Рост тарифов на железнодорожные перевозки в 2025 году грозит увеличением цен на цемент
С 1 декабря тарифы на железнодорожные перевозки стройматериалов, в том числе и цемента, вырастут, что в совокупности с прочими факторами неминуемо скажется и на стоимости продукта для конечных потребителей – строительных компаний.
Ситуация с железнодорожными перевозками в цементной отрасли накалялась давно: цемент, как и остальные строительные материалы, не являются приоритетным грузом для железнодорожников. Класс их перевозки, согласно Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ), первый, то есть самый дешевый. Соответственно, доход от транспортировки такого груза – минимальный. Поэтому вагоны, пути и локомотивы под него РЖД выдает, мягко говоря, неохотно, чем тормозит доставку важного ресурса.
Эта и другие проблемы приводят к ухудшению ситуации с перевозками цемента по железной дороге. Статистика уже отрицательная: по данным «Союзцемента», объем перевозок на железной дороге по итогам октября составил 2 113 тыс. тонн – на 12,1% ниже показателя сентября.
Новый вызов –рост тарифов на грузовые перевозки РЖД с 1 декабря 2024 года на 13,8%. Кроме того, с 1 января 2025 года увеличатся понижающие коэффициенты на перевозки минерально-строительных грузов (а с 1 января 2026 года от будет и вовсе отменен). Плюс со следующего года на 10% будут увеличены тарифы на порожний пробег полувагонов, платформ и универсальных крытых вагонов, которые используются для доставки цемента.
Рост издержек производителей цемента на железнодорожные перевозки, по подсчетам ЦЕМРОС, составит: в случае с навальным цементом – на 19,5%, с тарированным – на 21%. Это в разы выше прогнозируемого Минэкономразвития уровня инфляции в стране в 2025 году – 4,5% год к году. То есть, удорожание железнодорожной логистики для производителей цемента будет минимум в четыре раза выше уровня ожидаемой инфляции. И конечно, это скажется на стоимости цемента для компаний строительного комплекса, в том числе застройщиков жилья, которым при высокой ключевой ставки уже сложно удерживать цены на квартиры.
Рынок новостроек Петербурга сокращается. За девять месяцев 2024 года на рынок вышло 1,63 млн кв. м., за тот же период годом раньше – 1,99 млн кв. м. По подсчетам аналитиков Группы RBI, в ноябре прошлого года в продаже находилось 7,35 млн кв. м, сейчас – 6,04 млн кв. м, на 17% меньше.
К началу текущего квартала девелоперы предлагали примерно 25 тыс. квартир общей площадью 1,27 млн кв. м.
Продолжается уход застройщиков за пределы КАД. В третьем квартале 2024 года на эту зону пришлось 61% проектов от выведенных на рынок, за весь год – 57%. Снижение количества стартов продаж заметнее всего в элитном сегменте в центре Петербурга – на 53%.
В то же время в работе у девелоперов находится более 10 млн кв. м, а спрос на новое жилье снижается быстрее, чем предложение.
В ближайшее время застройщики будут поддерживать спрос за счет различных вариантов рассрочек, особенно актуальны будут программы с отложенным платежом на год-два, а также с оставшимися вариантами льготной ипотеки.