Комплекс зданий Студенческого городка Политехнического института включён в реестр в качестве регионального памятника


03.04.2025 09:30

Распоряжением КГИОП «Комплекс зданий Студенческого городка Политехнического института» включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.


В состав комплекса входят 7 жилых корпусов 1929-1930 годов постройки (Лесной пр., 65, корп. 1, лит. А, корп. 2, лит. Б, корп. 3, лит. В, Парголовская ул., 11, корп. 1, лит. А, корп. 2, лит. А, ул. Харченко, 16, лит. А), Клуб (Парголовская ул., 11, корп. 2, лит. А), Фабрика-кухня (ул. Капитана Воронина, 13, лит. А) и Механическая прачечная (ул. Капитана Воронина, 11, лит. А).

Императорский Санкт‑Петербургский политехнический институт был основан в 1899 году в соответствии с поручением министра финансов Российской империи Сергея Юльевича Витте. Ближайшими единомышленниками С.Ю. Витте в деле организации учебного заведения были учёный и государственный деятель Владимир Иванович Ковалевский и учёный Дмитрий Иванович Менделеев.

В 1918 году работа института была приостановлена – после Октябрьской революции многие преподаватели покинули Петроград и Россию. С 1922 года деятельность института начала восстанавливаться. Он стал называться Первый Петроградский политехнический институт имени М.И. Калинина.

В 1920-1925 годах в соответствии с декретом Совета народных комиссаров СССР был организован «срочный выпуск» инженеров-специалистов и рабфак, давшие возможность многим молодым рабочим и крестьянам получить высшее образование.

В 1928 году Совнарком СССР принял постановление об удвоении до конца пятилетки числа инженеров в крупной промышленности. Наиболее популярными были физико-механический и экономический факультеты. После зачисления первокурсников общее число студентов в институте превысило дореволюционный максимум и достигло 6 тысяч человек. В 1929 году в Политехническом институте начали работу два новых факультета: водного хозяйства и авиастроительный.

Вопрос о размещении студентов Политехнического института стоял крайне остро. Масштабность задачи в сочетании с ограниченными сроками её реализации неоднократно подчёркивается в архивных документах.

К 1929-1930 годам вдоль Лесного проспекта располагались пустыри, огороды и разреженная деревянная застройка. Строительство жилмассивов и комплекса общежитий принципиально изменили роль Лесного проспекта в структуре города.

Проект комплекса утверждён Ленинградским областным управлением строительного контроля (ЛОУСК) в феврале 1930 года. Авторами проекта стали архитекторы Сергей Ефимович Бровцев, Марк Давидович Фельгер, А.В. Петров и инженер Константин Викторович Сахновский.

Темпы строительства отражены в путеводителе по Ленинграду 1933 года: «В 1930 г. в один сезон были подняты 6 пятиэтажных корпусов в 1200 комнат для общежитий студентов втузов (…) общежития (часть для одиноких, часть для семейных), с общей площадью в 23 тыс. кв. м, заселены 6 тысячами человек – целый провинциальный городок. В 1931 г. построена специальная фабрика-кухня на 13 тыс. блюд в день».

В 1932 году построено здание механической прачечной. По сведениям сотрудников, в существующем здании располагались как прачечная, так и душевые, а также помещение «санпропускника» для обработки белья паром.

Здание клуба, возведённое в 1929-1930 годах, было существенно расширено на юг между 1932 и 1942 годами.

В настоящее время здания комплекса сохраняют свою историческую функцию и используются в качестве общежитий. Верхний этаж здания фабрики-кухни арендует театральная студия.

Планировка пятиэтажных жилых корпусов коридорная, комнаты расположены по обеим сторонам. Конструктивная система большинства зданий смешанная, с несущими кирпичными стенами и железобетонными столбами.

В архитектуре фабрики-кухни сочетаются разновысокие объёмы и большая площадь ленточного остекления в объёме столовой в южной части здания, а также масштабные вертикально ориентированные «витражные» окна по северному фасаду.

Выразительность художественной формы, динамичность каждого отдельного здания достигаются за счёт смещения корпусов по оси торцевого фасада (ступенчатая конфигурация), устройства повышенных объёмов над объёмами трёхмаршевых лестниц и особенно – при размещении двухмаршевых лестниц в полукруглых ризалитах.

Характерный для функциональной архитектуры приём смещения корпусов не только позволял избежать монотонности, но и решал задачи естественного освещения коридоров и лестниц.

Подробный анализ архитектурно-художественной ценности ансамбля приводится в монографии Б.М. Кирикова и М.С. Штиглиц: «Объёмность композиции задаёт уступчатая конфигурация жилых зданий, выстроенных в зеркальной симметрии. Пространственное развитие комплексу в глубину направляют трёхпролетные проезды, размещенные на его продольной оси и раскрывающие анфиладу дворов. Такой приём сродни Кондратьевскому жилмассиву, но здесь высокие проезды с рядами пилонов звучат более сильными, монументальными акцентами. В лаконичном рисунке фасадов преобладают горизонтальные окна, широко используется столь привычная имитация ленточного остекления. У двух внутренних корпусов лестничные клетки заключены в закруглённые выступы, и этот пример вновь демонстрирует, какой пластической выразительности достигали архитекторы конструктивизма даже в рядовой застройке. В композиции фабрики-кухни доминируют большие плоскости стекла, сплошь остеклённый верхний этаж отвечает большому залу столовой» [Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Архитектура Ленинградского авангарда. Путеводитель. – СПб., 2008].

Использованы материалы государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Комплекс зданий Студенческого городка Политехнического института» (государственный эксперт – Зайцева Д.А.), выполненной по заказу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт‑Петербургский политехнический университет Петра Великого» (ФГАОУ ВО СПбПУ).

АВТОР: пресс-служба КГИОП Санкт-Петербурга
ИСТОЧНИК: пресс-служба КГИОП Санкт-Петербурга
ИСТОЧНИК ФОТО: КГИОП СПб

Подписывайтесь на нас:


03.04.2025 09:00

Ресурсная обеспеченность дорожных работ и качество используемых материалов – одни из ключевых моментов реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни».


На сегодняшний день в 84 субъектах страны – участниках нацпроекта функционируют свыше 900 асфальтобетонных заводов, задействованных в его мероприятиях. Об этом сообщил заместитель председателя Правительства Марат Хуснуллин.

«Перед нами стоит амбиционная задача – к 2030 году в нормативном состоянии должно быть не менее 85% федеральных и не менее 60% региональных трасс. Безусловно, эффективность реализации мероприятий национального проекта “Инфраструктура для жизни„ напрямую зависит от качества материалов и выполняемых работ, поэтому в преддверии нового дорожного сезона на предприятиях проводят проверку исправности оборудования асфальтобетонных заводов и лабораторий. В текущем году для целей нацпроекта в субъектах-участниках будут задействованы 923 асфальтобетонных завода», – сообщил Марат Хуснуллин.

Сегодня дорожные предприятия активно внедряют инновационные технологии, включая автоматизированные системы дозирования компонентов, модифицированные битумные вяжущие и другие. В 2019 году был создан реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. На сегодняшний день в нём содержится 417 наименований материалов, 67 технологий и 85 конструкций, 99 производств. Только за 2024 год новые технологии и материалы из реестра применялись на 2133 объектах.

Проверка асфальтобетонных заводов – важнейший этап подготовки к предстоящему сезону. Заблаговременное проведение расконсервации оборудования после холодного периода и его тщательная подготовка позволят избежать поломок, простоев и дополнительных затрат в разгар дорожного сезона.

«Сейчас идут пусконаладочные работы, специалисты также проверяют наличие инертных материалов, техническую документацию, оценивают оснащение лабораторий. Благодаря своевременно заключённым контрактам подрядчики могут грамотно спланировать график выхода на объекты, весь этот комплекс подготовительных мероприятий позволит приступить к работам сразу же при наступлении благоприятных погодных условий», – рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.

Например, в Воронежской области в 2025 году по нацпроекту планируется обновить порядка 200 км региональных и межмуниципальных дорог. Для этих целей запустят в работу 28 асфальтобетонных заводов.

Активная подготовка к дорожно-строительному сезону ведётся и в Липецкой области. В текущем году в регионе по нацпроекту планируют привести в нормативное состояние более 200 км региональной и межмуниципальной дорожной сети, а также 9 искусственных сооружений.

С начала апреля начнут работу 8 асфальтобетонных заводов, в том числе завод в деревне Копцевы Хутора. В прошлом году здесь произвели 220 тыс. т смеси для ремонта более 140 км региональных трасс.

В Белгородской области только по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» в регионе планируют привести в нормативное состояние 59 дорожных объектов протяжённостью 157,5 км, а также 10 искусственных сооружений. Необходимый объём асфальтобетонных смесей для дорожного хозяйства Белгородской области обеспечат 34 асфальтобетонных завода, 18 из них будут задействованы непосредственно для объектов нацпроекта.

В Саратовской области по нацпроекту в этом году будет отремонтировано порядка 200 км трасс, включая участки улично-дорожной сети в Саратове и Энгельсе. Для реализации этих целей будет задействовано 19 асфальтобетонных заводов. Перед запуском все дорожные предприятия региона проводят отладку технологических параметров, тестируют системную интеграцию, проводят обучение персонала и, конечно, проходят ряд обязательных проверок.

АВТОР: Правительство РФ
ИСТОЧНИК: Правительство РФ
ИСТОЧНИК ФОТО: Правительство РФ

Подписывайтесь на нас: