Проект «Белкомур» получил одобрение Экспертного совета Минтранса РФ
Сегодня министр РФ Игорь Левитин провел заседание Экспертного совета по государственно-частному партнерству (ГЧП) Митранса РФ по вопросам реализации проекта «Комплексная программа инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области (проект «Белкомур»)», сообщает пресс-служба ведомства.
По итогам заседания принято решение одобрить в целом комплексный инвестиционный проект «Белкомур» для предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ в соответствии с заявкой инициатора МИК «Северозапад-Прикамье».
Напомним, в июне 2007 г. главами Коми, Пермского края и Архангельской области подписан «Меморандум о реализации проекта «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал). Проект предполагается осуществить на принципах ГЧП с получением господдержки на разработку проектно-сметной документации и строительство железной дороги из средств Инвестиционного фонда РФ.
В соответствии с Меморандумом, в целях подготовки к реализации проекта, создано ОАО «Межрегиональная инвестиционная компания «Северозапад-Прикамье». Его учредителями выступили администрации Коми, Пермского края, Архангельской области, а также предприятия и компании – участники начинания.
Непосредственно проект «Белкомур» включает в себя строительство новых железнодорожных участков от ст. Карпогоры до ст. Вендинга и от ст. Язель до ст. Соликамск, реконструкцию действующих железнодорожных линий на участке Архангельск – Сыктывкар – Пермь, а также строительство и модернизацию ряда промышленных предприятий на территории регионов.
Общая сумма запрашиваемых в Инвестиционном фонде России средств на строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» составляет 118 млрд. рублей. Ее создание является главным обеспечивающим фактором программы развития регионов, поскольку создание новых и модернизация действующих предприятий регионов невозможно без развития транспортной системы.
Магистраль «Белкомур» в составе Северного транспортного коридора обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии, а в перспективе станет частью трансконтинентального грузового пути. Протяженность магистрали 1252 км, новое строительство – 712 км, оставшаяся часть – это уже имеющиеся участки, принадлежащие ОАО «РЖД».
Формирование прямой транспортной артерии предполагается производить путем соединения действующих тупиковых участков этого направления. Строительство магистрали планируется осуществлять поэтапно, одновременно на «Северном» и «Южном» участках.
Общая сумма, которую предполагают вложить в проект частные инвесторы – учредители «МИК «Северозапад-Прикамье», составляет более 480 млрд. рублей.
Гуманитарно-политологический центр «Стратегия» при участии Центра экспертиз «ЭКОМ» презентовал в ИА Росбалт брошюру «Защита прав и интересов граждан при реализации крупных проектов дорожного строительства». Издание выпущено в рамках одноименного проекта, целью которого является поддержка инициативных групп граждан, их обеспечением экспертизой, правовыми и организационными консультациями.
ГПЦ «Стратегия», основанный в 1993 г. по инициативе экс-госсекретаря РФ Геннадия Бурбулиса, занимается поддержкой самодеятельных структур гражданского общества. Проект по защите граждан от инфраструктурных проектов поддерживается Еврокомиссией в рамках Европейской инициативы за демократию и права человека.
Как рассказала руководитель проекта, директор программ ГПЦ «Стратегия» Татьяна Виноградова, в рамках проекта состоялось 6 семинаров с активистами самодеятельных организаций. В некоторых из них участвовали также представители местного самоуправления и СМИ.
Брошюра, снабженная подзаголовком «Путеводитель активиста», просвещает протестные организации и муниципальных депутатов в области возможных вредных воздействий (на жилье, собственность, здоровье, окружающую среду), оказываемых крупными дорожными проектами. Специальная глава посвящена способам получения компенсаций за различные виды ущерба, в том числе в случае, когда строящийся объект находится вне непосредственной зоны воздействия и установленные законом и нормативными актами санитарные нормы не нарушены.
Общественности разъясняется, что в случае обнаружения нарушений в ходе строительства они могут обратиться к заказчикам, органам власти, в прокуратуру, органы милиции, а также к международным финансовым институтам, если они участвуют в инвестировании проекта. Все эти структуры «должны реагировать на любое нарушение», сообщается в памятке. Впрочем, оговаривается, что к международным организациям следует обращаться лишь «по крупным и заметным проблемам, требующим серьезного вмешательства».
В главе «Можно ли развернуть дорогу?» поясняется, что доказательства пагубности проекта должно быть направлено «на обоснование неэффективности, ненужности, бесполезности и даже вредности проекта в целом», для чего требуется детальная информация и серьезная экспертиза.
В ходе состоявшейся встречи-семинара представители самодеятельных организаций, выступающих против реализации проектов Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля, рассказали, что им удалось получить интересовавшую их информацию из собственных источников в исполнительной власти города. В мероприятии приняли участие руководители ряда протестных групп, а также активисты Движения гражданских инициатив и «Живого города».