Объем свободных офисных площадей благодаря активному спросу снизился до 15,1%


09.08.2010 16:09

Резкое падение доли вакантных площадей на офисном рынке во втором квартале 2010 г. отмечено аналитиками Jones Lang LaSalle. По данным последнего отчета компании объем свободных площадей благодаря активному спросу снизился до 15,1% (по сравнению с 19,6% на конец 2009 г.). Это свидетельствует о начале общего снижения доли вакантных площадей и росте офисного рынка в целом.

«Зафиксированное снижение вполне может оказаться «первой ласточкой» ожидаемого тренда по сокращению вакантных площадей и укреплению рынка, комментирует ситуацию член совета директоров компании Jones Lang LaSalle Андрей Постников. - После 2010 г. нас ожидает резкое снижение выхода новых площадей, в то время как объем поглощения будет только нарастать. Объем свободных площадей может еще незначительно корректироваться в III и IV кварталах 2010 г., достигнув коридора 15,5-16,0%. Однако после этого количество пустующих площадей начнет снижаться уже безвозвратно в рамках текущего цикла».

Итоги I-го полугодия 2010 г. показывают, что восстановление рынка происходит быстрее, чем ожидалось в конце 2009 г. Тогда предполагалось, что замораживание проектов во время экономического спада приведет к сокращению предложения в 2011 г., что, в свою очередь, должно было привести к существенному снижению доли вакантных площадей. Однако, как отмечают эксперты компании Jones Lang LaSalle, подобное сокращение происходит уже сейчас, говорится в отчете.

«Основная причина снижения объема свободных площадей кроется в резком увеличении спроса как со стороны государственных, так и частных российских и международных компаний, продолжает А. Постников. - Среди наиболее значимых сделок можно отметить покупку корпорацией «РусГидро» офисного здания на ул. Малая Дмитровка; а среди арендаторов фигурировали и международные компании (Panasonic, Avon, Nycomed), и российские («Акрон» и «АйТи»). При такой активности во II квартале не было введено ни одного здания Класса А или B, и резкое снижение вакансии в этих классах потянуло вниз уровень вакансии в целом», заключил эксперт.

Объем купленных и арендованных площадей во II квартале 2010 г. составил 406 850 кв. м. В целом за полгода этот показатель достиг 718 650 кв. м, почти в 2 раза превысив аналогичный показатель 2009 г При этом объем завершенных проектов в I-м полугодии был на 69% ниже, чем годом ранее, и стал самым низким с конца 2004 г. Такая динамика положительно сказывается на доходах собственников.

Комбинация укрепляющегося спроса и сокращения объема свободных площадей привела к росту базовых ставок аренды. Базовые ставки Класса A выросли на 10-15% и в большинстве случаев находятся в диапазоне 500-700 долларов за кв. м в год. Ставки Класса B+ составили 400-500 долларов за кв. м в год, что примерно на 15-20% больше по сравнению с предыдущим кварталом. Ставки Класса В- достигли уровня 250-400 долларов за кв. м в год, что на 10-15% больше, чем кварталом ранее. После роста в I-м квартале максимальные ставки аренды остались на уровне 800 долларов за кв. м. Свободные помещения в основном представлены новыми проектами, которые еще не успели найти арендаторов, а также менее конкурентоспособными зданиями.

«Объем купленных и арендованных площадей за I -е полугодие 2010 г практически сравним с докризисными показателями. На фоне снизившихся темпов роста предложения это приводит к восстановлению арендных ставок, прежде всего в наиболее качественных офисных проектах, предложение которых остается ограниченным», считает руководитель отдела аналитики рынка офисной и складской недвижимости Jones Lang LaSalle Ольга Рыбакова.

 

ИСТОЧНИК: АСН-инфо



09.08.2010 15:50

В кризис продажи стройматериалов застройщикам упали на 40–50%. Поставщики ищут новые способы привлечения клиентов с расчетом на будущее. Строительный торговый дом «Петрович», специализирующийся на продаже стройматериалов в сегменте В2В, предлагает девелоперам расплачиваться за товары квартирами.

Сейчас доля поставок крупным клиентам в общем обороте «Петровича» составляет 3–5%. В компании планируют ее увеличить, привлекая новых клиентов. Зарабатывать «Петрович» рассчитывает и на продаже квартир.

Компания будет поставлять застройщикам не только цемент и кирпич, но и отделочные материалы. «Строительные компании будут сами приобретать отделочные материалы, а расплачиваться за них, скорее всего, будут готовыми квартирами», - считает исполнительный директор «СТД «Петрович» Виктор Адамов.

«Производители товаров требуют оплаты наличными, поэтому застройщикам бартер должен быть интересен», - считает собственник торгового дома «Вимос» Владимир Гурьев. Однако «Вимос» по бартерным схемам никогда не работал. «С застройщиками нужно держать ухо востро: далеко не всегда дома сдаются вовремя», - предупреждает Владимир Гурьев.

«Петрович» будет продавать квартиры до сдачи домов в эксплуатацию: это позволит оплатить товары, поставленные застройщикам. Договариваться о бартере поставщики также могут на завершающей стадии строительства. Однажды прибегнув к бартерной схеме, предлагаемой «Петровичем», девелоперы, скорее всего, в дальнейшем вынуждены будут работать по ней. Так как договоры с производителями будет заключать СТД «Петрович», он со временем получит значительные скидки за объем покупаемой продукции. Некрупному девелоперу такой дисконт сразу получить не удастся.

Обычно застройщики на бартер идут неохотно. «На него соглашаются только те, у кого нет другого выхода», - убежден генеральный директор строительной компании «Прагма» Денис Литов.

Крупные игроки рынка— ЛСР, ЛенСпецСМУ, RBI - к такому бартеру не обращаются. Компании, получающие квартиры по бартеру, продают их в среднем на 10% дешевле, по сути, занимаясь демпингом, говорят застройщики. Это негативно сказывается на ситуации на рынке. Большинству крупных девелоперов невыгодно работать по схеме обмена стройматериалов на квартиры, поэтому процент бартерных квартир они всегда стараются держать минимальным.

Есть и более критичные мнения. «Покупка бартерных квартир может оказаться рискованной - эти схемы иногда используются мошенниками.

Тем не менее, в кризис к бартеру пришлось обратиться даже тем, кто никогда его не практиковал. «Мы это применяли как некую антикризисную меру, когда было все плохо», - рассказывает генеральный директор «Ленстройтреста» Александр Лелин. В конце 2008 г. и первой половине 2009 г. компания навязывала поставщикам и подрядчикам вместе с деньгами квадратные метры, однако позже, когда ситуация стабилизировалась, отказалась от бартерных схем, передает «Деловой Петербург».

 

ИСТОЧНИК: АСН-инфо