении в проект гостиничного здания.

Не порадовала инвестора и проектировщиков и главный специалист управления зон охраны КГИОП Татьяна Страдова, напомнив о том, что здание бывшего спиртоочистительного завода должно быть выведено из зоны охраны с соответствии с существующей процедурой.

Единственное, в чем согласились между собой почти все критики проекта, было предложение предусмотреть продолжение пешеходной набережной до Тучкова моста с предоставлением этой смежной с рассматриваемым участком территории исключительно для рекреационных целей.

Председатель КГА Александр Викторов согласен с мнением о том, что на архитектурный конкурс должна выставляться вся территория. Он предложил инвестору начать подготовку технического задания для градостроительного конкурса, который, по его мнению, может привлечь большой интерес не только в Петербурге, но и в Европе. «Ведь мало в каком из европейских городов существует такой резерв для развития в самом центре», - пояснил главный архитектор.




19.07.2008 00:02

Компания «Магистральные электрические сети Северо-Запада» - филиал ОАО «ФСК ЕЭС» - приступила к комплексной реконструкции подстанции «Завод Ильич». Она проводится в рамках реализации Соглашения по выполнению мероприятий для обеспечения надежного энергоснабжения и создания условий по присоединению к электрическим сетям потребителей Санкт-Петербурга, подписанного правительством города и РАО «ЕЭС» в июле 2006 г. На основе конкурса определен генеральный подрядчик реконструкции - ОАО «Инжиниринговый центр «Энерго» (Москва). Об этом рассказал петербургской прессе заместитель главного инженера МЭС Северо-Запада Станислав Новиков.

Реконструкция подстанции будет осуществляться поэтапно, без отключения потребителей, подчеркивают топ-менеджеры компании. Работа начнется с поочередного демонтажа существующих открытых распределительных устройств (ОРУ). Обновление преследует три цели - повышение надежности распределения электрического тока, повышение пропускной способности подстанции и защита электросетей от воздействия природных факторов.

Основные мощности подстанции «Завод Ильич» размещены на открытом воздухе. После реконструкции, проектировщиком которой является ОАО «Проектный центр «Энерго» (Москва), комплектные распределительные устройства (КРУЭ) разместятся в трех новых зданиях. В настоящее время для них готовятся площадки. Самое большое из зданий, четырехэтажное, будет предназначено для КРУЭ на 330 кВ, два трехэтажных - для КРУЗ 220 и 110 кВ. К распределительным устройствам будут подключены новые воздушные линии 110 и 220 кВ.

Подстанция «Завод Ильич» станет одной из двух в Северо-Западном регионе подстанций с применением КРУЭ (второй является ныне строящаяся подстанция «Центральная на Обводном канале). После реконструкции «Завод Ильич», как и «Центральная», будет работать на напряжении 330 кВ.

Работы по подготовке к реконструкции подстанции «Завод Ильич» начались осенью 2006 г. Вначале был проведен конкурс на работы по закладке шитого полиэтиленового кабеля под землю на промежутке между подстанциями «Волхов-Северная» (Полюстрово) и «Завод Ильич» протяженностью 5,6 км. При прокладке с целью сбережения дорожных покрытий применялось горизонтальное бурение с доступом через шахты. Две кабельных линии заменили ранее существовавшую воздушную линию, соединяющую две подстанции. В дальнейшем будет проложен еще один подземный кабель, который соединит «Завод Ильич» с новой подстанцией «Василеостровская».

Замена изношенной линии медным кабелем с повышенным диаметром сечения, защищенным от атмосферных воздействий, а также замена муфт на устройствах перехода на воздушные линии позволит значительно повысить пропускную способность электросетей. Как подчеркнул С.Новиков, это необходимо в связи со значительным увеличением числа потенциальных потребителей электроэнергии. На фоне роста жилищного и офисного строительства подстанция «Завод Ильич» в последние годы перестала справляться с нагрузкой. В течение последних пяти лет подключение новых потребителей от этой подстанции не производилось. Вновь проложенные кабели временно работают на напряжении 220 кВ.

После завершения реконструкции подстанции «Завод Ильич» и запуска подстанции «Центральная» все оборудование будет переведено на 330 кВ. На новых подземных линиях и устройствах перехода применяются кабеля и муфты германской фирмы NKT. 1 м такого кабеля стоит 22 тысячи рублей. Монтаж кабелей и муфт был завершен в апреле 2008 г. По словам топ-менеджеров МЭС, в России нет предприятий, производящих кабели, рассчитанные на напряжение 330 кВ. Между тем в мегаполисах необходимо использовать сети не меньшей мощности. «Сегодня 220 кВ - уходящий уровень», - считает начальник Санкт-Петербургского района МЭС Северо-Запада Павел Батанов.

Кроме того, за год до начала комплексной реконструкции подстанции были проведены тендеры на закупку нового трансформаторного оборудования. По итогам конкурса наилучшим было признано предложение ОАО «Запорожский трансформаторный завод» (Украина). Заблаговременное проведение тендера определялась длительностью выполнения заказа. Кроме запорожских трансформаторов, МЭС Северо-Запада на ряде объектов использует трансформаторы производство шведско-швейцарского концерна ABB и турецкой компании Areva. Перед началом реконструкции на подстанции «Завод Ильич», также на конкурсной основе, была осуществлена замена приборов учета электроэнергии.

Подстанция «Завод Ильич» была построена в ноябре 1931 г. В тот период оборудование было рассчитано на напряжение 35 кВ. В 1949-51 гг к вводу первой линии ленинградского метро было произведено переоборудование на 110 кВ. В 1961-63 гг станция перешла на напряжение 220 кВ. Новая реконструкция с оборудованием сетей, снабжающих Петроградский район, состоялась в 1977-78. С тех пор осуществлялась только частичная замена элементов оборудования ОРУ. Таким образом, ныне предпринимаемая реконструкция - первая за 30 лет, рассказал начальник подстанции Игорь Северский. Как пояснил Павел Батанов, часть оборудования подстанции не менялась с 1932 г. В частности, до сих пор функционирует оборудованный в тот период пульт управления. После демонтажа оборудование будет

передано в музей, который решено создать на базе подстанции «Волхов-Северная».