Эксперт: Переход к саморегулированию должен осуществляться исходя из интересов потребителя


23.04.2009 23:17

В ходе дискуссии о переходе к саморегулированию в сфере строительного проектирования директор специальных проектов ООО «Сэтл Сити Девелопмент» Игорь Кривошеев напомнил, что основой саморегулирования является не закон №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», а закон «О техническом регулировании», принятый в 2002 г. в связи с расчетами правительства РФ на ускоренное вступление России во Всемирную торговую организацию.

«Если мы хотим перейти на европейскую модель, то приоритетом саморегулирования должны стать интересы потребителя, а важнейшим элементом – страхование. Между тем, потребителя мало волнуют перечни видов работ: ему нужен качественный продукт. В Европе за него отвечает вся СРО, в которую входит компания-застройщик, а не отдельные исполнители работ или смежники. У нас же получается, что каждый отвечает только за свою работу», - отметил он.

По словам И.Кривошеева, размеры покрытий, предусмотренных договорным страхованием в рамках СРО, недостаточны для компенсации ущерба в случае обрушения построенного здания, в особенности если причиной является дефект проекта. Этим объясняются «выхолощенные» страховые договора, заключаемые страховщиками. При этом они оформляются на год, в то время как строительство крупного объекта занимает больше времени.

«Если за качество проекта несет ответственность не СРО, а отдельная архитектурная мастерская, то лет через 10 эксплуатации здания может оказаться, что претензии предъявлять некому: архитектор был старенький, он скончался, а мастерская распалась, как это обычно и бывает в таких случаях», - отметил И.Кривошеев.

С другой стороны, для гарантирования качества строительства необходима разработка технических регламентов, правил и стандартов. «Пока у нас нет собственных регламентов и стандартов, придется применять нормы других государств или иные «суррогаты», - напоминает И.Кривошеев.

Кроме того, при отсутствии функции генпроектировщика в перечне работ, требующих допуска, не исключена победа в тендерах генпроектировщиков, не имеющих квалификации. По его наблюдению, и в стране, и в регионе встречаются и строительные, и проектные, и страховые компании-однодневки.

И.Кривошеев ожидает, что в процессе доработки законодательства о переходе к саморегулированию могут быть введены дополнительные требования по контролю за соблюдением нормативов, в то время как сами нормы останутся недоработанными, но универсализированными. Между тем, он отмечает, что даже стандарты пожарной безопасности для сельской местности и мегаполиса не могут быть идентичны. Если принято решение о реформе отрасли, должны быть учтены и региональные особенности, для чего местным СРО нужно предоставить большую свободу в разработке правил и стандартов.

По мнению И.Кривошеева, в основе реформы, ориентированной на потребителя, должны быть заложены Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс и Закон о защите прав потребителей. Он напоминает, что кодекс имеет большую силу, чем частный закон, а что касается распоряжений и методических указаний отраслевых федеральных ведомств, то в случае их расхождения с законам их требования могут быть оспорены в суде.




23.04.2009 23:06

Сегодня в Москве состоялся Международный российско-финляндский форум по транспорту и логистике. В его работе принял участие Министр транспорта РФ Игорь Левитин. В своем выступлении он подчеркнул важность интеграционных процессов. Он отметил, что в условиях экономического кризиса сотрудничество между Россией и Финляндией необходимо рассматривать в глобальном аспекте. В частности, в рамках «Северного измерения», Совета государств Балтийского моря, Совета Баренцева Евро-Арктического региона.

И.Левитин также обратил особое внимание на вопросы развития приграничной инфраструктуры, создания транзитных коридоров и повышения роли Финляндии в развитии транспортной инфраструктуры на действующих транспортных коридорах. «Хочу обратить внимание представителей российского и финляндского бизнеса на то, что в условиях сложной прогнозируемости фондового и валютного рынков, вложения в инфраструктурные проекты становятся одним из наиболее перспективных сегментов мирового инвестиционного рынка», - подчеркнул он.

Как сообщает пресс-служба ведомства, на форуме с докладом выступил также замминистра транспорта Евгений Москвичев. В своем докладе особое внимание он уделил развитию приграничной инфраструктуры.

По его словам, в этой сфере особое внимание уделяется МАПП «Торфяновка», через который идет наибольший грузопоток между Финляндией и Россией. Принято решение увеличить на 20 га площадь для размещения и досмотра автотранспортных средств (общее количество полос контроля возрастет до 58), что позволит увеличить пропускную способность данного МАПП на 1200 авт./сутки. В настоящее время проводятся работы по оформлению соответствующих земельных участков.

Е.Москвичев рассказал также, что ОАО «Дорпроект» выполнил проектные работы по расширению МАПП «Торфяновка» и реконструкции участка дороги на подъезде нему и далее до границы с Финляндией для движения большегрузного транспорта. Общий срок производства работ до 2010 г. Начаты работы по расчистке места для оборудования стоянки для 400 автомобилей, а также автодороги, по которой будет обеспечиваться доставка техники и стройматериалов для строительства 4-полосной автотрассы, а ныне действующая дорога будет обеспечивать движение легковых автомобилей и автобусов.

«Минтрансом России разработана Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г., составной частью которой является подпрограмма «Автомобильные дороги», - сообщил Е.Москвичев. – В рамках этих документов в СЗФО на российско-финляндском направлении предусмотрены мероприятия по реконструкции участков автомобильных дорог на подъездах к автомобильным пунктам пропуска: «Суоперя», «Вяртсиля», «Брусничное», «Светогорск», «Торфяновка». Планируется строительство скоростной автодороги М-10 (Москва – Санкт-Петербург), реконструкция автодороги «Скандинавия» (Санкт-Петербург – Выборг – госграница с Финляндией). В 2008 г. реконструировано 47 км автодороги от МАПП «Светогорск» до Выборга».

Была подтверждена важность строительства нового дорожного сообщения между МАПП «Брусничное» и Выборгом. «Достигнута договоренность координировать работу по выполнению предварительных исследований с целью конкретизировать сроки и условия финансирования данного объекта. Ответственность за эту работу была возложена на «Севзапуправтодор» и Дорожную администрацию Финляндии», - рассказал замминистра.

Дорожные службы в течение 2008 г. начали сотрудничество и определили программу общего проектирования, то есть предварительное исследование по выбору трассы будущей дороги и изучение поперечных профилей. Федеральным дорожным агентством предварительно заложено финансирование на проектирование новой автомобильной дороги между обходом Выборга и МАПП «Брусничное» на 2009 г.