Эксперты: Отложенный спрос на рынке – недостаточное условие для строительного бума


16.07.2009 15:04

Как отметили участники круглого стола в АРСПб, длительный застой на рынке недвижимости обусловлен целым рядом факторов неопределенности, оказывающих влияние и на мотивацию застройщиков, и на ожидания потенциальных покупателей. Для всех участников рынка в настоящее время остается неясным прогноз курса российской валюты, а также перспективы инфляции. Между тем, любой девелопер рассчитывает экономику проекта исходя из этих показателей, а не только из цен на стройматериалы.

Как считает гендиректор ЗАО «Магазин квартир-2» Эдуард Гоголев, расчеты на повышение рентабельности строительства за счет удешевления строительных материалов не оправданы. По его оценке, снижение их стоимости на 25% уменьшает себестоимость строительства не более чем на 10%. Между тем падение прибыли предприятий приводит к углублению рецессии.

Стоимость жилой недвижимости в размере 30-44 тысяч рублей за 1 кв. м, рассчитанная Минрегионом, является, по мнению Э.Гоголева, «цифрой, взятой с потолка». «Эта цифра соответствует себестоимости возведения «коробки» дома без отделки, без стоимости земли, без расходов на подключение к инфраструктуре», - отмечает он.

Практика искусственного занижения стоимости недвижимости создает дополнительные риски для строительного комплекса вместо его стимулирования, считает Э.Гоголев. В итоге это, по его мнению, после восстановления спроса на жилье приведет к дефициту на рынке, но не даст значительного роста нового строительства. «Дополнительный спрос уравновесить будет нечем», - предупреждает эксперт. Следствием чего станет рост цен, а не увеличение предложения на рынке. В частности, проекты комплексной реконструкции кварталов, по его оценке, вряд ли смогут быть реализованы непосредственно после выхода из кризиса: такие проекты были изначально рассчитаны на значительный разрыв между себестоимостью строительства и ценой предложения. Между тем «хрущевки» будут продолжать изнашиваться, напоминает Э.Гоголев. По его мнению, реальным средством подготовки к наращиванию предложения после появления спроса было бы развитие инфраструктуры для кварталов будущей застройки за счет государства.

Заместитель директора компании «Петербургская недвижимость» Олег Пашин также считает предпринимаемые государством меры поддержки строительного комплекса неэффективными. Снижение цен на жилье в ряде регионов, в частности в Новосибирской области, само по себе не создало платежеспособного спроса. Он считает необоснованными расчеты на оживление рынка недвижимости ранее чем через в конце 2010 – начале 2011 г. Гендиректор АН «Адвекс-Недвижимость» Максим Чернов не ожидает нового строительного бума в течение 6-8 лет.




16.07.2009 14:50

Правительство РФ предложило ввести ограничения на покупку продовольственными торговыми сетями дополнительных торговых площадей в случае если предельный порог их доминирования выше 25% и суммарный товарооборот сети свыше 1 млрд. рублей. Соответствующие предложения содержатся в проекте закона о регулировании торговой деятельности. Этот документ обсуждался на заседании президиума правительства в понедельник и был внесен в Госдуму РФ в среду, передает ИА Интерфакс.

Проект закона дополнен ст. 16: «Ограничение действий по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов». Предполагается, что продовольственные розничные сети, суммарный товарооборот которых в РФ превышает 1 млрд. рублей, доля которых превышает 25% от общего объема реализованных или приобретенных продтоваров в границах округа или муниципального района, а также в Москвы и Санкт-Петербурга, не вправе приобретать для целей торговой деятельности дополнительные торговые площади, вводить в эксплуатацию новые торговые объекты, участвовать в торгах по приобретению новых торговых объектов.

Нарушение этих требований является основанием для признания арбитражным судом совершенных действий недействительными, в том числе по иску Федеральной антимонопольной службы.

В проекте закона делается оговорка, что требования этой статьи не распространяются на сделки, связанные с приобретением или введением в эксплуатацию новых торговых объектов, совершенных до вступления в силу этого закона.