ЦБ прогнозирует дальнейший рост ипотечного кредитования
Банк России повысил прогноз по корпоративному кредитованию на 2025 год, сохранил прогнозы по ипотеке и потребительским кредитам.
Рост требований банковского сектора к компаниям в III квартале 2025 года ускорился до 3,7% после 2,5% кварталом ранее. В основном кредиты привлекают застройщики и крупные госкомпании. Прогноз по году повышен до 10–13% (9–12% в предыдущем прогнозе).
Задолженность населения по ипотеке за квартал выросла на 2,4% (+1,4% кварталом ранее), главным образом за счет кредитов по госпрограммам. Объем выдачи рыночной ипотеки также продолжает постепенно увеличиваться, но пока остается низким из-за все еще высоких ставок. Прогноз по приросту ипотечного портфеля на 5–8% (с исключением эффекта от сделок секьюритизации) остался прежним.
Портфель потребительских кредитов в III квартале продолжил сокращаться (-0,9%) в условиях жесткой денежно-кредитной и макропруденциальной политики. Прогноз по году сохранен в диапазоне от −1 до +2%.
Как и кварталом ранее, в июле – сентябре банки заработали 1,0 трлн рублей. По итогам года прибыль сектора ожидается ближе к верхней границе прогнозного диапазона (3,2–3,5 трлн рублей).
Банки доформировали резервы по отдельным компаниям с высокой долговой нагрузкой, у которых вызревают старые кредиты. В рознице стоимость риска остается выше среднеисторической. Тем не менее ожидается ее постепенное снижение, так как качество новых выдач продолжает улучшаться, а процентная нагрузка заемщиков будет снижаться по мере смягчения денежно-кредитных условий.
В Мурманске официально заработал новый терминал аэропорта. Общая стоимость проекта — 4,7 млрд рублей. Основной инвестор проекта — холдинг «Новапорт». В качестве ЕРСМ-подрядчика выступала московская ГК «Спектрум».
ЕРСМ — (Engineering Procurement Construction Management), модель строительства, когда заказчик выбирает одного исполнителя, который смог найти лучшее технологическое, техническое и коммерческое решение. Этот исполнитель и ведет весь комплекс работ по проектированию и строительству здания.
Александр Мутовкин, директор ЕРСМ ГК «Спектрум» констатирует, что каждый проект аэровокзала —уникальный вызов, связанный с климатом, сложностями процесса возведения здания. В случае с Мурманском строители столкнулись с сложной геологической обстановкой, данные в изысканиях оказались неточными, и «Спектруму» пришлось разработать более 5 тыс. кубометров скальной породы. Много сюрпризов доставил и арктический климат.
Архитектурный стиль терминала отражает специфику Русского Севера: фасад выполнен в форме горных вершин, что символизирует величественные Хибины и полярное сияние. Прозрачные стеклянные стены создают ощущение открытости и наполняют привокзальную площадь мягким светом. Стены аэровокзала украсили картинами с пейзажами Кольского Заполярья.
Новый терминал оснащён современнейшей технической „начинкой“, и это не только телетрапы, но и продвинутые системы обработки багажа, металлодетекторы нового поколения и самые современные инженерные системы.
Работа над реконструкцией воздушной гавани Мурманска продолжится. После ввода в эксплуатацию нового терминала аэропорта здание старого после реконструкции. планируется переориентировать на обслуживание международных рейсов.
До 2030 года на модернизацию аэродромной инфраструктуры планируется направить 6 млрд рублей в рамках федерального проекта „Развитие опорной сети аэродромов“. Средства будут распределены согласно концессионному соглашению: 60% из федерального бюджета, 40% — частные инвестиции.