На российском рынке ИЖК растет прозрачность сделок
Согласно Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г., ипотека является одним из приоритетных направлений развития банковского сектора, напомнил в своем докладе, посвященном проблеме секъютеризации (безопасности) ипотечного кредитования, на Петербургском ипотечном форуме вице-президент ОАО «КИТ Финанс Инвестиционный банк» Александр Должич.
«Секьюритизация ипотечных кредитов постепенно перестает быть незнакомым инструментом для российских банков. А всего за период с 2006 г. прошло 4 внутрироссийских и 7 трансграничных публичных сделок, - сообщил он. - Вместе с тем, несмотря на постепенное совершенствование нормативной базы, существует ряд общих, а также специфичных для внутрироссийской и трансграничной секьюритизации, правовых проблем, которые требуют скорейшего решения». По словам А.Должича, жестко установленные требования по раскрываемым параметрам ипотечного покрытия, содержащиеся в ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», мало пересекаются со значимыми для рейтинговых агентств, которые обращают внимание в основном на подтверждение и источник дохода заемщиков, целевое использование приобретенной недвижимости, наличие субсидий, возможность досрочного погашения.
А.Должич, в частности, обратил внимание участников форума на то, что в соответствии с п. 4 ст. 5 закона об ипотечных ценных бумагах, специализированный депозитарий должен вести реестр ипотечного покрытия с использованием электронной базы данных. По его мнению, обязательное раскрытие исторической информации о просрочках платежей по каждом кредиту, размеру исполненных и неисполненных требований и даже занесение сведений в электронную базу данных о государственной регистрации ипотеки и закладной является крайне обременительным для многих региональных банков.
Кроме того, в российском праве невозможен залог денежных средств на счетах эмитента в банках, перечисляющих платежи от заемщиков. «Отсутствие института доверительного управляющего ведет к возможности предъявления требования к эмитенту напрямую от любого владельца облигаций, - сказал А.Должич. - Все это является негативными факторами в структуре сделки, ведущими к снижению уровня защиты облигационеров и, следовательно, кредитных рейтингов».
Открывая заседание круглого стола «Речные перевозки: как вернуть доверие», прошедшего в рамках II Международного транспортного форума «Транспорт России-2008», заместитель Министра транспорта РФ Александр Мишарин отметил, что сегодня значительно увеличены инвестиции в речную отрасль, что позволит решить вопросы безопасности перевозок и увеличить пропускную способность внутренних водных путей, сообщает пресс-служба ведомства.
По его словам, предусматриваемые проектом ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.» мероприятия по развитию инфраструктуры позволят сократить долю внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы (ЕГС) Европейской части РФ, с 4,9 тысячи км (75%) в 2010 г. до 0,9 тысячи км (14%) к 2015 г. Пропускная способность ЕГС Европейской части РФ увеличится до 30-33 млн. тонн.
Для достижения цели по повышению комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы РФ предусматривается разработка и реализация 10 проектов по комплексной реконструкции гидротехнических сооружений по бассейнам, включая крупные гидроузлы Волго-Балтийского водного пути, Волго-Донского судоходного канала, Рыбинский гидроузел ФГУП «Канала имени Москвы», Самарский гидроузел на Волге, Пермский на Каме, Манычскую шлюзованную систему в Азово-Донском бассейне, Красноярский судоподъемник в Енисейском бассейне и Новосибирский гидроузел на Оби.
Александр Мишарин отметил, что решение этих задач позволит свести к нулю число шлюзов, находящихся в аварийном состоянии. Основными ожидаемыми результатами от реализации мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений за счет улучшения их технического состояния являются: доведение технического состояния судоходных гидротехнических сооружений до уровня, оцениваемого как "работоспособное"; соответствие судоходных гидротехнических сооружений оценке уровня безопасности "нормальный"; снижение вероятности угрозы возникновения аварийных ситуаций до допустимого уровня.
Заместитель Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Олег Шахмарданов выступил с докладом по вопросам развития внутренних водных путей, реконструкции существующих и строительства новых судоходных гидротехнических сооружений.