Петербуржцы считают наиболее важными для города транспортные проекты


04.02.2009 19:01

Согласно данным проведенного АСН-инфо опроса общественного мнения, петербуржцы считают наиболее важными для города транспортные проекты, способные облегчить положение на перегруженной улично-дорожной сети города.

В опросе приняло более 300 человек. Оговоримся, что не претендуем на репрезентативность выборки и научную точность полученных данных. Наша цель: выявить общие тенденции, принципиальную позицию горожан.

Итак, отвечая на вопрос «Какой суперпроект Вы считаете наиболее важным для Санкт-Петербурга?», почти треть опрошенных (32,89%) выбрало Западный скоростной диаметр. Второе место досталось строительству Орловского тоннеля – 19,6%, третье - реконструкции аэропорта «Пулково» – 16,94%. Еще 7,64% высказались за Надземный экспресс. Таким образом, на долю транспортных проектов суммарно пришлось более 3/4 голосов (77,07%).

Любители футбола поддержали строительство стадиона на Крестовском острове (11,96% респондентов). Несмотря на уверения руководства «Газпрома» в значимости для Петербурга «Охта-центра» и поддержке этого проекта петербуржцами, за строительство небоскреба на Охте высказалось всего 4,98%. Проект занял третье от конца место в списке приоритетов горожан. Ненамного меньше набрала Вторая сцена Мариинского театра – за важность ее строительства выступило 4,65% опрошенных.

Меньше всего голосов респондентов (1,33%) набрал комплекс зданий для размещения правительства Санкт-Петербурга «Невская ратуша». Большинство горожан, видимо, считает, что в период кризиса чиновники могут поработать и на старых местах.




04.02.2009 18:10

Как рассказал сегодня в редакции «Строительного Еженедельника» заместитель гендиректора петербургского представительства Colliеrs International Валерий Трушин, в 2008 г. в Петербурге было введено 350 тысяч кв.м. офисных площадей, в том числе 200 тысяч кв.м. офисов класса В и 150 тысяч офисов класса А. Таким образом, к началу 2009 г. объем площадей офисов класса А в Петербурге достиг 920 тысяч кв.м. По словам эксперта, 2008 г. показал «беспрецедентный рост» строительства качественных бизнес-центров.

Однако, уточнил он, заявлено к вводу на 2008 г. было почти в 2 раза больше – 560 тысяч кв. м. качественных офисов. В конце 2008 г. Colliеrs International планировал в 2009 г. ввод еще 670 тысяч кв.м. офисов. Однако, в связи с изменением экономических условий, прогноз был скорректирован: теперь аналитики считают реальным строительство лишь 190 тысяч кв. м. офисов в 2009 г.

Ставки аренды показали существенный – 15-процентный – рост лишь в I полугодии 2008 г. В III квартале 2008 г. рост ставок остановился, а в IVквартале началось снижение. Так, к началу 2009 г. ставки в офисах класса А откатились на уровень 2007 г. – 560-1100 долларов/кв.м. в год. При этом именно в классе А наблюдается значительный рост вакантных площадей: с 8-9% в конце 2008 г. до 24% в январе 2009 г. Вакантных мест в качественных площадях на периферии города больше, а центровые офисы класса А пока заполнены достаточно плотно. В офисах класса В ставки тоже снизились, а вакантных площадей меньше – 8-9% (на спокойном рынке – 4-5%).

Эксперт объясняет увеличение числа вакантных мест не только кризисом, но и тем, что владельцы только что введенных офисов (150 тысяч кв.м.) еще не успели «заселить» все свои площади. Однако кризисные тенденции все равно набирают силу: сокращается персонал, сворачиваются обороты бизнеса, в связи с чем во многих бизнес-центрах меняется «нарезка» площадей – по 15-30 кв. м вместо прежних 100 кв.м и более. Кроме того, продолжает расти рынок субаренды.

Тем не менее, аналитик Colliеrs International не считает, что арендаторы офисов в бизнес-центрах вскоре массово переедут в 1-е этажи жилых домов, в так называемые «встройки» нежилого назначения. По мнению большинства экспертов, пока арендаторы еще не готовы расстаться с удобными условиями для работы, которые созданы в современных офисах. Так, по словам вице-президента гильдии управляющих и девелоперов Александра Гришина, «неотремонтированные помещения не сдаются вообще» - потому что клиенты привыкли к современному уровню услуг и не готовы «сами менять у себя лампочки».