Погоня за рентабельностью лишила «Сестрорецкий Арсенал» благосклонности Градсовета


24.01.2009 02:25

В соответствии с предложением главного архитектора Санкт-Петербурга Юрия Митюрева, высказанным на последнем в 2008 г. заседании Градостроительного совета, сегодня на его суд был представлен проект объемно-пространственного решения многофункционального комплекса «Сестрорецкий Арсенал», разработанный по заказу ООО «Сестра Ривер Девелопментс» - дочерней структуры американской Jensen Group.

Предполагалось, что оценку проекта представят два рецензента – Никита Явейн и Владимир Григорьев. К несчастью для девелоперов, симпатизирующий проекту Н.Явейн явиться не смог. Глава юридического отдела «Сестра Ривер» Михаил Макаров начал представление проекта с обстоятельного экскурса в историю, однако Ю.Митюрев порекомендовал ему перейти к делу и разъяснить, изначальный проект был изменен, и кто эти переделки согласовал.

Как пояснили представители девелопера, они были намерены согласовать разработки осенью 2008 г с главным архитектором Александром Викторовым, но не добились аудиенции и были приняты его заместителем Виктором Полищуком. Помимо этого, реконструкция всех зданий-памятников на территории комплекса согласовывалось с заместителем председателя КГИОП Маргаритой Штиглиц.

Эти объяснения не удовлетворили членов Градсовета, в особенности после сравнения представленного проекта застройки бывшего Сестрорецкого инструментального завода с первоначальным, который презентовался в день закладки первого камня комплекса с участием губернатора Валентины Матвиенко и президента Jensen Group Стивена Уэйна.

Действительно, исходный вариант проекта, разработанный британским архитектурным бюро Paul Davies & Partners и представленный на выставке в Каннах, претерпел существенные изменения, когда доработкой занялось ООО «Спектрум». Отечественные архитекторы пересмотрели ряд существенных элементов.

В частности, изменил форму спортивный комплекс, вместивший паркинг и увеличивший высоту. Предусмотренный британским проектом новый жилой комплекс из 4 зданий, прилегающий с запада к зданию-памятнику, тянущемуся вдоль канала до водонапорной башни (АСН-инфо подробно описывал проект), слился в одно здание. Как пояснила директор по развитию «Сестра Ривер» Ирина Анисимова, узкие проходы между зданиями не соответствовали СНИПам.

Однако наибольшее внимание привлекло еще одно включенное в проект жилое здание, размещенное на плане под углом к остальной застройке в промежутке между «слившимся» зданием и еще одним новым сооружением, повторяющим силуэт соседнего корпуса-памятника. Здание, «всаженное» под углом, имеет в основании форму буквы F и снабжено на окончаниях высупов одинаковыми и достаточно типичными для имитации архитектуры XIX в. круглыми башенками.

Выяснилось, что при доработке проекта два других элемента комплекса повысились на 1 этаж. При этом 5-этажное здание, замыкающее историческую часть комплекса с севера, приобрело облик типичной застройки пригородов 1980-х гг.

В британском проекте новые здания были стилизованы под исторические промышленные корпуса, причем эта стилизация дополнялась организацией внутреннего пространства (двусветные квартиры-лофты с 5-метровыми потолками). В откорректированном проекте лофты остались только в корпусе на берегу канала. Изменение цветности строений в салатно-зеленый и кремовый цвета придавало комплексу вид сконцентрированных и при этом банальных таунхаусов, что и послужило поводом для сокрушительной критики.

В.Григорьев заявил, что при подобной скученности (при корректировке общая площадь недвижимости возросла с 140 до 180 тысяч кв.м, достигнув плотности 13 тысяч кв. м на 1 га), жилье не может считаться элитным, как его позиционировал девелопер. В ответ на уточнения М.Макарова о том, что в составе комплекса предусмотрена недвижимость разного класса, Тимофей Садовский выдвинул аргумент о принципиальной невозможности размещения на столь ограниченной территории «элиты» и «комфорта», особенно в случае, когда корпус «комфорт» полностью закрывает «элитку» от солнечного света. По мнению Михаила Мамошина, внесенные коррективы сделают проект совершенно непривлекательным для элитного клиента.

Предложение уменьшить здания на 1 этаж М.Макаров отверг, пояснив, что в этом случае проект окажется совершенно нерентабельным. Он напомнил о том, что компания потратила 10 млн. долларов только на очистку почвы. В общей сложности, согласно уточнению И.Анимисовой, «Сестра Ривер» уже вложила в проект 45 млн. долларов. На церемонии закладки первого камня С.Уэйн оценивал общий объема инвестиций в проект в 467 млн. долларов.

В итоге Аркадий Столярчук предложил полностью отказаться от проекта и «начать все сначала». Более точно выразил соображения коллег Вячеслав Ухов, отметив, что проект следовало выставить на архитектурный конкурс. Подводя итоги, Юрий Митюрев заключил, что в нынешнем виде проект не может быть одобрен Градсоветом, и порекомендовал «сделать шаг назад» и вернуться к английскому варианту.

Отвечая на вопрос корреспондента АСН-инфо, о том, почему в состав рассматриваемого проекта не включено новое многоэтажное здание на восточном берегу Заводского канала, М.Макаров лишь пояснил, что оно (строительство которого могло бы частично окупить затраты на реализацию I очереди) не относится к исторической части комплекса. Ясность внес В.Полищук, сообщивший, что это здание не вписалось в высотный регламент территории.




24.01.2009 00:27

Сегодня жюри объявленного три месяца назад конкурса на памятник полководцу Петру Багратиону в Санкт-Петербурге, выбрало 4 лучших проекта из представленных 36. В жюри входят директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, председатель Союза художников Альберт Чаркин, экс-глава Фонда спасения Петербурга Александр Марголис и инициатор создания памятника, президент ОАО «Талион» Александр Ебралидзе.

Как заметил председатель жюри, член Совета Федерации Сергей Тарасов, в Санкт-Петербурге конные памятники ставили обычно не полководцам, а императорам. Этот довод стал основанием для отсева более половины проектов, с чем отдельные члены жюри были не согласны.

Контраргументом меньшинства членов жюри мог бы стать тот факт, что в Москве, на Кутузовском пр., стоит конный памятник П.Багратиону, созданный академиком Мерабом Мерабишвили. Однако большинство было неумолимо. Явно принадлежавший к нему М.Пиотровский отметил, что в Петербурге предпочтительны консервативные, строгие монументальные образы.

Отсев конных вариантов памятников герою Бородинского сражения оказался не в пользу плодовитого президента Российской академии художеств Зураба Церетели. В отличие от остальных проектов, его вариант был представлен не только под номером, но и под фамилией. Более того, он красовался в самом центре выставочного зала, производя впечатление неестественно вертикальной посадкой молодцеватого генерала с юными сержантскими усиками (свое смертельное ранение на Бородинском поле Багратион получил в возрасте 47 лет), обращенной к публике ладонью во взмахе, напоминающем приветственный жест Леонида Брежнева, равно как и невероятно широкозадой фигурой коня.

Справедливости ради следует отметить, что некоторые другие конные варианты памятника были еще непропорциональнее. Некий автор-экспрессионист изобразил генерала верхом на животном вроде овцебыка, размерами резко контрастирующим с крошечной головкой генерала, запрокинутой кверху, и в странном одеянии. В еще одном варианте морда коня напоминала собачью. В третьем случае громоздилась перед всадником, закрывая обзор длиннейшей гривой.

Четыре изображения пешего Багратиона, признанные лучшими, различаются не только образом, но и архитектурой постамента. Багратион №25076, задумчиво-ироничный и скромный взором (действительно, у генерала, прославившегося в четырех войнах, даже не было квартиры в Петербурге, и он останавливался в казармах своего 6-го Егерского полка), стоит, поставив ногу на обломок кирпичной стены, на котором, кроме имени и дат жизни, нацарапаны, будто мелом, места его сражений – Аустерлиц, Шенграбен, Фридланд, Бородино. Автор предлагает разместить 4-метровую статую непосредственно на островке безопасности при въезде на продолжение ул. Марата с Звенигородской.

Багратион №89862, вариант 1, высотой 3,7 м, стремительным жестом извлекающий из ножен саблю, по замыслу автора, должен стоять на трапециевидном, старинного вида постаменте у входа на аллею сада в квартале между Звенигородской, Марата, Загородным и Пионерской пл.

Самый высокий – 5 м - Багратион №71156 помещен в полукруг, в котором теряется, зато хорошо виден со Звенигородской, располагаясь у входа в сад через дом от будущей станции метро.

И только Багратион №13535, высотой 3,85 м, с глазами, расширенными от скорби и гнева, вопреки динамике образа, помещен на стандартный кладбищенский прямоугольный постамент с обычной надписью, будто уже стершейся, предполагается к установке там, где решено разместить памятник, - за зданием ТЮЗа. Как ни странно, выбор места монумента вызвал значительно меньше дискуссий, чем наличие и отсутствие коня.