Гаванский рабочий городок признан региональным памятником


23.04.2024 14:30

Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова ансамбль «Жилой комплекс «Гаванский рабочий городок» (5 жилых корпусов, служба, ограда)» (Гаванская ул., 47, лит. А, Б, В, Г, Д, И) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.


Во второй половине XIX – начале XX веков на Васильевском острове велось активное жилищное строительство, появлялись новые общественные здания.

Для решения жилищного вопроса для рабочих в Гавани (рабочий городок «Товарищества по борьбе с жилищной нуждой») и на Выборгской стороне (жилой городок завода «Людвиг Нобель») появились кварталы, предвосхищающие жилые комплексы советского времени.

В начале 1900-х годов каждую весну в Петербург прибывало до 100 тысяч сезонных строителей. Рабочий класс начал составлять уже наиболее многочисленную часть городского населения, а ситуация с жильем для трудящихся обстояла плохо. Из-за недостатка и дороговизны жилья люди вынуждены были селиться по несколько семей в одной комнате.

Появляются различные объединения архитекторов, меценатов, интеллектуалов, осознавших проблему и пытающихся её решить, что было практически невозможно без широкой государственной поддержки.

В апреле 1903 года юристом и учёным Дмитрием Андреевичем Дрилем и доктором психиатрии Михаилом Николаевичем Нижегородцевым было основано «Товарищество устройства и улучшения жилищ для трудящегося нуждающегося населения» (позднее – «Товарищество борьбы с жилищной нуждой»). Главной задачей деятельности этого общества было создание «гигиенических, рационально устроенных жилищ для бедного населения» с организацией при них «учреждений, способствующих улучшению быта и жизненной обстановки … каковы столовые, читальни, детские сады и т.д.».

Проект Гаванского городка был разработан 1903 году гражданским инженером Николаем Всеволодовичем Дмитриевым (при участии гражданского инженера Владимира Александровича Федорова), после смерти Д.А. Дриля ставшего председателем правления Товарищества.

Для изучения западного опыта создания дешёвых жилищ он был командирован в Западную Европу. С особым интересом Дмитриев изучал английский опыт (в частности, строительную деятельность лорда Раутона в Лондоне).

Н.В. Дмитриев строил здания для благотворительных заведений – одной из первых его работ стал Дом призрения вдов и сирот придворного духовенства для 60 семей с церковью преподобной Ксении Римлянки на Шпалерной улице, 36 (выявленный объект культурного наследия).

В 1912 году на свои средства построил Дом просветительных учреждений в память 19 февраля 1861 года (в советское время – Дом культуры им. А.Д. Цюрупы, наб. Обводного канала, 181) с театром на 500 человек, музеем, учебными кабинетами, оборудованными новейшими учебными пособиями, книжным магазином, спортивными залами со столовой и душевыми. Проект соответствовал последним достижениям рационализма и жилищной гигиены.

Новаторство в решении комплекса Гаванского городка заключалось в отказе от традиционной сплошной застройки по периметру участка. Пять домов были поставлены в системе строчной застройки. Между ними – уютные озеленённые дворы.

Закладка первых домов состоялась в 1904 году. Изначально были выстроены лицевые корпуса вдоль Гаванской улицы и Наличного переулка (в настоящее время – Малый проспект Васильевского острова).

Жилой комплекс вместил в себя квартиры для более чем тысячи жителей. Семейным рабочим предназначались 198 малогабаритных квартир (в одну, две, реже три комнаты) без коридоров. Одиноким предоставляли одну из 127 отдельных комнат с общими кухнями, туалетами и ванными комнатами. В торцевых частях домов со стороны проспекта были устроены магазины и ясли.

В первом этаже здания в глубине участка работало четырёхклассное училище с рекреационным залом. Эллиптический выступ среднего корпуса вмещал общественный центр: чайную-столовую, библиотеку и зал для общественных собраний с эстрадой и киноаппаратурой. Проект городка также включал в себя часовню, скверы и площадку для игр.

Открытие Гаванского рабочего городка состоялось в 1906 году. Комплекс был заселён практически сразу. В нём жили мастера и служащие заводов, расположенных в Гавани.

Дома Гаванского жилого городка имеют элегантный внешний облик: неоштукатуренные фрагменты стен эффектно обрамлены традиционными для Петербурга деталями. Необычным элементом декора являются крыши с сильным выносом карниза и острыми щипцами – немного в английском стиле.

Здесь была продумана и защита от стихии: «Для защиты от наводнений площадь построек поднята на один аршин выше профиля улицы и окна в подвалах будут расположены выше уровня подъёма воды во время наводнений...».

После смерти Д.А. Дриля в 1910 году жители городка решили увековечить память о нём. В лекционном зале в 1913 году установили бюст общественного деятеля.

Создание на отдаленной окраине столицы крупного жилого комплекса с культурно-бытовым обслуживанием для малообеспеченных слоёв трудящихся явилось важным социальным и градостроительным экспериментом. В нём нашли отражение демократические устремления архитектуры периода модерна.

Это был первый в Санкт‑Петербурге удачный опыт комплексной застройки квартала, который во многом послужил примером для строительства окраинных жилых массивов эпохи конструктивизма.

В 1920-х годах в западной части центрального дворового корпуса (здание под литерой Б), где располагались библиотека и лекционный зал, разместился клуб им. Борисова завода «Севкабель». В первом этаже был устроен гимнастический зал, а на втором – кинозал с эстрадой (для этого в 1926 году к зданию была пристроена кинобудка).

В настоящее время все здания ансамбля сохраняют свою историческую функцию, оставаясь жилыми домами. В помещениях клуба завода «Севкабель» находится подростково-молодежный клуб «Факел».

***

Использованы материалы государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Жилой комплекс «Гаванский рабочий городок» (5 жилых корпусов, служба, ограда)», (государственный эксперт – Филипович М.И.), выполненной по заказу физического лица.

АВТОР: пресс-служба КГИОП Санкт-Петербурга
ИСТОЧНИК: пресс-служба КГИОП Санкт-Петербурга
ИСТОЧНИК ФОТО: КГИОП СПб



23.04.2024 14:10

Вокзал-памятник в курортном поселке Отрадное к осени должен получить обновленную крышу, а интерьеры будущей гостиницы должны напоминать люксовые вагоны старинных поездов.


Об этом сообщил инвестор проекта, блогер Олег Бармин, купивший здание в 2022 году.

«Концепция родилась за шесть секунд, когда мы с женой зашли в эту заброшку, — сообщил Олег Бармин. — По ощущениям, это должно быть как отель „Гранд Будапешт“. То есть, это отель-вокзал, стилизованный под поезд. Мы еще докурим эту историю, а пока один этаж — это имперский российский состав, второй — „восточный экспресс“, третий — „прусский экспресс“. Мы сейчас изучаем, как все это выглядело, и как можно стилизовать, чтобы было классно. Номера будут как вагоны изнутри, не обычные, а люксовые, с кафе и ресторанами».

К работам инвестор приступил чуть более недели назад.

«Весь прошлый год мы готовили документацию, — продолжил Олег Бармин. — Мы нашли компанию с лицензией, которая вместе со Службой охраны памятников все делала. Сейчас мы ставим леса и начинаем разбирать крышу. Мы сделали ее 3D-макет, чтобы потом собрать, как оно все было. Займемся подвалом, потому что туда вода идет, вставим окна. К октябрю-ноябрю этого года здание будет пересобрано, и оно после этого еще столько же простоит».

За текущий год, как уверяет Олег Бармин, будет доработан проект. За это же время инвестор намерен получить согласовать подключение к воде и электричеству.

«С февраля или марта следующего года, я надеюсь, мы начнем все воссоздавать. У нас там металлический перрон украли, кусок стены сломали. Планируем с РЖД договориться, чтобы мы смогли этот перрон установить обратно — там будет уличное кафе», — добавил блогер.

Общий объем расходов Олег Бармин оценивает в 300 млн рублей, поэтому намерен обратиться за поддержкой к региональным властям.

«Мы все делали сами, и пока ни грантов, ни субсидий не получали. После беседы с Андреем Ермаком и Антоном Алихановым я понял, что надо быть дураком, чтобы не брать. Я хочу попробовать на следующий год взять грант на 15 лет. Насколько я понимаю, программа поддержки возобновится. Если не получится, будем ковыряться на свои. Деньги из карманов у нас не торчат, но не просто же так мы брали этот объект», - заявил Олег Бармин.

Инвестор считает, что в случае, если через Отрадное будет возобновлено железнодорожное сообщение с Янтарным, отель будет более востребованным.

«Если поезд будет ходить — это будет прекрасно. Было бы классно, если бы ветку сделали. Можно было бы договориться с РЖД, чтобы запустили старый паровоз. Меня радует, что все будет бегать. Не будет ведь как в Подмосковье, где семьсот поездов. Ночью они не ходят, спать мешать не будут. А днем смотришь в окно — паровозик мимо едет», — заключил он.

В сентябре 2022 года власти региона приватизировали историческое здание железнодорожного вокзала Георгенсвальде в Отрадном и земельный участок под ним. Объект за 10,01 млн рублей (начальная цена торгов была 6,09 млн рублей) приобрела компания «Феникс Девелопмент». Согласно условиям сделки, до августа 2027 года ей нужно было подготовить проектную документацию и провести ремонт или приспособить объект к современному использованию. «Феникс Девелопмент» зарегистрировано в январе 2022 года в поселке Заливное Гурьевского района. Гендиректор и учредитель — блогер Олег Бармин.

АВТОР: Портал Новый Калининград
ИСТОЧНИК: Портал Новый Калининград
ИСТОЧНИК ФОТО: портал prussia39.ru