НГГ разрабатывает национальную градостроительную доктрину
Как рассказал на VII Всероссийской конференции «Градостроительство и планирование территориального развития России» президент Национальной гильдии градостроителей (ННГ) Максим Перов (Москва), в настоящее время специалисты институтов, вошедших в организацию, разрабатывают Национальную градостроительную доктрину. «Этот документ будет содержать совокупность принципов, используемых в качестве программы действий», - сообщил он.
В доктрину, по замыслу ее авторов, должны быть включены основные определения, которые были проигнорированы разработчиками Градостроительного кодекса. В частности, в нем отсутствуют такие понятия, как «градостроительство», «урбанистика», «город», «агломерация», «общественное пространство», «улица» и др.
Восстановление базовых понятий должно заменить ныне используемые «понятия-пустышки», например, «городской округ». Этот термин, с подачи авторов Градкодекса используется по сути произвольно, и ничего определенного не отражает: например, «городским округом» считается архипелаг Новая Земля.
Основной принцип нового документа состоит в том, что стратегия развития должна быть первична по отношению к градостроительству. Актуальность этого тезиса обнаружилась в период кризиса, когда оказалось, что единственным надежным заказчиком является государство, подчеркнул М.Перов.
Исходя из этого, помимо региональных территориальных планов, должен быть составлен общефедеральный территориальный план, в которым необходимо совместить уже разработанные ведомственные и региональные планы развития, существующие сегодня в отрыве друг от друга. Таким образом, вторым основополагающим принципом должен быть комплексный подход к градостроительству.
Его применение, как пояснила заместитель председателя совета НГГ, гендиректор ГК «Град» (Омск) Анна Береговских, позволит разработать целевые программы, ставящие конкретные цели перед регионами и МО, с учетом реальных потребностей и возможностей. На уровне субъектов РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности должны быть интегрированы, по ее словам, в более комплексные документы – информационные системы управления градостроительным развитием территорий. Для этого необходимо внести изменения как в «Стратегию 2020», так и в проект программы «Информационное общество», считает эксперт.
На базе НГГ уже разработаны проект поправок к Градкодексу РФ, законопроекты о нормах градостроительного проектирования, о комплексном градостроительном проектировании, о создании 3-уровневой системы УГРТ, рассказала А.Береговских.
Разработчики доктрины не будут дожидаться регистрации НГГ в качестве саморегулируемой организации. Как рассказал АСН-инфо М.Перов, доктрина в качестве законодательной инициативы может быть внесена обладающей соответствующим правом Российской академией строительных наук (РАСН).
Сегодня международное жюри подвело итог конкурса на лучший проект Дворца танцев Бориса Эйфмана. Как ранее сообщало АСН-инфо, на конкурс были представлены проекты российского ООО «Земцов, Кондиайн и партнеры» и трех европейских компаний – норвежской Snohetta, французской Ateliers Jean Nouvelle и голландской UN Studio.
Здание Дворца танцев входит в многофункциональный комплекс «Набережная Европы», инвестором которого является ЗАО «ВТБ Девелопмент». Победителем конкурса на проект жилой и коммерческой застройки комплекса, который будет построен на месте производственных мощностей ОАО «Технохим», ранее был признан альянс архитектурных мастерских Евгения Герасимова (Санкт-Петербург) и Сергея Чобана (Германия).
Как напомнила на пресс-конференции губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, здание Дворца танцев должно быть органично вписано в проект Герасимова-Чобана, который гармонирует с классической архитектурой петербургских набережных. Победители конкурса по проекту «Набережная Европы» предусмотрели расположение театра таким образом, чтобы сохранить визуальные оси на Князь-Владимирский собор и на Петропавловскую крепость. При этом площадь перед зданием была сформирована в виде эллипса, сужающегося к востоку в сторону пл. Лихачева.
В проекте Ю.Земцова и М.Кондиайна здание Дворца в основании имело форму пятиугольника, с рядом несущих колонн вдоль фасада своеобразной многоугольной формы. Проект Snohetta представлял собой две совмещенных узкими сторонами трапеции. Жану Нувелю будущий театр представлялся полушаровидным.
Победителем был признан проект UN Studio. Его криволинейный силуэт напоминает сидящую птицу, спрятавшую голову под крыло. Под плавно скошенными «ребрами» боковых фасадов предусмотрены два входа для зрителей в большой зал. Фасад, по замыслу архитекторов, предполагается выполнить из металлических пластин, формирующих удлиненные неравнобедренные треугольники. При этом здание полностью вписывается в названные визуальные оси, а высота «птицы» составляет, как и окружающая застройка, 28 м с небольшим повышением до 30 м в восточной части.
По словам В.Матвиенко, проект UN Studio поддержало абсолютное большинство жюри. «С одной стороны, здание прекрасно вписывается в проект застройки, с другой – у него очень смелое, новаторское решение. Я считаю очень символичным достигнутое сочетание традиции и новаторства», - сказала она.
Как пояснил председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов, при выборе проекта жюри стремилось учесть пожелание руководителя театра. «Мы начали обсуждение еще в субботу вечером», - рассказала член жюри, директор Международного форума современной архитектуры Aedes (Берлин) Кристин Файнрайс. По ее словам, проект UN Studio наиболее устраивает и Б.Эйфмана, который оценил динамичность силуэта здания и предложенное решение интерьеров, предусматривающих освещение как искусственным, так и дневным светом. «Мы все хотели помочь ему осуществить его мечту», - пояснила К.Файнрайс.
Б.Эйфман подтвердил, что проект UN Studio в его представлении является самым близким к идее балетного театра. «Теперь мы создадим здесь очаг, к которому потянется весь лучший мировой балет», - завил он.
Сопредседатель жюри, заместитель главы правления ОАО «Банк ВТБ» Василий Титов считает проект UN Studio реализуемым в рамках предполагаемых расходов на строительство, которые составят 80-100 млн. долларов (без театрального оборудования). По его словам, здание будет построено к концу 2014 г.