Треть жалоб, поступающих в УФАС РФ по Петербургу, связана госзаказом на строительные работы


14.02.2011 11:28

В 2010 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Санкт-Петербургу (УФАС СПб) поступило 1190 жалоб и обращений в связи с признаками нарушений при размещении госзаказа и проведении торгов. В том числе 601 (51%) в связи с реализацией госзаказа для федеральных нужд, 524 (44%) жалобы по госзаказу для нужд субъектов РФ (Петербурга и Ленобласти) и 65 (5%) по торгам и конкурсам, где в качестве госзаказчика выступали районные власти Петербурга.

При этом примерно треть жалоб, по словам заместителя руководителя управления ФАС по Петербургу Ирины Соколовой, связана со строительными работами по госзаказу, передает корреспондент АСН-Инфо. Как рассказала представитель управления, большое число жалоб поступает на действия операторов электронных торгов. Такие жалобы перенаправляются для рассмотрения в центральном аппарате ФАС. Факты признания вины операторов имеются. Но, вместе с тем, по ее словам, в руководстве ФАС существует понимание необходимости совершенствования правил организации торгов (создания единых регламентов), развития центров предоставления электронных подписей и пр.

Что же касается жалоб по госзаказу, которые рассматриваются на уровне петербургского УФАС, то большая часть излагаемых в них претензий связана с необоснованными требованиями к заявкам участников и самим участникам, оспариваются действия комиссий по рассмотрению заявок, а также способ размещения заказа и действия заказчика, уклоняющихся от подписания контрактов. «Бывают и жалобы на ограничения конкуренции, когда оспариваются невыполнимые условия контрактов, - отметила И. Соколова. – Но, к сожалению, доказать это очень сложно».

Исключительно отраслевое «строительное» требование, вызывающее наибольшее число жалоб – это требования, предъявляемое к опыту организации – участника конкурса или сотрудников этой организации. Например, заказчик мог потребовать от потенциального участника торгов или конкурса на строительства детского сада предоставить акт ввода в эксплуатацию здания детского сада, мотивируя это якобы существующей спецификой строительства детских садов.

Однако, как уточнила И. Соколова, согласно недавно утвержденному классификатору Минэкономразвития РФ, вступившего в силу с 1 февраля 2011 г., эта проблема снята. Теперь требования к опыту работы в области строительства и реконструкции можно предъявлять только в рамках укрупненной классификатором схеме, делящей их на три вида: работы по строительству и реконструкции особо опасных объектов, по всем остальным капитальным зданиям и сооружениям и некапитальным сооружениям.

Кроме того, специалисты УФАС отмечают новую тенденцию предъявления неоднозначных с точки зрения закона требований к участникам торгов и конкурсов по госзаказу, когда в заявках участников просят указать характеристики строительных материалов и оборудования, которые будут использованы при реализации заказа.

Госзаказчики, в свою очередь, по-прежнему жалуются на демпинг со стороны участников конкурсов и торгов. Это справедливые сожаления, бороться с которыми, как считает И. Соколова, нужно при помощи реестра недобросовестных поставщиков, страхования и обеспечения сделок банковскими гарантиями.

ИСТОЧНИК: АСН-инфо



14.02.2011 11:19

Новые нормативы цены строительства объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, подготовленные Минрегионом, на основании которых российские субъекты теперь будут обязаны формировать свои заявки уже в бюджет 2012 г., и которые не обновлялись почти 20 лет, вступают в силу. До последнего времени действовали устаревшие подходы конца 80-х годов, менялся лишь годовой коэффициент с поправками на инфляцию и т. д. Недавно подобному же обновлению подверглись и нормативы по срокам госстройки, пишет сегодня «Коммерсант».

Как пояснил заместитель министра регионального развития РФ Константин Королевский, принятие новых сборников не позволит заказчикам и проектировщикам, как раньше, раздувать конечную стоимость строительства и затягивать сроки возведения объектов.

«Цель показателей - еще на стадии бюджетного планирования «определить масштаб бедствия»: понять, сколько все-таки реально нужно денег из федеральной казны на строительство дорог, школ, больниц и других объектов без «откатов», административных барьеров, «хотелок» монополистов и прочих но, ранее ложившихся в цену квадратного метра или километра», - отмечает замминистра. По его словам, финальная цена смет госстроек до недавнего времени была похожа «на дрейфующую льдину» - «никто до последнего не мог назвать, к какому берегу прибьется смета на госзаказ». «Стало популярным на стадии экспертизы бесконечно уточнять проектные решения и накручивать сверху от стартовой цены от 15 до 200%», - поясняет он.

В расчетную цену Минрегион заложил все строительно-монтажные работы, накладные расходы, сметную прибыль, затраты на проектно-изыскательские работы, экспертизу проекта, строительный контроль и т. д. В числе неучтенного: плата за землю, земельный налог в период строительства, плата за подключение к внешним инженерным сетям, стоимость подготовки территории под застройку. Теперь при формировании бюджетной заявки эти показатели должны будут расписываться отдельно и рассчитываться, согласно анализу ранее реализованных проектов-аналогов. Как разъясняет К. Королевский, сделано это для того, чтобы те, кто будет формировать бюджетную заявку, могли «разложить объект как конструктор» и при желании вычленить из норматива те показатели, которые не нужны при возведении конкретной школы, моста или дороги. Например, если субъект берет на себя обязательства по отделке дома культуры, то приведенный в нормативе показатель можно уменьшить на соответствующую величину.

О том, сколько же денег удастся сэкономить федеральному бюджету, можно будет говорить уже с 2012 г. Поскольку укрупненные нормативы будут предельными и «ползти вверх», как уверяют в Минрегионе, не смогут, то легко, сравнив бюджетную заявку субъекта на тот или иной объект с окончательными суммами, которые раньше тратились при возведении аналогичного объекта, можно будет наконец узнать «масштаб бреши, пробитой в казне». Нормативы, как рассчитывают в Минрегионе, позволят повысить точность бюджетного планирования «не менее чем на 20-30%, а по ряду объектов и вовсе в разы». «Если субъект, к примеру, принимает решение выделить участок под застройку роддома в 15-20 км от имеющихся сетей и затем повесить цену прокладки этих коммуникаций на федеральную казну, то ему придется немало попотеть, чтоб объяснить, почему он не включил мозги раньше и не нашел под столь важный социальный проект более оптимальный участок», - поясняет К. Королевский.

В основу расчета нормативов цены строительства вошел мониторинг смет и проектных решений объектов в субъектах РФ, которые были построены за последние 3-4 года. Как поясняют в Минрегионе, сама база неокончательна и перечень объектов будет расширяться, их номенклатура уточняться. Минрегион также впервые будет анализировать и стоимость расходных материалов. С середины II квартала 2011 г. будет запущена единая база данных стоимости основных ресурсов, применяемых в строительстве. В основу мониторинга лягут более 400 показателей, которые в структуре стоимости строительства достигают 80%: кирпич, цемент и т. д. «Теперь любой желающий сможет зайти на сайт и найти наиболее приемлемое по цене и своим техническим характеристикам решение. Если, к примеру, одна и та же тротуарная плитка с абсолютно идентичными характеристиками в Саратове стоит в 2,5 раза дешевле, чем в соседней Пензе, то зачем же госбюджету тратить больше, если даже с учетом доставки ее проще привести в ту же Пензу и вымостить сквер перед школой за меньшие деньги?» - отмечают в Минрегионе.

ИСТОЧНИК: АСН-инфо