Омбудсмен: Прописка советского времени не гарантирует жильцам общежитий постоянного жилья


22.04.2008 02:59

В своем выступлении на пресс-конференции «Проблемы общежитий в Санкт-Петербурге» Уполномоченный по правам человека Игорь Михайлов обобщил данные обращений жильцов общежитий за правовой помощью в связи с трудностью решения своих проблем в судебных инстанциях. По его данным, в наиболее сложном положении находятся лица, проживающие в общежитиях, приватизированных в 1990-х гг. вместе с основными активами предприятий, особенно в случаях, когда предприятия подверглись банкротству и не имеют легальных правопреемников.

Такие бывшие общежития часто подвергаются повторной перепродаже, после чего новый собственник ставит вопрос о выселении или дальнейшем проживании на условиях коммерческого найма. По словам граждан, оказавшихся в подобном положении, владельцы объектов оказывают давление на жильцов, по материальным мотивам отказавшихся от предложенных условий коммерческого найма, в том числе путем сокращения тепло- и электроснабжения. В других случаях приватизированное предприятие – правопреемник прежнего владельца – ставит вопрос о выселении достигших совершеннолетия детей жильцов на том основании, что они не состояли в трудовых отношениях с предприятием. В свою очередь, новорожденные дети не получают прописки по месту жительства – чаще в тех случаях, когда на всю семью не оформлялась форма А.

В общежитиях, переданных городу при реструктуризации активов предприятий, также существуют серьезные проблемы, связанные с ненадлежащим учетом ордеров в предшествующий период. Как подтвердил судья Санкт-Петербургского городского суда Игорь Рогачев, во многих бывших рабочих общежитиях в процессе приватизации соответствующих предприятий утрачена учетная документация прописанных, в то время как в адресных столах ГУВД эти граждане не числились.

Таким образом, прописка в паспорте не принимается в качестве основания права на жилье и в том числе постановки на учет для улучшения жилищных условий (особенно в тех случаях, когда бывшее общежитие утратило статус жилого помещения). В ряде случаев исковые заявления граждан не рассматриваются в связи с истечением исковой давности. Как сообщают в этой связи представители проблемных общежитий, в практике районных судов им, как правило, не удается добиться пересмотра договоров приватизации. Более перспективной считается попытка опротестовать в суде перевод здания из жилого фонда в нежилой.

Наконец, жильцы ведомственных общежитий утрачивают поддержку своих ведомств в случаях, когда ведомственная реструктуризация изменяет принадлежность служб, где работают или работали граждане. В частности, общежитие на Петергофском шоссе 73, предназначенное для работников пожарной охраны по договору с ПО «ЛЭМЗ», после приватизации предприятия было повторно перепродано, а жильцы остались без прав на занимаемое жилье в связи с переводом здания в нежилой фонд. При этом бывшее ведомство – ГУВД – отказывает жильцам в помощи на том основании, что Управление противопожарной службы переведено в систему МЧС, где также не признают каких-либо обязательств по отношению к бывших служащим пожарной охраны, вне зависимости от их стажа и заслуг. Об этом рассказала представитель жильцов общежития Ирина Салимо.

Таким образом, в ряде случаев наличие прописки советского времени «не играет никакой роли в жизни обитателей общежитий», признает Уполномоченный по правам человека И.Михайлов. Он подчеркивает, что порой при расселении общежитий нарушаются конституционные права граждан. Так, по мнению И.Михайлова, решение Ленинского районного суда о переселении двух семей бывших работников ОАО «Советская звезда», каждая из которых составляет пять человек, в 12-метровые комнаты, фактически означает лишение их жилища, так как обеспечении жилой площадью по 2,4 кв. м на человека «нельзя считать нормальным».




22.04.2008 02:16

Сегодня на очередном совещании Правительства Калининградской области министр ЖКХ и строительства Сергей Бучельников представил отчeт о реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильe — гражданам России» в Калининградской области.

На I квартал 2008 г. было установлено задание по вводу жилья в размере 175,55 тысячи кв.м. Ввод жилья в муниципальных образованиях Калининградской области

Наименование муниципального образования

План на 2008 г.

План на I квартал 2008 г.

Введено в I квартале 2008 г.

В % к плану I квартала

План на апрель 2008г.

Город Калининград

585

103,4

113,66

110%

41,3

Балтийский городской округ

23,9

0,28

0,3

107%

-

Багратионовский городской округ

11

1,52

1,62

107%

0,2

Гвардейский район

17,2

0,08

0,08

100%

-

Гурьевский городской округ

85

23,36

27,85

119%

5,0

Гусевский городской округ

15

4,12

4,62

112%

0,8

Зеленоградский район

55

12,2

13,64

112%

7,8

Краснознаменский городской округ

4,6

0,06

0

0%

0,13

Ладушкинский городской округ

5

0,98

1,15

117%

0,6

Мамоновский городской округ

2,9

0,83

0,83

100%

-

Неманский городской округ

6,8

0,4

0,4

100%

0,1

Нестеровский городской округ

5,5

0,57

0,45

79%

0,13

Озерский городской округ

5,5

0,73

0,77

105%

0,13

Город Пионерский

30,4

3,7

3,88

105%

-

Полесский городской округ

8

0,55

0,47

85%

0,3

Правдинский район

6

1,1

0

0%

0,18

Светловский городской округ

20

5,65

1,84

33%

4,8

Светлогорский городской округ

40

5,37

1,85

34%

2,7

Славский городской округ

7

1,59

1,6

101%

0,4

Советский городской округ

25

4,47

0,4

9%

4,5

Черняховский городской округ

29,3

4,15

1,43

34%

0,8

Янтарный городской округ

11,9

0,44

0,16

36%

0,2

Итого по области:

1000

175,55

177

101%

70,07

С начала 2008 г. построено и сдано в эксплуатацию 2258 квартир общей площадью 177 тысяч кв. м., что составляет 18% к плановому заданию на 2008 г., 101% к плану на I квартал и 112% к соответствующему периоду 2007 г. Выполнены плановые показатели по вводу жилья в Калининграде, Балтийском, Багратионовском, Гурьевском, Гусевском, Ладушкинском, Мамоновском, Неманском, Озерском, Славском городских округах, в Гвардейском, Зеленоградском районах, г. Пионерском.

Не выполнен план первого квартала на территории девяти муниципальных образований:

Наименование муниципального образования

План на 2008 г.

План на I квартал 2008 г.

Введено в I квартале 2008 г.

В % к плану I квартала

Не введено в I квартале

Краснознаменский ГО

4,6

0,06

0

0%

0,06

Нестеровский ГО

5,5

0,57