Ленинградская область. Инвентаризация: вопросы без ответов
Реформа местного самоуправления в Ленобласти привела к необходимости перераспределения собственности. Имущество 29 прежних муниципалитетов дробится среди более чем 200 новых муниципальных образований.
В связи с этим «переделом» возникает ряд вопросов, связанных с оценкой и инвентаризацией.
Вопрос первый: когда? Поскольку доходы от использования объектов недвижимости, находящихся на территории того или иного муниципального образования должны составлять основу его бюджета на 2006 год, ясно, что пересчитывать и оценивать то, что имеется в наличие нужно до принятия бюджета, фактически до конца осени. На выполнения этого пласта работ остается не более шести месяцев, но до сих пор неизвестно, когда же процесс инвентаризации и оценки наберет обороты, более того, неизвестно какая оценка имущества должна быть проведена.
Дело в том, что нигде не оговаривается, какая именно стоимость имущества должна быть определена в ходе оценки – инвентаризационная или рыночная. По логике вещей, раз муниципалитеты будут «кормиться» от налоговых поступлений, то, прежде всего, нужно оценить инвентаризационную стоимость объекта. Но, по мнению юристов консалтинговых компаний, если в нормативном акте, каковым является утвержденный губернатором Валерием Сердюковым план реформирования органов местного самоуправления Ленобласти, не указывается, какая именно стоимость должна быть определена, априори считается, что стоимость эта рыночная. Провести полную кадастровую оценку за столь короткое время весьма трудно, но сделать оценку рыночную невозможно ни при каких условиях.
Вероятнее всего, конечно, что проводиться будет все-таки инвентаризационная оценка, но кем она будет делаться пока неизвестно. Николай Емельянов, заместитель председателя Комитета по вопросам государственной службы и местного самоуправления при губернаторе Ленинградской области, высказал предположение, что будет объявлен конкурс среди консалтинговых компаний, победитель которого и будет привлечен к выполнению этой нелегкой задачи. Однако ни сроки проведения этого возможного конкурса, ни принципы определения победителя еще не названы, и когда это будет сделано пока неизвестно.
Агентством экономического развития области были проведены конкурсы на определение кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков садово-огороднического назначения, но, по словам заместителя директора Агентства Александра Козлова, заявок на проведение конкурса по кадастровой оценке объектов недвижимости пока не поступало.
Но даже если будет точно известно, в какие сроки, какую оценку и кто будет проводить, неразрешенным останется вопрос, кто и сколько за это заплатит? Дело в том, что оценщики, охотно предлагающие свои услуги, в том числе и ТПП Ленинградской области, которая готова взять на себя обязанности организатора всего процесса инвентаризации и оценки, вряд ли согласятся работать бесплатно. Финансирование из бюджета вызывает сомнение даже у областных чиновников, а объемы внебюджетных поступлений на нужды инвентаризации, как и многое другое, еще не определены. Кроме того, за инвентаризационную оценку должно платить физическое или юридическое лицо, в чьей собственности находится объект недвижимости, и если оно не желает этого делать, заставить его очень трудно.
Что же даст инвентаризация самим новым муниципальным образованиям? Прежде всего, ясность относительно собственных активов. Муниципалы области тоже делятся на богатых и бедных, и это зависит от местоположения округа – чем ближе к Петербургу, тем завиднее доля. В ходе реформы «расслоение» муниципального сообщества станет еще более заметно: богатые станут жить богаче, бедные, периферийные территории останутся по-прежнему в роли реципиентов. Но зато у них появится помимо исполнения ежедневной рутинной работы еще и высокая цель – сделать свой округ привлекательным для инвесторов, которые смогут пополнить налогами муниципальную казну.
Вероника Шеменева, АСН-Инфо
Вопрос первый: когда? Поскольку доходы от использования объектов недвижимости, находящихся на территории того или иного муниципального образования должны составлять основу его бюджета на 2006 год, ясно, что пересчитывать и оценивать то, что имеется в наличие нужно до принятия бюджета, фактически до конца осени. На выполнения этого пласта работ остается не более шести месяцев, но до сих пор неизвестно, когда же процесс инвентаризации и оценки наберет обороты, более того, неизвестно какая оценка имущества должна быть проведена.
Дело в том, что нигде не оговаривается, какая именно стоимость имущества должна быть определена в ходе оценки – инвентаризационная или рыночная. По логике вещей, раз муниципалитеты будут «кормиться» от налоговых поступлений, то, прежде всего, нужно оценить инвентаризационную стоимость объекта. Но, по мнению юристов консалтинговых компаний, если в нормативном акте, каковым является утвержденный губернатором Валерием Сердюковым план реформирования органов местного самоуправления Ленобласти, не указывается, какая именно стоимость должна быть определена, априори считается, что стоимость эта рыночная. Провести полную кадастровую оценку за столь короткое время весьма трудно, но сделать оценку рыночную невозможно ни при каких условиях.
Вероятнее всего, конечно, что проводиться будет все-таки инвентаризационная оценка, но кем она будет делаться пока неизвестно. Николай Емельянов, заместитель председателя Комитета по вопросам государственной службы и местного самоуправления при губернаторе Ленинградской области, высказал предположение, что будет объявлен конкурс среди консалтинговых компаний, победитель которого и будет привлечен к выполнению этой нелегкой задачи. Однако ни сроки проведения этого возможного конкурса, ни принципы определения победителя еще не названы, и когда это будет сделано пока неизвестно.
Агентством экономического развития области были проведены конкурсы на определение кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков садово-огороднического назначения, но, по словам заместителя директора Агентства Александра Козлова, заявок на проведение конкурса по кадастровой оценке объектов недвижимости пока не поступало.
Но даже если будет точно известно, в какие сроки, какую оценку и кто будет проводить, неразрешенным останется вопрос, кто и сколько за это заплатит? Дело в том, что оценщики, охотно предлагающие свои услуги, в том числе и ТПП Ленинградской области, которая готова взять на себя обязанности организатора всего процесса инвентаризации и оценки, вряд ли согласятся работать бесплатно. Финансирование из бюджета вызывает сомнение даже у областных чиновников, а объемы внебюджетных поступлений на нужды инвентаризации, как и многое другое, еще не определены. Кроме того, за инвентаризационную оценку должно платить физическое или юридическое лицо, в чьей собственности находится объект недвижимости, и если оно не желает этого делать, заставить его очень трудно.
Что же даст инвентаризация самим новым муниципальным образованиям? Прежде всего, ясность относительно собственных активов. Муниципалы области тоже делятся на богатых и бедных, и это зависит от местоположения округа – чем ближе к Петербургу, тем завиднее доля. В ходе реформы «расслоение» муниципального сообщества станет еще более заметно: богатые станут жить богаче, бедные, периферийные территории останутся по-прежнему в роли реципиентов. Но зато у них появится помимо исполнения ежедневной рутинной работы еще и высокая цель – сделать свой округ привлекательным для инвесторов, которые смогут пополнить налогами муниципальную казну.
Вероника Шеменева, АСН-Инфо
Цены на содержание и текущий ремонт жилых домов в Санкт-Петербурге с 1 июля вырастут на 5,7% и составят 8,78 рублей за квадратный метр. Но этому есть объяснения.
Глава Жилищного комитета Юнис Лукманов на пресс-конференции, состоявшейся вчера в ИА «Росбалт», постарался объяснить журналистам, почему такое повышение неизбежно и, более того, необходимо.
Напомним, что 24 мая на заседании городского правительства были приняты проекты законов «О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов» и «О региональных стандартах в жилищной сфере». В ближайший четверг состоится их первое обсуждение Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Нет никаких сомнений, что депутаты одобрят законопроекты в самые короткие сроки.
Повышение платы за квартиру зиждется отнюдь не на глиняных ногах. С одной стороны, оно упирается в необходимость исполнения буквы нового Жилищного кодекса, предписывающего к июлю 2006 года перейти к стопроцентной оплате гражданами жилья и коммунальных услуг. С другой стороны, нынешнее состояние жилищного фонда оставляет желать лучшего.
Цифры, приведенные Юнисом Лукмановым в подтверждение этого, неприятно поражают – каждый седьмой жилой дом (15% всего фонда) требует комплексного капитального ремонта, 60 % домов нуждаются в выборочном капремонте. Именно на приведение домов в более-менее благопристойный вид и планируется потратить 60 млн рублей, которые по прогнозам должны пополнить городской бюджет вследствие июльского повышения цен.
Ступенчатый переход к полной оплате услуг ЖКХ должен смягчить петербуржцам осознание того, что рынок пришел и в их собственные квартиры. Новое повышение цен до экономически обоснованных инженерно-экономическим университетом 10,98 рублей за квадратный метр ожидается только через год, льготы сохраняются, жители аварийных и ветхих домов оказываются даже в выигрыше – с них не станут требовать платы за текущий ремонт, обитатели коммуналок будут оплачивать 50% от тарифа.
В доказательство того, что горожанам не стоит корить судьбу и власти за повышение тарифов на содержание жилищного фонда, Юнис Лукманов привел пример Ленинградской области, где стоимость жилищных услуг на 20% выше, чем в Питере, а средняя зарплата в два раза меньше. К сожалению, он не уточнил, сколько жителей области пользуются дотациями из бюджета.
В принципе, ситуация с ростом цен объяснима и понятна. Но грядет беда, откуда не ждали. Уже к концу осени (или в январе 2006, или, в крайнем случае, в июле) в квитанциях на оплату квартиры появится новая строка – плата за наем (для ответственных квартиросъемщиков) или за капитальный ремонт (для собственников жилья). Мы-то, глупые, считали, что суммы, выплачиваемые ежемесячно, и есть этот самый наем с капремонтом вкупе. Развеял иллюзии председатель Жилищного комитета. Оказывается, плата за наем – это отчисление на постройку новых домов, в которые съемщики смогут переехать, когда их нынешнее жилище будет признано непригодным для постоянного проживания. А оплата капитального ремонта пойдет на то, чтобы дом, где проживает собственник жилья, служил долгие годы многим поколениям его наследников. Плюс ко всему в связи с набирающей обороты реформой ЖКХ придется оплачивать и управление домом, что приметно будет составлять 5% от стоимости предоставляемых услуг.
Вероника Шеменева, АСН-Инфо
Напомним, что 24 мая на заседании городского правительства были приняты проекты законов «О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов» и «О региональных стандартах в жилищной сфере». В ближайший четверг состоится их первое обсуждение Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Нет никаких сомнений, что депутаты одобрят законопроекты в самые короткие сроки.
Повышение платы за квартиру зиждется отнюдь не на глиняных ногах. С одной стороны, оно упирается в необходимость исполнения буквы нового Жилищного кодекса, предписывающего к июлю 2006 года перейти к стопроцентной оплате гражданами жилья и коммунальных услуг. С другой стороны, нынешнее состояние жилищного фонда оставляет желать лучшего.
Цифры, приведенные Юнисом Лукмановым в подтверждение этого, неприятно поражают – каждый седьмой жилой дом (15% всего фонда) требует комплексного капитального ремонта, 60 % домов нуждаются в выборочном капремонте. Именно на приведение домов в более-менее благопристойный вид и планируется потратить 60 млн рублей, которые по прогнозам должны пополнить городской бюджет вследствие июльского повышения цен.
Ступенчатый переход к полной оплате услуг ЖКХ должен смягчить петербуржцам осознание того, что рынок пришел и в их собственные квартиры. Новое повышение цен до экономически обоснованных инженерно-экономическим университетом 10,98 рублей за квадратный метр ожидается только через год, льготы сохраняются, жители аварийных и ветхих домов оказываются даже в выигрыше – с них не станут требовать платы за текущий ремонт, обитатели коммуналок будут оплачивать 50% от тарифа.
В доказательство того, что горожанам не стоит корить судьбу и власти за повышение тарифов на содержание жилищного фонда, Юнис Лукманов привел пример Ленинградской области, где стоимость жилищных услуг на 20% выше, чем в Питере, а средняя зарплата в два раза меньше. К сожалению, он не уточнил, сколько жителей области пользуются дотациями из бюджета.
В принципе, ситуация с ростом цен объяснима и понятна. Но грядет беда, откуда не ждали. Уже к концу осени (или в январе 2006, или, в крайнем случае, в июле) в квитанциях на оплату квартиры появится новая строка – плата за наем (для ответственных квартиросъемщиков) или за капитальный ремонт (для собственников жилья). Мы-то, глупые, считали, что суммы, выплачиваемые ежемесячно, и есть этот самый наем с капремонтом вкупе. Развеял иллюзии председатель Жилищного комитета. Оказывается, плата за наем – это отчисление на постройку новых домов, в которые съемщики смогут переехать, когда их нынешнее жилище будет признано непригодным для постоянного проживания. А оплата капитального ремонта пойдет на то, чтобы дом, где проживает собственник жилья, служил долгие годы многим поколениям его наследников. Плюс ко всему в связи с набирающей обороты реформой ЖКХ придется оплачивать и управление домом, что приметно будет составлять 5% от стоимости предоставляемых услуг.
Вероника Шеменева, АСН-Инфо