Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального дорожного агентства Романом Новиковым
Глава Росавтодора проинформировал Председателя Правительства об итогах реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» и начале реализации мероприятий нового нацпроекта – «Инфраструктура для жизни».
М.Мишустин: Уважаемый Роман Витальевич!
Вы возглавляете федеральное агентство Росавтодор, которое отвечает за строительство автомобильных трасс по всей стране и их соответствие нормативным требованиям. Это и кратчайшие маршруты между населёнными пунктами нашей страны, и выходы на зарубежные автотрассы, сочленения с ними, сложные логистические развязки.
Недавно мы дали старт строительству нового автомобильного моста через реку Туманную с КНДР, и это было очень важное событие.
Конечно, в России самые разнообразные климатические условия. Здесь требуются выверенные подходы в зависимости от климата, местоположения, сложности прокладывания трассы.
В прошлом году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» было выделено рекордное количество инвестиций, мы больше триллиона направили Росавтодору. Это рекорд для ведомства. И в этом году вы будете продолжать деятельность в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Расскажите, что удалось сделать за время реализации нацпроекта и какие планы.
Р.Новиков: Уважаемый Михаил Владимирович!
Прежде всего хотел бы поблагодарить Правительство Российской Федерации и Вас лично за высокий уровень поддержки, которая оказывается в последние годы дорожной деятельности у нас в стране.
В 2019 году, когда переходили из приоритетного проекта в национальный проект «Безопасные качественные дороги», Президент страны отметил, что в день мы строим 5 км дорог и ремонтируем 75 км дорог. Так вот, по состоянию на 2024 год мы вышли на следующие показатели: 6,5 км в день мы строим и 167 – ремонтируем.
Мы в прошлые годы жили в парадигме национального проекта «Безопасные качественные дороги», и приоритетом для всей дорожной команды страны стала реализация объектов и доведение до нормативного состояния опорной сети автомобильных дорог как их региональной части, так и федеральной.
Все основные успехи, которые были достигнуты на дорожной сети, связаны с единым подходом всей дорожной команды как на федеральном, так и на региональном уровне в рамках реализации этой задачи.
С каждым из субъектов были отработаны программы дорожных работ. С каждым из субъектов подписаны меморандумы, 84 субъекта подписали соглашения с Федеральным дорожным агентством, в которых отражены все основные направления деятельности, объекты, целевые задачи. И, как показывает практика и итоги национального проекта, мы из года в год, в том числе за счёт дополнительных источников средств, которые получали ежегодно, повышали объёмы выполняемых работ. За эти годы 150 тыс. км автомобильных дорог построено и отремонтировано, уложено более 1 млрд кв. м асфальтобетонных покрытий. И если стартовые позиции на начало нацпроекта на дорогах 105 крупнейших агломераций были 49%, то по итогу мы достигли установленного указом 85-процентного нормативного состояния.
Аналогичный показатель на региональной сети автомобильных дорог был 43,6%. По итогу мы достигли 54,9% – это выше, чем те показатели, которые были установлены.
И самый главный для нас результат – это оценка гражданами дорожной деятельности в рамках национального проекта.
Мы получили возможность, имея эти инструменты, перейти в национальный проект «Инфраструктура для жизни». Новые задачи появились в национальном проекте и в дорожной деятельности, которые установлены Президентом.
Мы продолжаем развитие опорной сети и должны поддерживать в городских агломерациях 85% – это нормативное состояние, а в региональной части дорог довести нормативное состояние до 60%. И новая задача, которая касается опорных населённых пунктов, – развитие в них улично-дорожной сети – на 30% к 2030 году и на 60% к 2036 году. Всё это на сегодняшний день проработано.
У нас стоит задача, поставленная в послании Президента, по строительству 50 обходов городов. И мы на сегодня уже в рамках опережающего финансирования 14 обходов населённых пунктов реализовали. 7 мая, в преддверии юбилея Великой Победы, мы открыли ещё часть одного обхода. Это обход Хасавюрта в Республике Дагестан. Первый этап – 9 км.
М.Мишустин: Роман Витальевич, Вы сами по профессии автодорожный строитель. Очень важно, чтобы приходили молодые кадры в такие важные для развития нашей страны направления, как автодорожное строительство, вообще строительство.
В предыдущие шесть лет в рамках профильного национального проекта «Безопасные качественные дороги» привлекалось очень большое количество кадров. Это непростая история, поскольку здесь нужны инженеры, технологи, техники, рабочие. Как сейчас вы работаете с молодёжью? Поскольку очень важно в том числе готовить молодых ребят по профильным специальностям, привлекать их также в профессионалитет. Как обстоит в целом дело с кадрами?
Р.Новиков: Мы отдаём себе отчёт, что выполнение больших задач возможно только на таком плотном фундаменте, как кадровый потенциал.
Если говорить о высшем образовании, 50 вузов страны тем или иным образом преподают дорожные специальности. Программы, которые в этих вузах преподаются, по нашему видению, должны поспевать за развивающимися технологиями дорожной деятельности, дорожного строительства. И это было подхвачено Министерством транспорта. В 2022 году на уровне Правительственной комиссии по региональному развитию было принято решение, поддержанное комиссией Госсовета по направлению «Транспорт», о создании учебно-методического центра дорожного образования.
И Росавтодор создал в Российском университете транспорта дорожную академию. Это учебно-методический центр, который разрабатывает программы дорожного образования с участием отраслевой общественности и отраслевой науки. На сегодняшний день уже два набора: в 2023 году – 89 ребят, 119 ребят – в 2024 году. Хочу особо отметить: 12 человек на место в 2024 году было при поступлении в дорожную академию. Преподают в этих лекционных аудиториях действующие дорожники. Мы стараемся привлекать и смежников к прочтению лекций. Например, совсем недавно начальник главного управления Госавтоинспекции МВД России Михаил Юрьевич Черников читал лекцию по безопасности дорожного движения. Это очень важный блок дорожной деятельности.
Министр науки и высшего образования поддерживает наши инициативы, связанные с дорожным образованием. Для нас также важно, чтобы это получало распространение по всей стране. Министерство транспорта выходит с инициативой включить дорожное образование в направление «Транспорт». И я, Михаил Владимирович, прошу эту инициативу поддержать.
Три года в составе федерального проекта «Профессионалитет» мы при поддержке губернаторов, при содействии отраслевых дорожных предприятий создаём учебно-производственные кластеры по колледжам, по техникумам, где преподаются дорожные специальности. За три года 12 подобных кластеров выиграли конкурсы, получили от Правительства гранты в объёме 100 млн рублей на развитие учебно-материальной базы. И география очень широкая – это Приморский край, дважды Хабаровский край, Новосибирская область, Тюменская область, Екатеринбург, Марий Эл, Нижний Новгород, Смоленская область, Пензенская область и, что важно, Республика Крым и город-герой Севастополь в этом году. Продолжаем эту работу. Средний производственный потенциал – основа выполнения работ на стройплощадках, на сети автомобильных дорог.
И за шесть лет реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» мы на платформе нашего подведомственного учреждения – РосдорНИИ обучили 23 тысячи региональных дорожников – либо повысили квалификацию, либо переквалифицировали на новые виды работ. Огромный вклад в общую методологию дорожной деятельности. Мы планируем продолжать эту работу в рамках «Инфраструктуры для жизни» и также рассчитываем на поддержку Правительственной комиссии по региональному развитию. Поддержку Министерства транспорта Российской Федерации мы уже имеем.
М.Мишустин: Кадровый вопрос всегда один из ключевых, поскольку в отрасли должно быть достаточно квалифицированной рабочей силы – инженеров, технологов, техников. И конечно, надо уделять этому пристальное внимание. Это позволит нам решить задачи, которые перед нами поставил Президент, – как обеспечить связанность страны, так и выполнить национальные цели развития.
Дороги не только соединяют всю страну. Ими ежедневно каждый из нас пользуется. И здесь за цифрами по количеству и протяжённости, за нормативными цифрами, без сомнения, необходимо видеть ещё и безопасность. Вопросы и требования к безопасности – это не только ямы и ухабы, это не только разметка. Это и инфраструктура придорожного сервиса, медицина, устойчивая связь, освещение и многое другое, от чего зависит безопасность наших дорог.
Хочу пожелать, чтобы все планы были реализованы.
В IV Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в субъектах ДФО примут участие 10 амурских пространств. Это территории в Благовещенске, Белогорске, Свободном, Зее, Завитинске, Сковородине, Тамбовке, Прогрессе, Архаре, Чигирях.
Подготовить заявки на конкурс муниципалитетам помог Центр развития территорий. Специалисты взаимодействовали с подрядчиками, сопровождали их на всех этапах подготовки проектов и контролировали выполнение работ.
Напомним, что конкурс дает населенным пунктам возможность выиграть грант от 50 до 300 млн рублей. В течение двух лет средства должны будут пойти на реализацию концепции благоустройства.
В случае победы в проект вкладывают не только выигранные средства. Итоговая стоимость благоустройства и сопутствующих работ складывается из суммы гранта и софинансирования. В 2025 году оргкомитет конкурса изменил условия и теперь регион должен вложить в проект 4% от стоимости, а муниципалитет — 1%. Ранее субъект инвестировал в проект всего 1%.
«Кроме того, появилось и дополнительное условие о привлечении спонсорских денег. В зависимости от категории проекта эта доля должна составлять не менее 5–15%. Это условие стало дополнительным и весомым стимулом для муниципалитетов привлекать в свои проекты предпринимателей и организации, которые заинтересованы в благоустройстве той или иной территории. В итоге предприятия оказались готовы профинансировать событийные мероприятия, часть работ по благоустройству, строительство павильонов на территориях и т.д», — рассказала заместитель директора ЦРТ Ирина Казакова.
В 2025 году от Амурской области в конкурсе участвуют:
Благовещенск. Благоустройство Левашовской рощи по улице Набережной. Проект идейно объединит объект культурного наследия «Дача Бабинцева» и парковое пространство, познакомит с историей купцов и окунет в атмосферу жизни XIX века. Грант — 150 млн руб.
Белогорск. Проект развития территории у железнодорожного вокзала. Привокзальная площадь станет не просто транспортным узлом, а настоящей точкой входа в город — первым пространством, которое встречает гостя и формирует впечатление о Белогорске. Грант — 150 млн руб.
Свободный. «Новая жизнь первой площади Свободного». На площади Лазо создадут пространство, объединяющее местных и приезжих через общие ценности: заботу об экологии, внимание к детям, знание истории города и т. д. Грант — 150 млн руб.
Благовещенский муниципальный округ. Благоустройство парка по улице Новая, 2, 4, село Чигири. На создание парка с названием «Сказочный» авторов проекта вдохновили исследования о легендах коренных народов и природные мотивы. Грант — 150 млн руб.
Зея. Благоустройство городского парка культуры и отдыха. Проект предусматривает сохранение таежного характера парка и создание новых сценариев использования территории. Грант — 150 млн руб.
Завитинский муниципальный округ. «Завитая улица»: проект благоустройства улицы Куйбышева и прилегающих территорий в Завитинске. Концепция основана на цитировании темы реки, воды, волны. Она отсылает к истокам города и извилистому характеру реки. Грант — 100 млн руб.
Прогресс. «Площадь Прогресса: сохраняя память, открывая будущее». Благоустройство центральной площади на улице Ленинградской, дом 40. Центр поселка станет пространством со средой для общения и отдыха, где сочетаются история, активная жизнь, уединение и движение вперед. Грант — 100 млн руб.
Тамбовский муниципальный округ. Площадь и сквер Победы. Благоустройство общественной территории по улице Ленинской, село Тамбовка. Территория будет не только отдавать дань прошлому, но отсылать к ценности размеренной будничной жизни. Грант — 100 млн руб.
Архаринский муниципальный округ. «Архара — ворота в Приамурье»: благоустройство комплекса центральных общественных пространств в поселке городского типа Архара. Территория станет осязаемыми «воротами поселка», где можно провести время и познакомиться с местной историей и природой района. Грант — 100 млн руб.
Сковородинский муниципальный округ. «Всегда в пути»: проект благоустройства общественного пространства в границах улицы Красноармейской и улицы 60 лет СССР в Сковородине. Преимущественно транзитную территорию преобразуют в центр активной городской жизни, объединив традиции добрососедства с разнообразием городского общественного пространства. Грант — 50 млн руб.
Победители конкурса будут объявлены до 1 сентября 2025 года.
Ранее Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды принес Амурской области 17 побед. Регион смог получить на их благоустройство гранты на общую сумму 2,1 млрд рублей.
Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в субъектах ДФО проходит в рамках президентского нацпроекта «Инфраструктура для жизни».