Эксперт: Жилищное строительство России тормозят как на коррупционные, так и на идеологические препятствия


27.09.2010 12:19

Развитие земельного и градостроительного права содержит внутренние противоречия, что не способствует эффективному освоению территорий для строительства жилья, развития промышленности и инфраструктуры, отметила на Всероссийском жилищном конгрессе декан факультета экономики недвижимости АНХ РФ Елена Иванкина.

С одной стороны, при разрешении противоречий между Земельным и Градостроительным кодексами законодатели настроены на отмену категорийности земли, что означает сдвиг в сторону градостроительного права. С другой стороны, в городах использование земли осложнено дефектным развитием системы земельного кадастра. Кроме того, по сведениям эксперта, во многих регионах России «идут бешеные споры» о разграничении региональной собственности и собственности городских МО на земли. При этом муниципальные власти на практике не заинтересованы в создании прозрачной системы землепользования, поскольку это ограничит возможности получения теневых доходов от предоставления разрешений.

Освоению крупных земельных массивов в целях жилищного строительства препятствует стоимость земли, которая искусственно повышается в силу догматичного применения рыночных механизмов. Как считает Е.Иванкина, ограничение возможности приобретения земли в собственность механизмом аукционами сужает возможности развития территорий и повышает инвестиционную себестоимость строительства. Введение аукционов, по ее словам, неадекватно повысило стоимость земли даже в регионах с огромными масштабами неосвоенных площадей – например, в Ханты-Мансийском национальном округе.

Вовлечение земель в хозяйственный оборот тормозится и по иным идеологическим причинам. Так Е.Иванкина оценивает проект поправки в закон «О садоводческих товариществах», внесенный Минрегионом. Согласно этой новации, создание дачных объединений и соответственно, строительство жилых домов для постоянного проживания разрешается только в границах населенных пунктов. Тем самым от полноценного освоения «защищаются» земли сельхозназначения, львиная доля которых фактически заброшена.

При нынешней стоимости земли жилье для 70% населения России сделать доступным не удастся, считает Е.Иванкина. По ее мнению, правительству страны следует разработать не только стимулы для ипотеки, но и специальные программы строительства малогабаритного жилья, а также дорожной инфраструктуры для развития малых городов. Обязательным условием успеха правительственных инициатив, направленных на строительство массового жилья, является неотложное совершенствование законодательства о землепользовании, подчеркивает эксперт.

ИСТОЧНИК: АСН-инфо



27.09.2010 12:12

Одной из составляющих закона №261-ФЗ «Об энергоэффективности» является введение системы учета потребляемых ресурсов. Приборами учета воды, тепла, электроэнергии и газа уже с января 2011 г. должны быть оснащены все производственные здания и сооружения. А с 2012 г. эти требования будут распространены и на жилье. Тем не менее, до сих окончательно непонятно, кто и из каких источников будет оплачивать установку приборов.

По словам председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга Олега Тришкина, приборы учета должен устанавливать потребитель, причем за свой счет. То есть для ресурсоснабжающей организации потребителем является управляющая компания (УК), которая в свою очередь является поставщиком коммунальных услуг для частных лиц. Таким образом, приборы учета в квартирах должны устанавливать граждане, а УК — на вводе в дом. Однако не все так однозначно, как утверждает чиновник, поскольку если УК не сделает этого в течение 2011 г., то это обязанность возлагается на ресурсоснабжающую организацию.

В итоге получается, что УК могут сознательно затягивать вопрос об установке приборов, чтобы расходы на нее взяла на себя снабжающая организация. Однако поставщики ресурсов пока не совсем понимают, на какие средства им выполнять этот закон.

Законодательство в этой сфере несколько однобоко, считает главный инженер ОАО «ЛОЭСК» Николай Бурдуков. По его словам, оно предъявляет большие требования к энергетикам и практически никаких – к потребителям. В частности, это касается внедрения приборов общедомового учета. «Жилищные УК ссылаются на нехватку средств. А закон 261-ФЗ обязывает электросетевые компании оборудовать сети потребителя приборами учета, если потребитель не может сделать это сам. Потом в течение нескольких лет он должен компенсировать нам эти затраты. Но некоторые УК за это время могут просто исчезнуть с рынка», - говорит он.

По данным гендиректора ГУП «ТЭК СПб» Александра Исаева, сейчас лишь около 20% петербургских домов оснащены узлами учета теплоэнергии. При этом требуется установить около 10 тысяч счетчиков. «По деньгам это более 2,5 млрд. рублей. Вопрос в том, где сейчас взять эти деньги? В Москве, к примеру, есть решение – через тариф. В Петербурге рассматривается вариант – необходимые деньги привлечь через кредит с возвратом через 5 лет», - рассказывает он.

Однако гендиректор энергосервисной компании «Энергоконтроль» Александр Борошнин обращает внимание, что в законе указано, что компенсация затрат на установку приборов учета (т.е. процентной ставки по кредиту, который привлечет организация) будет осуществляться на уровне ставки рефинансирования. Но при этом не обязательно, что банк предоставит кредит на эти цели по этой ставке. Кто компенсирует разницу – неизвестно.

По мнению А.Борошнина, есть несколько вариантов решения проблемы. Это может быть и господдержка, то есть государство может выступить либо как заказчик, либо как гарант того, что та или иная УК оплатит эти работы. Может быть рассмотрен и иной вариант, например создания специального страхового фонда для УК. Кроме того, возможно ужесточение входных барьеров для создания УК, например повысить требования к размеру уставного капитала, пишет «РБК daily».

ИСТОЧНИК: АСН-инфо