В Карелии намерены развивать малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство


04.04.2008 18:27

На очередном заседании рабочей группы по обеспечению реализации национального проекта «Доступное жилье», которое провел заместитель премьер-министра правительства Карелии – министр строительства Валерий Момотов, рассмотрена концепция отраслевой целевой программы «Развитие индивидуального жилищного строительства в Республике Карелия на 2008-2010 гг.», сообщает пресс-служба правительства региона.

Как отметил начальник отдела строительства министерства Виталий Сергеев, в соответствии с целями национального проекта «Доступное жилье», одним из приоритетных направлений развития рынка жилья является индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Практика показывает, что это – динамично развивающийся сектор отечественного строительного комплекса. Его объемы устойчиво составляют более 40% от ежегодно вводимого нового жилфонда страны. Аналогичная ситуация и в Карелии, где в последние 5 лет на долю индивидуальных застроек приходится 40% от общего объема жилищного строительства.

Для дальнейшего развития данного сегмента жилищного строительства и создания стабильных условий для активизации ИЖС, Минстроем РК была разработана Концепция программы, в которой определены пути и порядок оказания государственной поддержки, содействия индивидуальным застройщикам и муниципальным образованиям республики по комплексному развитию ИЖС.

В 2007 г., по данным Карелиястата, введено (по индивидуальным жилым домам) 57,1 тыс.кв.м жилья на 510 земельных участках ориентировочной площадью 60 га. По информации администраций муниципальных образований, за последние 10-15 лет под индивидуальную и малоэтажную застройку было предоставлено 2047 земельных участков общей площадью 479,6 га. В ближайшие годы планируется предоставить застройщикам еще 465 земельных участков общей площадью 139 га, что позволит обеспечить ввод 103,2 тысячи кв.м площади жилья.

Предполагается, что в 2008-2009 гг. основной показатель ввода жилых домов будет обеспечен за счет освоения земельных участков, предоставленных застройщикам до 1 октября 2005 г., т.е. без аукциона с предварительным согласованием места размещения объекта, а также за счет оформления права собственности на построенные, но не сданные в эксплуатацию индивидуальные жилые дома.

Основными проблемами в данном сегменте жилищного строительства наряду с низкими доходами населения и сложной системой выделения участков под застройку являются отсутствие достаточного количества земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в ИЖС и некоторые другие моменты.

Для того чтобы обеспечить ежегодный ввод индивидуального жилья на уровне 60 тысяч кв.м и более, необходимо увеличить темпы оснащения инженерной инфраструктурой земельных участков как минимум в 5 раз.

Мероприятия программы будут направлены на решение задач совершенствования государственной поддержки гражданам (индивидуальным застройщикам, объединениям граждан – строительным кооперативам малоэтажного жилья) при индивидуальном жилищном строительстве. Для этого будет разрабатываться и совершенствоваться нормативно-правовая база в сфере ИЖС. Также будут решаться вопросы, связанные с разработкой типовых проектных и технологических решений в целях индивидуального жилищного строительства, с заключением договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в целях заготовки гражданами древесины на территории республики для строительства индивидуальных жилых домов.

Программой предусматривается софинансирование проводимых муниципальными образованиями мероприятий по комплексному развитию индивидуального жилищного строительства, связанных c подготовкой документов территориального планирования муниципальных образований; формированием земельных участков на территории муниципальных образований для ИЖС; осуществлением мониторинга подготовки местными администрациями земельных участков под ИЖС; строительством инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры на участках, предназначенных для комплексной индивидуальной застройки.

Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации программных мероприятий за счет средств бюджета Республики Карелия в 2008-2010 гг., составит 293,2 млн. рублей, в том числе в 2008 г. – 36,9 млн. рублей, 2009 г. – 118,6 млн. рублей, 2010 г. – 137,7 млн. рублей.

Планируется, что в результате действия Программы будет построено и сдано в эксплуатацию не менее 193,6 тысячи кв. м индивидуального жилья, в том числе в 2008 г. – 60 тысяч кв. м, в 2009 г. – 63,6 тысячи кв.м, 2010 г. – 70 тысяч кв. м. Благодаря индивидуальному жилищному строительству не менее 1680 семей должны улучшить свои жилищные условия.

В течение апреля 2008 г. проект отраслевой целевой программы будет представлен на рассмотрение и утверждение в Правительство Республики Карелия. Ориентировочно в июле Министерство строительства планирует объявить отбор муниципальных образований республики и инвестиционных проектов для предоставления в 2009 г. софинансирования мероприятий по комплексному развитию ИЖС, связанных со строительством инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры на участках, предназначенных для комплексной индивидуальной застройки в рамках отраслевой целевой программы.




04.04.2008 18:17

Следует честно признать, что строить доступное и одновременно качественное жилье в России сегодня не представляется возможным, считает генеральный директор ОАО «Концерн «Росстрой» Анатолий Дворецкий. Рост предложения на строительном рынке Санкт-Петербурга, в частности, тормозится потерей времени застройщиков на многочисленные согласования в различных ведомствах, искусственным наращиванием цен на землю и отсутствием налоговых рычагов для снижения цен на стройматериалы. В итоге строительство обходится в 2 раза дороже, чем в Италии или Германии, сказал он на круглом столе «Зависимость стоимости жилья от его качества».

Федеральное и местное законодательство, несмотря на многочисленные просьбы строителей, не способствует дебюрократизации в отрасли. По мнению А.Дворецкого, Закон о долевом строительстве не помогает ни дольщикам, ни застройщикам. «Непонятно, почему получение разрешения на строительство нельзя организовать по принципу «единого окна», если в городском правительстве есть профильный комитет», - говорит он. Новые временные и финансовые издержки в городе возникают в связи с необходимостью подготовки проектов планировки и межевания территорий.

Как считает А.Дворецкий, в рамках приоритетного национального проекта «Доступное жилье» федеральные власти могли бы ввести налоговые льготы на производство стройматериалов и таможенные льготы на их импорт из стран ближнего зарубежья. По расчетам главы концерна, только за счет снижения НДС можно снизить цены на цемент на 70%.

Еще одним препятствием для удешевления строительства в Петербурге являются аукционы по продаже земельных участков, считает А.Дворецкий. Поскольку приобретение кварталов под застройку доступно только крупному бизнесу, конкуренция на рынке сокращается, что также способствует росту цен.

В то же время, снижение качества во многом связано с тем, что руководители 30% петербургских строительных компаний не являются профессиональными строителями, полагает А.Дворецкий. Для повышения качества, по его мнению, необходимо восстановить систему профессионального образования в строительной сфере.

В связи с недостатком квалифицированных кадров и с целью экономии средств А.Дворецкий предлагает создавать лаборатории и испытательные центры при профессиональных строительных объединениях. С этим предложением не согласен заместитель гендиректора ассоциации «Абетон» Юрий Федоров. Опыт деятельности его ассоциации свидетельствует о том, что проверки качества стройматериалов целесообразнее поручать независимым экспертам.