В Словакии индустриальные парки строят раньше, чем приходят инвесторы


12.02.2008 18:48

В рамках круглого стола Промышленные зоны и транспортная логистика для производства автомобильных компонентов» на международной конференции AUTOINVEST-2008 состоялась специальная презентация: «Промышленные зоны для производства автокомпонентов. Опыт Словакии», которую провел менеджер по работе со странами СНГ Словацкого агентства инвестиций и развития торговли (SARID) Александр Шкурла.

В настоящее время Словакия является крупнейшим в Восточной Европе центром комплектации автомобилей ведущих европейских корпораций – в частности, Volkswagen, Peugeot и Citroen. В 2007 г. здесь было произведено количество автомашин, равное 106 на 1000 жителей страны, что является мировым рекордом.

Как считает Александр Шкурла, этого успеха удалось достичь во многом благодаря опережающему развитию индустриальных парков (технопарков), к которому в Словакии приступили значительно раньше, чем в России. Каждый технопарк предлагается заинтересованному инвестору в полностью завершенном состоянии, вместе с дорожной и энергетической инфраструктурой, связью и Интернетом.

С конца 1990-х гг. в Словакии было построено более 40 индустриальных парков, где осуществляется сборка автомобилей. На их основе сформировано 6 кластеров по производству комплектующих.

Новое развитие словацкого автомобильного производства осуществлялось при финансировании из четырех источников – из так называемых структурных фондов ЕС, созданных для поддержки новых государств-членов; из государственных субсидий; из муниципальных средств; за счет частного капитала. По словам Александра Шкурлы, очень большое значение имела активность муниципальных властей. Благодаря активности местного мэра в одном из городков-спутников Кошице был построен один из крупнейших инвестпарков.

Тем не менее, основная роль в создании современного автопроизводства сыграло правительство Словакии, которое выступало посредником между местными и западноевропейскими фирмами. Отдельным частным компаниям удавалось самостоятельно найти стратегических партнеров в Западной Европе. Однако эти усилия без участия государства продолжались 4-5 лет, прежде чем удавалось подписать соглашение.

Как рассказал Александр Шкурла, на государственном уровне автомобилестроение было признано отраслью, которая поможет возрождению и развитию других отраслей – в частности, производства стекла, пластмасс, развития энергетики и местного машиностроения. Рост автопроизводства и оживление активности в других отраслях экономики обеспечил в Словакии в 2007 г. рост ВВП в размере 8,8%, что сопоставимо с азиатскими странами,

Представитель SARID признает, что секрет успеха состоял также в человеческом ресурсе. «Мы получили инвестиции, поскольку было известно, что мы умеем очень качественно работать», - говорит Шкурла.

В настоящее время SARID рассматривает различные формы партнерства с российскими компаниями.




12.02.2008 18:45

Председатель Комитета науке и высшей школе Александр Викторов озвучил сегодня на заседании городского правительства предложение Министерства образования и науки РФ и Совета ректоров Санкт-Петербурга о строительстве студенческого городка. Проблема назрела давно. Из 208 тысяч студентов петербургских вузов примерно 47% являются приезжими, в том числе иностранцами. Строительство студенческого городка площадью 100 тысяч кв. м и стоимостью порядка 3,5 млрд. рублей решило бы проблему размещения 10 тысяч студентов.

Идею поддержала Валентина Матвиенко. «Подготовка высококвалифицированных кадров - одна из ключевых позиций в конкурентоспособности Петербурга, это наша отличительная особенность, - подчеркнула она. - И в то же время Петербург готовит кадры для всей страны, поэтому госбюджет должен выделить средства для нормального обитания студентов. 3,5 млрд. для федерального бюджета - не так много. Молодежь не должна ютиться по съемным квартирам». По словам губернатора, город готов участие в реализации этого проекта, если он будет включен в федеральную адресно-целевую программу, выделив участок строительства и подготовив инфраструктуру. Кроме того, город может оказать содействие в строительстве спортивного комплекса городка.

«Передайте, пожалуйста, министру Фурсенко, что мы здесь, в Петербурге, не делим образовательные учреждения по принципу «свои» и «федеральные», - попросила Матвиенко присутствовавшего на заседании заместителя министра Исаака Калину, - В прошлом году мы приступили к строительству жилого дома для аспирантов. И теперь просим, чтобы вопрос решился о создании студгородка по возможности в двухмесячный срок».

«Мы понимаем, что времени до принятия городом инвестиционно-адресной программы на 2011-2020 гг. уже почти не остается. Это сложный вопрос, но мы постараемся успеть. Во всяком случае, все ранее данные обещания министерства по общежитиям в Санкт-Петербурге будут выполнены в срок и в полном объеме», - пообещал Калина.

Согласно данным комиссии по проверке хода постановления городского правительства «Об основных мероприятиях по развитию высшей школы Санкт-Петербурга на 2006-2010 гг.», в 2007 г. в пользовании государственных вузов находилось 4,85 млн. кв. м, в том числе 427 тысячи кв. м (8,8%) арендованной площади. Из общей площади 174 тысяч кв. м (3,6%) сдавалось в аренду, а 199 тысячи кв. м (4,1%) находились на капитальном ремонте или реконструкции. Учебно-лабораторные здания занимали 3,24 млн. кв. м (66,7%) общей площади, здания общежитий – 1,33 млн. кв. м (27,3%) Негосударственные вузы занимали 301 тысячи кв. м площади, в том числе 176 тысячи кв. м (58%) арендованной. Из общей площади 240 тысяч кв. м (80%) составляли учебную площадь.