Главное здание и дворовый флигель дома Марьи Усовой на 13-й линии Васильевского острова признаны региональными памятниками


09.11.2023 17:00

Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Дом М.Х. Усовой» (13-я линия В.О., 2/19, лит. А, Б) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.


Набережная Большой Невы на Васильевском острове относится к наиболее ранним застроенным территориям Санкт‑Петербурга. Ещё в 1710-е годы Пётр I определил Васильевский остров градостроительным ядром новой столицы.

Двухэтажное здание в шесть осей в западной части участка было построено на угловом участке по 13-й линии В.О. и набережной Лейтенанта Шмидта в 1730-е годы. В 1770-е-1790-е годы объём двухэтажного дома был увеличен на ширину всего участка, пристроен одноэтажный корпус, выходящий фасадами на 13-ю линию.

В 1820 годы участок принадлежал жене статского советника Марье Христофоровне Усовой. Он состоял из двухэтажного с цокольным этажом лицевого корпуса, выдержанного в духе безордерного классицизма, и одноэтажных корпусов, расположенных вдоль 13-й линии и Иностранного переулка.

В соответствии с проектом архитектора М.А. Ливена в 1829 году часть дома, выходящая на 13-ю линию В.О., была надстроена двумя этажами, а со стороны двора к нему было пристроено «каменное жилое в три этаже с полуэтажом строение».

Следующая серьёзная переделка здания произошла в середине XIX века. Тогда домом владел коллежский секретарь Усов. По его заказу в 1858 году архитектор Франц-Фердинанд Логинович Миллер выполнил изменение декоративного оформления фасада, выходящего на набережную Невы. В частности, центральный ризалит, увенчанный фронтоном, был декорирован лопатками, рустованными под квадры.

В последующее несколько десятилетий здание не претерпело серьезных перестроек. В 1895 году оно принадлежало Г.Ф. Гессе. В 1910 году архитектор П. Майер для владельца выполнил «перестройку подвала флигеля и устройство закрытого наружного балкона при 2-м этаже дома…». Эркер был пристроен в уровне второго этажа фасада по 13-ой линии В.О. над воротным проездом.

В 1911 году в первом этаже дворового корпуса существующие арочные проёмы были заделаны и вместо них устроены оконные. В 1912 году корпус по Иностранному переулку, остававшийся одноэтажным, был надстроен вторым этажом.

В конце 1950-х-начале 1960-х годов проведен комплексный капитальный ремонт дома, в рамках которого, в том числе, был реконструирован фасад по набережной, получивший оформление в духе безордерного классицизма.

В начале XIX века в здании проживал переводчик Коллегии иностранных дел, пианист и музыковед, член Российской академии, действительный статский советник Роман Максимович Цебриков.

***

Использованы материалы государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия ««Дом М.Х. Усовой» (государственный эксперт – Платонов П.В.), выполненной по заказу СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры».

АВТОР: Пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга
ИСТОЧНИК: Пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга
ИСТОЧНИК ФОТО: Администрация Санкт-Петербурга



09.11.2023 16:30

На Дубнинской улице построят отстойно-разворотную площадку со зданием конечной станции автобусов, которое войдет в состав московского городского вокзала Лианозово.


Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

«Проект реконструкции городского вокзала Лианозово поэтапно реализуется на севере столицы. Третий этап строительства технологической части этого городского вокзала предусматривает создание новой отстойно-разворотной площадки общей площадью более четырех тысяч квадратных метров на месте существующей, а также возведение здания конечной станции», — рассказал Андрей Бочкарев.

На площадке одновременно сможет находиться 19 единиц подвижного состава. Одноэтажное здание конечной станции предназначено для кратковременного отдыха и питания водителей, санитарно-бытового обслуживания и размещения станционных служб.

«Объекты транспортной инфраструктуры будут построены за счет города», — отметил заммэра.

Председатель Мосгосстройнадзора Игорь Войстратенко напомнил, что во время первого этапа реконструкции городского вокзала построили две новые пассажирские платформы берегового типа и северный подземный вестибюль, который соединили со станцией метро и подземным переходом через Лианозовский проезд. В рамках второго этапа идет строительство южного подземного вестибюля.

По поручению мэра Москвы Мосгосстройнадзор тщательно проверяет качество работ на объектах транспортной инфраструктуры города.

«Контрольно-надзорные мероприятия будут проводиться на протяжении всего строительного цикла третьего этапа. Извещение о начале строительно-монтажных работ уже поступило в комитет, после чего была составлена индивидуальная программа выездных проверок. К ним привлекут специалистов подведомственного Центра экспертиз (ГБУ “ЦЭИИС”), которые выполнят комплекс исследований возводимых конструкций и применяемых материалов на соответствие требованиям проектной документации», — заключил руководитель Игорь Войстратенко.

Развитие системы Московского метрополитена дает мощный импульс к его интеграции с другими видами городского транспорта. Московский городской вокзал Лианозово, открытый после реконструкции в начале сентября этого года, является одним из таких примеров, когда для сокращения времени пересадки железнодорожная платформа первого Московского центрального диаметра была перенесена на 350 метров ближе к одноименной станции Люблинско-Дмитровской линии метро, принявшей пассажиров в начале сентября.

АВТОР: Официальный сайт Мэра Москвы
ИСТОЧНИК: Официальный сайт Мэра Москвы
ИСТОЧНИК ФОТО: Фото Е. Самарина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы