Возможность приобретения лицензии на строительство в обход закона подрывает доверие к застройщикам


10.04.2008 23:27

Возможность приобретения лицензии на строительство в обход закона подрывает доверие к застройщикам и создает условия для мошенничества на рынке, считают эксперты, принявшие участие в семинаре «Выпуск жилищных сертификатов – альтернатива 214 Федеральному Закону», организованном Российским союзом строителей (РСС) и компанией «Аврора Консалтинг», передает ИА Интерфакс.

«Купить лицензию на строительство в Москве проще простого, - рассказал генеральный директор РСС Михаил Викторов. - Цена вопроса – до 500 тысяч рублей. Изготовят за месяц любую лицензию, в том числе – заказчика, застройщика, подрядчика. В кулуарах ходят слухи, что в других регионах получение лицензии обходится еще дешевле. Например, в Краснодарском крае цена лицензии – до 200 тысяч рублей».

По словам М. Викторова, «у всех мошенников, которые создали ситуации с обманутыми дольщиками, была лицензия». Гендиректор РСС сообщил, что сейчас в стране 270 тысяч действующих лицензий на строительство. Однако, по его мнению, это «нереальная цифра». «Реально работающих в России компаний сейчас примерно лишь треть от этого числа», - пояснил он. Остальные лицензии, считает М.Викторов, принадлежат «фирмам-пустышкам», не располагающим никакими ресурсами для выполнения работ и созданным с неблаговидными целями.

«Другие участники рынка знают о таких «фирмах-пустышках», но любые жалобы в инстанции остаются без внимания и погрязают в бюрократическом процессе», - отметил М. Викторов. «Надо было не 214-й закон (закон о долевом строительстве) принимать, а ужесточить требование к компаниям при выдаче им лицензий», - уверен глава РСС.

М.Викторов напомнил, что с 1 июля 2008 г. будет отменено лицензирование в строительстве. При этом он отметил, что после вступления закона в силу, вся система надзора за строительными организациями сохранится. «Поменяется только система допуска на рынок», - пояснил М. Викторов.

Он также рассказал, что к 1 января 2009 г. будет создано Общероссийское объединение саморегулируемых строительных организаций. Оно будет осуществлять контроль над региональными объединениями СРО. «Задачей Общероссийского объединения СРО станет создание единых стандартов и правил работы всех региональных СРО на основе существующих ГОСТов и СНиПов, - пояснил М.Викторов. - Также объединение должно будет разработать процедуру проверки деятельности региональных СРО». Глава РСС добавил, что требования к компаниям, вступающим в СРО, будут более жесткими, чем при получении лицензии. Кроме того, объединения СРО будут материально отвечать за все компании, которые будут иметь допуск к объединению.

Гендиректор РСС критически высказался и по поводу закона о долевом строительстве. По его убеждению, «задачей 214-го закона было убить долевку, но поскольку авторы закона поторопились, в нем оказалось много несоответствий, и закон так и не заработал». По этому закону сейчас в России реализуется только 8-10% объектов долевого строительства, пояснил он. «Сейчас любая проверка выявит серые схемы (например, предварительный договор купли-продажи и векселя) практически у любого, даже у крупного застройщика», - сказал М. Викторов.

По мнению эксперта, закон о СРО поможет навести порядок в строительной отрасли и в жилищном строительстве в частности.




10.04.2008 22:13

В июле 2008 г. на рассмотрение Морской коллегии России будет представлен проект Стратегии развития морской деятельности в РФ. Как рассказал на конференции «Береговые зоны, порты и морская инфраструктура» в рамках VIII Форума ТЭК эксперт ООО «КЕ Ассоциация», начальник группы правового сопровождения градостроительной документации ОАО «НИИПГрадостроительства» Антон Щукин, насущность разработки Стратегии обусловлена множеством пробелов в морском праве.

Действующие законодательные акты и нормативные документы РФ не регулируют морское право в целом, а Морская доктрина России не имеет статуса федерального закона и на практике не соблюдается. По существу, морское право – именно в силу своего комплексного характера – не сформировалось в самостоятельную отрасль права. Это обстоятельство на практике может затормозить и утверждение Стратегии, поскольку для этого необходимы многочисленные межведомственные согласования.

Необходимость разработки Стратегии также связана с тем, что действующее российское законодательство противоречит международным правовым актам, которыми Россия должна руководствоваться после подписания Международной конвенции по морскому праву.

Морское побережье России растянуто на 60 тысяч км, однако центрами морской деятельности являются города побережья, общая численность населения которых (включая Санкт-Петербург) составляет всего 15 млн. человек. А.Щукин, участвующий в разработке Стратегии развития морской деятельности, считает градостроительное развитие важнейшим аспектом морской деятельности. По его мнению, особенности экономики России диктуют необходимость осуществления градостроительного планирования на приморских территориях.

Между тем различные функции морского побережья – в частности, рыболовство и обеспечение безопасности границы – не коррелируют друг с другом, в том числе и в новом Градостроительном кодексе РФ. В ряде случаев на одни и те же территории накладываются разные технические регламенты. Инфраструктура морского транспорта просто «забыта» законодательством, которое регулирует только отдельные виды гидротехнических сооружений, в то время как в состав этой инфраструктуры также входят складские мощности, промышленные территории и объекты железнодорожного транспорта.

По мнению А.Щукина, в России целесообразно введение единого территориального планирования морских зон. Примеры подобной практики имеются в Норвегии и Канаде.