Ограда Юсуповского сада на Садовой возвращается на место после реставрации


21.05.2024 14:50

Реставрация выполняется по программе КГИОП за счёт средств бюджета Санкт‑Петербурга.


Ограда была демонтирована в октябре 2022 года.

Председатель КГИОП Сергей МАКАРОВ: "Мы вступаем в финальный этап реставрации ограды Юсуповского сада. Сегодня устанавливаем самую красивую ее часть – ажурные двустворчатые ворота. Те элементы, которые нельзя было снять и увезти в мастерскую, отреставрированы на месте, усилен фундамент, отреставрированы столбы, сделана гидроизоляция. Состояние было плохое, честно скажу, были проблемы и с металлом, и с известняком. Это довольно значительный объем работ, длина ограды 146 метров".

В условиях мастерской были воссозданы утраченные элементы ограды в исторической технике литья из чугуна, чёрный металл расчищен от коррозии и позднего лакокрасочного покрытия. Отреставрированные элементы загрунтованы, покрыты краской.

Отреставрированы двустворчатые ворота ажурного рисунка, увенчанные роскошной фрамугой с центральным растительным декоративным букетом и волютами с лавровыми ветвями. В нижнем ярусе створок – глухая филёнка с геральдической композицией из перекрещенных пик с реющими лентами и лаврового венка.

Также в мастерской выполнена расчистка, укрепление и восполнение утрат верхних частей двух каменных столбов ограды из путиловского известняка.

На месте выполнены укрепление фундаментов, устроена гидроизоляция, а также отреставрированы оставшиеся элементы металла, которые не было возможности демонтировать.

Завершить установку всех секций ограды планируется к концу июня. В течение июля будет производиться благоустройство территории: высадка газона со стороны сада и восстановление мощения со стороны проезжей части.

Заместитель генерального директора «РМ «Наследие» Христина ШУМИЛОВА: "Чугун – один из самых капризных материалов, он очень подвержен коррозии. Для начала процесса достаточно мельчайшего дефекта красочного слоя, особенно в нашем влажном климате и сильных перепадах температур. Есть различные виды коррозии: поверхностная, глубинная, пластовая, когда металл увеличивается в ходе коррозионных процессов. Когда это происходит, чугун начинает негативно влиять на камень, рвет его, приводит в деструкцию, появляются пятна ржавчины. А на ограде Юсуповского сада как сочетание черного металла и камня".

Ограда сада вдоль Садовой улицы в целом сохранила свой первоначальный архитектурный облик, но при выделении участков на Садовой улице под строительство зданий Общества Спасения на водах и Музея имени Императора Николая I сократилась её протяженность.

Сейчас длина ограды составляет 146 метров. Ажурная решетка выполнена из чугуна методом литья, цоколь и пилоны – из блоков известняка Путиловского месторождения.

Реставрация ограды проводилась в 1954 и 1979 годах, при этом часть секций была воссоздана по образцу исторических. Последняя реставрация была в 1990-х годах.

***

Участок на берегу реки Фонтанки в 1724 году был подарен императором Петром I генерал-майору князю Григорию Дмитриевичу Юсупову (1676-1730).

В 1730 году на берегу Фонтанки был построен деревянный одноэтажный дом по проекту Доменико Трезини. Позднее сын Григория Дмитриевича, московский и петербургский губернатор, князь Борис Григорьевич Юсупов (1695-1759) разбил на участке сад. От дома вглубь усадьбы была проложена центральная аллея, с обеих сторон которой располагались два пруда.

В 1790-х гг. по заказу князя Николая Борисовича Юсупова Джакомо Кваренги перестроил дворец и превратил сад в пейзажный парк.

В 1810 году князь Николай Борисович Юсупов продал усадьбу казне, и участок передали Управлению Путей сообщения. Институт Корпуса инженеров путей сообщения с 1823 года перевели в новое здание, выстроенное на территории усадьбы вдоль Обуховского проспекта, а бывший дворец Юсупова и сад стали использоваться как резиденция Главноуправляющего путями сообщения, позже – Министра путей сообщения.

Главный въезд в резиденцию располагался со стороны Фонтанки. Со стороны Садовой улицы сад был огражден деревянной оградой.

«Основываясь на объяснениях о совершенной ветхости и непрочности деревянного забора, устроенного по Садовой улице вдоль сада», было принято решение о строительстве чугунной ограды по проекту инженеров В. Трофимовича и К. Кольмана. Ограда была возведена в 1836-1840 годах.

В 1863 году часть парка, выходящая на Садовую улицу, под названием Юсуповского сада открыта для публики.

В 1865 году в Юсуповском саду был устроен первый в Петербурге общественный каток, в 1887 году – первая школа фигурного катания.

Сад пользовался популярностью у жителей окрестных районов города. На его территории запускали воздушные шары, работал тир и другие аттракционы, устраивали ледяные горки, строили снежные городки и крепости, организовывали массовые гуляния с катанием на санях и фейерверками на Рождество.

Здесь проводились первые чемпионаты мира, России, а затем СССР по фигурному катанию.

АВТОР: пресс-служба КГИОП Санкт-Петербурга
ИСТОЧНИК: пресс-служба КГИОП Санкт-Петербурга
ИСТОЧНИК ФОТО: КГИОП СПб



21.05.2024 14:30

Завершились работы по устройству инженерных сетей в технологической части транспортного хаба Хорошевская.


Об этом сообщил руководитель столичного Департамента строительства Рафик Загрутдинов.

«Создание технологической части транспортного хаба Хорошевская продолжается. Сейчас ведется устройство улично-дорожной сети, а также благоустройство на территории площадью 33 тысячи квадратных метров. Работы включают в себя озеленение, создание тротуаров и прокладку инженерных систем. В настоящее время сделали наружное освещение, переустроили электрические сети, установили новый светофор и проложили дождевую канализацию», — рассказал Рафик Загрутдинов.

Проект благоустройства предусматривает создание очистного сооружения. Оно предназначено для приема и отвода поверхностного стока с территории транспортного хаба и Проектируемого проезда № 5488. Очистное сооружение оборудовали системами отопления, вентиляции, водоотведения, водоснабжения, связи и сигнализации, а также подземным резервуаром производительностью пять кубических метров в час. Начались работы по прокладке линий связи, еще предстоит протянуть более тысячи погонных метров кабеля.

Кроме того, проект планировки территории транспортного хаба Хорошевская предусматривает строительство и реконструкцию около 880 метров дорог. Специалисты организуют подъездную дорогу к очистному сооружению, сделают открытую парковку на 118 машино-мест, а также обустроят карманы для заезда и перроны посадки и высадки для городского наземного транспорта. Сейчас идет подготовка к нанесению верхнего слоя асфальтового покрытия. Его площадь превышает 12 тысяч квадратных метров.

После этого нанесут разметку проезжей части, установят дорожные знаки, пешеходные и барьерные ограждения.

Транспортный хаб Хорошевская расположен на пересечении улиц Куусинена и 4-й Магистральной с Хорошевским шоссе. Здесь пассажиры могут пересесть на станции метро «Хорошевская» Большой кольцевой линии, «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии и Хорошево Московского центрального кольца, а также на наземный городской транспорт.

АВТОР: Официальный сайт Мэра Москвы
ИСТОЧНИК: Официальный сайт Мэра Москвы
ИСТОЧНИК ФОТО: Пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы