Общественный совет КГИОП одобрил концепцию реставрации Александровского дворца в Пушкине
Общественный совет по культурному наследию при Комитете государственного использования и охране памятников (КГИОП) правительства Петербурга одобрил концепцию реставрации Александровского дворца в Пушкине с целью приспособления его под музей. Как сообщает корреспондент АСН-Инфо, решение принято единогласно. По мнению директора ГМЗ «Царское село» Ольги Таратыновой, являющегося заказчиком проекта концепции, в пик туристического сезона музей способен привлекать внимание не менее 800 посетителей в час. Так, Екатерининский дворец в Пушкине посещает порядка 1000 человек в час, уточнила она.
Несмотря на то, что реставрация Екатерининского дворца и Екатерининского парка еще не завершена, теперь основные силы реставраторов предполагается перенаправить на работы в Александровском дворце и парке. Дворцы отделяет порядка
Как заметила в свою очередь глава КГИОП Вера Дементьева, завершение работы над концепцией реставрации, должно способствовать принятию решения о предоставления федерального финансирования.
Передача дворца в музейный оборот, как подчеркнул рецензент проекта Александр Леонтьев, является одним из важнейших событий в истории петербургской реставрации, которое сулит множество открытий. «Что там можно найти, когда начнутся работы по раскрытию, предугадать невозможно, - заметил он, посоветовав обратиться за помощью в историко-архивной работе к эмигрантским кругам. – По существу, столь масштабных и значимых объектов для реставрации, объектов, на которых реставрационных работ в прежние годы не велось, не считая Нижней Дачи, у нас больше нет».
По словам О. Таратыновой, в основу концепции положена задача по созданию экспозиций времен Николая II. Как известно, Александровский дворец, построенный по заказу Екатерины II в подарок внуку Александру I архитектором Джакомо Кваренги, на протяжении многих лет был излюбленной загородной резиденцией Романовых. В нем Николай II подписал отречения от трона и вместе с семьей провел последние дни до отправки в Тобольск в
В распоряжении реставраторов имеется подробнейшая опись, составленная в 20-е годы прошлого века первым директором музея В. Яковлевым. Имеются образцы почти всех тканей, использованных в интерьере, транспликация развески картин и расстановки мебели, рисунки и черно-белые фотографии, а также кинодокументальные записи. Единственная проблема с точки зрения восстановительных работ представляет точное определение колеров внутренней отделки помещений.
Помимо отреставрированных на сегодняшний день Полукруглого, Портретного залов и Мраморной гостиной, составляющих парадную анфиладу в центральной части дворца, хорошо сохранилась отделка помещений в восточном крыле – апартаментов семьи последнего императора: Малиновая, Сиреневая и Палисандровая гостиная Александры Федоровны, Приемная и Большой парадный кабинет Николая II на первом этаже, а также комнаты детей на втором этаже. Интерьер данных помещений был выполнен в различных стилях, в соответствии с пожеланиями заказчика. В музейных фондах сохранилось порядка 200 подлинных предметов мебели и обихода, из которых не передано для размещения во дворце только 24 предмета.
По словам Никиты Явейна, руководителя архитектурной мастерской «Студия 44», выступившей в качестве разработчика концепции, подвальные помещения дворца имеют высоту 150-
Со стороны внутреннего двора, в центральной части каре, планируется организовать 2 входа, разделив потоки групповых экскурсантов и отдельных посетителей. Лестничные пролеты планируется дополнить вторыми маршами, так как они весьма узки, и лифтами. Пробивка для них будет осуществлена в тех местах, где утрачены подлинные перекрытия. Кроме того, в оконных проемах первого этажа планируется создать приямки для спуска маломобильных групп экскурсантов, а также для загрузки музейных экспонатов и продуктов кафе и магазина.
Часть помещений западного крыла планируется отвести под помещения Историко-культурного фонда «Александровский дворец», а часть восточного крыла – под размещение детского центра.
В конце марта
«За
Основные реставрационные работы проходят в зрительном зале. Мастера воссоздают позолоту скульптурно-декоративных элементов. Для реставрации декора используется два способа нанесения на поверхность тончайших листочков сусального золота: золочение на полимент и на гульфарбу. Полиментное золочение придаст дополнительный объем и блеск объемным частям папье-маше. Для матового блеска используется золочение на гульфарбу.
«Все пространство помещения разделено на зоны. Каждый ярус зрительного зала закрыт для того, чтобы создать все необходимые температурные и технические условия для восстановительных работ. Для золочения используется золото высшей пробы толщиной всего в несколько микрон. И каждое колебание воздуха мешает работе мастеров», - уточнил представитель генерального подрядчика.
В центре зрительного зала установлено ограждение для самого массивного интерьерного украшения Большого театра - трехъярусной люстры весом более 2 т. Диаметр этого трехъярусного украшения составляет
На установленных лесах под потолком зрительного зала реставраторы и художники возвращают первоначальный вид живописному плафону «Аполлон и музы».
Особое внимание уделяется восстановлению акустики Большого театра. Для отделки зрительного пространства была выбрана резонансная ель. Из такой древесины создаются инструменты для музыкантов. Специалистам удалось восстановить поврежденные детали деревянных элементов из резонансной ели и воссоздать новые акустические панели взамен утраченных.
«Каждый мастер работает над тем, чтобы воссоздать подлинный облик Большого театра, украшенного, по словам Альберта Кавоса, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Мы хотим, чтобы каждый зритель, входя в это пространство, ощущал себя как театрал XIX в. И хотя все работы в зале будут завершены только летом, мы ждем марта, когда начнут демонтировать леса и можно будет увидеть восстановленные во всем своем великолепии лепные украшения зрительного зала», - заявил М. Сидоров, сообщает пресс-служба Инвестиционной группы «Сумма Капитал».