Москва заняла второе место в Европе по темпам удешевления аренды офисной недвижимости


21.07.2009 13:22

Согласно отчету CB Richard Ellis, во II квартале 2009 г. ставки аренды офисных помещений класса A в регионе ЕМЕА (включает Европу, Ближний Восток и Африку) больше всего упали в Киеве и Москве. В украинской столице снижение, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., составило 64,7%, в российской – 41,81%. Для сравнения: средний показатель снижения ставки в городах Евросоюза составил за год 8,9%. Арендные ставки в Москве еще не достигли своего минимума, считают эксперты, пишет газета «РБК daily».

По данным Colliers International, общий объем рынка офисной недвижимости в Москве сейчас составляет около 11 млн. кв. м. В компании DTZ рынок качественных офисных помещений столицы оценивают в 8,75 млн. кв. м, причем 820 тысяч кв. м из них были введены с начала 2009 г. При этом объем поглощения офисов хотя и увеличился по сравнению с началом года, но не перекрыл объемов ввода. По подсчетам аналитиков, за I полугодие объем арендованных и выкупленных помещений не превысил 400 тысяч кв. м.

В результате уровень вакантных площадей в Москве продолжает оставаться высоким. В классе A, по подсчетам Colliers International, пустует 16,5%. В зависимости от объекта этот показатель может составлять от 20 до 50%. При этом ставка аренды одного «квадрата» офисной недвижимости класса А сейчас составляет 500-800 долларов, тогда как до кризиса по такой цене сдавались помещения более низкого уровня. По словам партнера Cushman & Wakefield/Stiles & Riabokobylko Виктории Манзюковой, в зависимости от времени заключения договора арендатор может получить скидку в 15-30% от арендной ставки 2008 г. «В то же время новые арендаторы просят скидку 40-50% к 2008 г.», - добавляет она.

Учитывая увеличение предложения, арендные ставки на офисную недвижимость будут продолжать падать, считают аналитики. По прогнозу DTZ, общее новое предложение должно составить по итогам года 1,4 млн. кв. м. Тем не менее, дальнейшее снижение ставок аренды уже вряд ли будет столь значительным. «Думаю, цены достигнут минимума весной 2010 г., когда с рынка начнут уходить не очень хорошие объекты, которых раньше спрос не коснулся», - считает ведущий брокер Penny Lane Realty Максим Жуликов. По его мнению, до конца 2009 г. ставки могут упасть не более чем на 10% от сегодняшних показателей.




21.07.2009 12:48

Строительство Комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений продвигается в соответствии с графиком. Лимиты финансирования, утвержденные в конце 2008 г. правительством РФ, к настоящему моменту не изменялись, - сообщили АСН-инфо в ФКП «Дирекция КЗС Росстроя».

В 2009 г. заканчивается строительство всех 6 водопропускных сооружений. На эти работы, включая монтаж гидромеханического оборудования и архитектурную отделку, в федеральном бюджете запланировано почти 1,9 млрд. рублей. Кроме того, до конца года планируется завершить работы по сооружению 10 из 11 защитных дамб. Совокупный объем финансирования этих работ в 2009 г. составит более 6 млрд. рублей.

Работы на последней, 11-й защитной дамбе, по которой проходит автодорожный тоннель, будут продолжаться до 2011 г. Объем финансирования этих работ в 2010-2011 гг. составит 4,76 млрд. рублей.

Порядка 2,2 млрд. рублей до конца 2009 г. планируется освоить на последнем этапе строительства судопропускного сооружения С1, дноуглубительных работах под перемычками и работах, направленных на защиту трех ближайших фортов. В настоящий момент котлован С1, предназначенный для строительства южной части автодорожного тоннеля, осушен, начаты работы по укреплению его стенок.

Перед сдачей в эксплуатацию водопропускные сооружения, защитные дамбы и судопропускное сооружение С1 пройдут тестирование в автономном режиме. К концу года на Дамбе завершится строительство центрального пункта управления, а также иных зданий административно-технического назначения и сооружений инженерной инфраструктуры.

Параллельно будут продолжены работы по обеспечению энергоснабжения КЗС и строительству южного 6-полосного участка КАД с развязкой у Бронки. Эта часть дороги уже функционирует с 2008 г., как технологическая трасса. В настоящее время в активную стадию перешло строительство развязки.

Напомним, что решение о завершении строительства в 2011 г., то есть на год раньше запланированных сроков, принято в апреле 2008 г., а в декабре 2008 г. правительство РФ утвердило изменения к программе завершения строительства дамбы. «Сократить сроки строительства можно, применяя более производительные механизмы, увеличивая количество техники и рабочих на стройплощадке, - считает генеральный директор ФКП «Дирекция КЗС Росстроя» Владимир Щекачихин. – Это, безусловно, приведет к удорожанию работ, но зато позволит сэкономить на сокращении инфляционных издержек. А темпы роста инфляции у нас составляют от 8 до 15% ежегодно».

Общий объем финансирования работ 2009 г. составляет 16,6 млрд. рублей. Однако в этой сумме, по словам В.Щекачихина, не заложены средства на содержание и эксплуатацию объектов, ввод которых намечен в 2009 г. – защитных дамб, водопропускных сооружений и судопропускного сооружения С-1. Кроме того, работы по модернизации системы предупреждения наводнений также завершаются в 2009 г. КЗС уже сможет противостоять осенним наводнениям, - обещают в ФКП «Дирекция КЗС Росстроя».